Пиши и продавай! |
1. Ле-Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс, 1992. 2. Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 1997. С.254. 3. Цит. по: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. С.316. 4. Цит. по: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. С.88. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конечно, говорить об особенностях культуры в ее развитии можно по-разному. Можно (что порой делается) сделать акцент на том, что в истории человечества существовали разные культуры, каждая со своими особенностями. И это будет верным. Но, в то же время, в развитии человеческих культур было нечто, что позволяет-таки объединять разные культуры по принципу их однотипности (на различных основаниях). И более того, можно усмотреть и то, что К. Ясперс в ХХ веке назвал “осью”, некоторую единую направленность, если не всех культур, то многих. Согласно Ясперсу, при этом был и доосевой период существования культур. Но нам кажется, что ось, проявившаяся ярко в эпоху древних цивилизаций, проявилась не случайно, т. е. не случайно – именно эта ось. Да и в первобытности, в первых цивилизационно-культурных моментах жизни становящихся людей, содержалось нечто, в известной мере определявшее особенности того, что мы сейчас называем культурой и культурностью. При всей противоречивости дальнейшего развития, многозначности и многовариантности культуры, – постепенно все яснее обозначался ее ценностный смысл, не вполне осознаваемый даже в начале нововременной эпохи, не говоря уж о Средневековье. И “гнусный” по выражению Н. Данилевского, европоцентризм (в исследовательских подходах к культуре) – не случаен, ибо именно в европейской цивилизации, в Новое (в широком смысле) время, становится наиболее очевидным этот ценностный смысл, в связи с более чем где-либо реальными, обоснованными опасениями его утраты. Такие ценности культуры, как Истина, Добро, Вера, Красота, Любовь, Свобода, трудно рождавшиеся в качестве ценностей, развивавшиеся в самой разнообразной содержательности форм в культурах Древних цивилизаций, в Античности, Средневековье, – все эти ценности, в которых воплощалось становление человеческого в человеке, были в Новое время высвечены, рационализованно осмыслены, чувственно обогащены, и, в конце концов, вошли в противоречие с феноменами и характером цивилизационных сдвигов, противоречие все более острое, чем ближе к нынешним дням. Это противоречие оказалось обостренным, ибо, во-первых, культура и цивилизация не исходные антагонисты, они во многом взаимопересекаются, взаимодополняются, в чем-то и совпадают в плане реализации цивилизованности и культурности. А во-вторых, потому что культура и внутренне противоречива, и чем дальше, тем больше. Поэтому из дней нынешних мы пытаемся вглядываться в прошлое культуры, которое ведь не прошло, или не вполне прошло. Вглядеться, в частности, в особенности культуры, развивавшейся до эпохи Возрождения, чтобы лучше понимать, что происходит с культурой, начиная с этой эпохи и кончая сегодняшним состоянием и перспективами хотя бы ближайшего будущего человеческой культуры и ее ценностей. ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ К первой главе Алексеев В. П. Становление человека. М., 1994. Бакли У. Автралийский Робинзон. М., 1966. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1990. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. М., 1985. Бородай Ю. М. Эротика – смерть – табу. М., 1996. Васильев М. И. Основные черты и особенности культуры первобытного общества. Новгород, 1997. Вильчек Вс. Алгоритм истории // Нева. 1991. № 7. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1981. Особенности культуры в ее историческом развитии |
|
|
|