Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Некогда смеху приписывалась способность не только повышать жизненные силы, но и пробуждать их в буквальном смысле слова. Это касалось как жизни человека, так и жизни растительной природы. Земля в античности воспринималась как женский организм, а урожай - как разрешение от бремени. Фаллические процессии античности возбуждали всеобщий смех и веселье, и этот смех и все, что было с ним связано, и чем он был вызван, должно было воздействовать на урожай. Некоторые теоретики и историки литературы к таким процессиям возводят происхождение комедии.

Концепции о живительной силе смеха прослеживаются не только в античности, но и в других ранних представлениях, относящихся к родовому строю. Древние якуты, например, поклонялись богине родов Ийесхит. Эта богиня навещает рожениц и помогает им тем, что во время родов сильно смеется. Также смех у некоторых народов был когда-то обязательным во время обряда посвящения при наступлении половой зрелости, сопровождая момент нового символического рождения посвящаемого. Смех способствовал воскрешению из мертвых, как в прямом, так и в переносном смысле. Так, в якутских обрядах после поимки животного на охоте смеялись ради возрождения убитого зверя к новой жизни и вторичной его поимке, или можно вспомнить обычай населения Сардинии убивать стариков, при этом громко смеясь. В отличие от привычного представления о "сардоническом смехе", как о жестоком и злорадном, в свете другого подхода его можно трактовать как сопровождающий переход из смерти в жизнь, то есть смех при убивании превращает смерть в новое рождение, уничтожая убийство (9).

В период бурного роста хлебов и трав молодежь устраивала игрища с громким смехом, обрядовой эротикой, песнями о любви и молодости. В основе обрядов лежат представления об умирающей и воскресающей богине плодородия, с возвращением которой на землю начинается плодоношение земли, распускаются цветы. Эти мотивы и традиции прослеживаются в русских обрядах сожжения Масленицы, проводах Русалки, сожжении Костромы и Купалы, похоронах чучела кукушки, которые тоже сопровождались веселыми празднествами, смехом, притворным плачем и гуляньями. Чучелам устраивали торжественную встречу, а затем убивали, уничтожали, сжигали в поле, за околицей или у реки. Разыгрывались настоящие похороны, которые обставлялись, однако, не трагически, а комически и завершались нередко бурным весельем. В основе и этих действ лежит "философия зерна": чучело убивали, чтобы заставить божество воскреснуть или передать свою силу земле и возродиться из нее в виде нового урожая. Чрезвычайно важно, что подобные убийства, растерзания, сжигание всегда сопровождались притворным плачем и непритворным смехом. Смех здесь оказывал живительное действие, потому что смех есть признак жизни; более того, по народным воззрениям, смех способен вызывать и возрождать жизнь (10).

Многие праздники сопровождались и посещением кладбищ, поминовением родственников. В день проводов Масленицы было прощеное воскресенье, древним был обычай посещения могил на Троицу. С обычаем этим боролись еще во времена Стоглавого собора 1551 года, на котором отмечалось:

"В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитанием. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же от плача пререставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети..." (11).

А вот отголоски того же обычая более позднего времени - анекдот из книги Ивана Манжуры (1851-1893) "Сказки, пословицы и т.п., записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях". (Харьков, 1890):

"Умер муж, жена ну голосить:

- Муженек мой, родименький, ты ж, бывало, вспашешь поле и посеешь огурцов, арбузов и дынь...Дынь, дынь, дынь!.

И как дошло дело до этих "дынь", всплеснула руками и давай по хате танцевать" (12).

Заключение

Сказка стала гармоничным продолжением земледельческих традиций. В ней проявилось все многообразие культурных народных форм. Сказка выполняла как воспитательную функцию с самого детства ребенка, помогала войти человеку в круг норм и общественных порядков, гармонично развиваться в окружающей среде.

Огромную роль в выполнении этих задач играл смех, смеховая культура и обряды. На основании рассмотренных примеров можно сделать вывод о существовании нескольких форм смеховых традиций в фольклоре, в частности, в сказке.

Во-первых, это древняя обрядовая форма отношения к смеху, как к рождающему началу, живительной силе земли, которая проявлялась в сказках.

Во-вторых, это неправильное понимание архаичных обрядов и персонажей, что вело к их изображению в сказках в комическом виде, будь то самостоятельный процесс или под воздействием внешних факторов.

В-третьих, это специальная воспитательная и адаптирующая роль смеха в поучительных сказках, психологическая функция смеха.

В-пятых, социальная, высмеивающая функция смеха в сказках. Ее объектом становились социальные пороки, недостатки государственных институтов, социального устройства.

В-шестых, "патриотическая" роль смеха в былинах, высмеиванием уничтожавшая врагов и доброй насмешкой побуждающая добрых героев, богатырей к действию и к победе.

Можно сделать вывод о необходимости дальнейшего, более глубокого исследования смеховых традиций на основе современных подходов к изучению общественного сознания и при детальном анализе мифологических и традиционных установок народа.

Используемая литература

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1-2. М., 1958-1963.
2. Антология мирового анекдота. От великого до смешного...Киев-М., 1994.
3. Афанасьев. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1985.
4. Бергсон А. Смех. М., 1992.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
6. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. / Сост., вступ. ст. и комм. В.И. Калугина. М., 1990.
7. Древнерусская литература. Книга для чтения. / Сост. Е. Рогачевская. М., 1993.
8. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.-Л., 1958.
9. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.
10. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
11. Методы изучения фольклора. Л., 1983.
12. Мифы и легенды Европы. Саратов, 1994.
13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1980, 1982.
14. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.
15. Пропп В.Я. Былины. Т. 1-2. М., 1958.
16. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
17. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. (По поводу сказки о Несмеяне). М., 1999.
18. Пропп. В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998.
19. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.
20. Русские народные сказители. / Сост., вступ. ст., вводные тексты и комм. Т.Г. Ивановой. М., 1989.
21. Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985.
22. Сказки народов СССР. Т. 1-2. / Сост., вступ. ст. и примеч. В.П. Аникина. М., 1986.
23. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1-4. М., 1947.
24. Халанский М. Великорусские былины Киевского цикла. Варшава. 1885.
25. Юдин Ю.И. Интерпретация былинного сюжета. К методике обнаружения эпического подтекста // Методы изучения фольклора. Л., 1983. СС. 146-153.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проблемы комизма

сайт копирайтеров Евгений