Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Трансформация образа Бабы Яги - это наиболее яркий пример того, как смех служил христианской религии, выполняя своего рода социальный заказ для придания отрицательных и комических черт древней славянской берегине.

Своеобразным видом сказок являются бытовые и сатирические сказки, в которых высмеиваются социальные явления. Бахтин отмечал, что смеховая культура народа внецерковна и внерелигиозна (7). Именно поэтому сказки чаще всего избирают мишенью своей критики чиновничество и священников.

Так, в 80-х годы XIX века в связи с кризисным положением православной церкви, в разных местах по соседству со старообрядческими приходами, крестьяне по их образцу стали пробовать подчинить сельский клир надзору со стороны сельских и волостных сходов. Они стали выносить приговоры об удалении не нравившихся им священников и о поставлении священниками мирских избранников. А вот фрагмент сказки, которая была записана в 1908 году со слов М.Я. Колотушкиной, Архангельск:

"В одном приходе не было попа. Собрались миряне попа выбирать. Выбирают из мужиков, а тут пришел мужичок Пахом. Все миряне:

- Ну, Пахом, быть тебе попом!
- Ну что же? Быть так быть! [...]

Вот поп пришел в церковь. Вошел в алтарь, надел ризы. Вышел из царских ворот и говорит:

- Слушайте, - говорит, - миряне! За что поп, за то и приход!
- Слушаем, батюшко!

Сторож подает ему кадило, угольев много, так кадило и горит. Взял поп кадило и начал махать. Махал, махал, у него уголье каленое выскочило из кадила да прямо в голенище. Ногами поп пошел стучать. Он топчет, и миряне все топчут ногами.

Уголь дальше забирается. Ничего ему не сделать, хлоп наземь, ноги кверху и лягает ногами. И все миряне хлопнулись на пол, ноги кверху, и все залягались.

Один мужичок вышел из церкви, а другой идет в церковь, и спрашивает его:

- Али уж отошла служба?
- Нет, не отошла! Топаньё-то отошло, а теперь - ляганьё!"

В этой сказке основным мотивом являются антиклерикальные настроения, до такой степени, что ее даже нельзя в полной мере назвать сказкой. В ней нет фантастических элементов, однако, нереальность ситуации, ее комическая, гротесковая гиперболизация все же ставят ее в ряд с другими сказками. Сатирические и бытовые сказки не всегда пользовались образами животных. Часто в роли сказочных персонажей выступали сами люди. Высмеивание социального устройства было свойственно всем периодам российской истории.

Также в сказках встречается отношение к смеху как к понятию - проявляющееся не во внешних формах и способах создания комического эффекта, а как отношение к социальному явлению. Ярким примером анализа подобного отношения может служить статья В.Я. Проппа "Ритуальный смех в фольклоре" на примере сказки о Несмеяне. В данном случае, в сказке проявляется отношение к смеху, как к ритуальному действию. В.Я. Пропп приходит к выводу, что Несмеяна является продолжением образа рождающейся и умирающей богини плодородия, от улыбки или смеха которой распускаются цветы и природа оживает для плодоношения.

Смех в данном случае символизирует живительную и рождающую силу природы и богини плодородия, которую "изображает" Несмеяна. На этом примере видно, что корни смеха уходят вглубь веков, и что он в древности выполнял ритуальную функцию. Бахтин М.М. предполагает, что в догосударственный период развития общества смеховые обряды стояли наравне с серьезными, были настолько же "официальны, он делает вывод о существовании "двумирности" в жизни народа, серьезного и сатирического миров, не умаляя значения ни одного, ни другого (8).

Можно отметить, что обрядовая функция сказки сохранилась, если иметь в виду именно смеховую традицию. Сказка часто сама вызывает смех, ее язык прост и доступен, это элемент развлечения, сохранение жизнеутверждающего настроя обрядов, фольклора в целом. Часто сказка воспринимается как смешная поучительная история:

"Бежала лиса по лесу увидала на дереве тетерева и говорит ему:

- Я в городе была, указ добыла - теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот это хорошо, - говорит тетерев, - а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
- Ну, мне пора, а то, может быть, собаки указа еще не слыхали".

Одним из самых употребительных и часто применяемых способов стал прием использования сказок о животных. В таком виде сказки могут использоваться все приемы, о которых говорят исследователи комического. Интересна также другая - воспитательная роль таких сказок. Сама же сказка служит именно для того, чтобы выявлять пороки общества и в наиболее яркой и доступной манере наказывать их. Здесь смех выполняет именно ту функцию, о которой упоминает А. Бергсон - это нечто вроде общественной выучки, он бичует нравы, приспосабливает к среде, исправляет и сглаживает недостатки.

Основными элементами такого рода сказок становились нормы общежития, морали, нравственности. В сказках всегда рассматриваются хитрость, доброта, смекалка, прилежание, вежливость и воспитание, готовность прийти на помощь или, напротив, лень, глупость, сварливость, злость.

В этом проявляется и психологическая роль сказки. Она помогает адаптироваться в жизни, вводит в круг общественных норм и избавляет от возможных проблем, страхов. Метод решения остается тем же - смех. Наглядным примером может служить сказка-страшилка "Пых". В этой сказке желаемый результат - избавить ребенка от страха перед злой силой, который достигается с помощью эффекта неожиданности.

Очень популярны в сказках народов мира сюжеты о противоборстве смерти, победы над ней с помощью хитрости и смекалки, и в то же время демонстрация необходимости смерти, негативный эффект ее отсутствия, что приводит к иному восприятию ее неизбежности (сказка "Солдат и Смерть" и т.п.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проблемы комизма
- говорит тетерев

сайт копирайтеров Евгений