Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

полуостровом, малого того, что оно само по себе полно самыми скверными вещами, вода в нем — соленая и горькая, как будто, приготовленная богом специально, чтобы отвратить людей от питья. Помимо этого, так называемое Мертвое море, которое действительно мертво, так как нет по нему судоходства, даже лишает местных жителей части занимаемой ими земли, так как вода в нем то опускается, то поднимается» [42].

Представляет особенный интерес заключительная часть надписи Диогена, в которой он приспособил традиционный эпикуреизм языку и духу своего времени, соединив мифологический образ «золотого века» с утопическим эпикурейским общественным идеалом [43]. Диоген верил в грядущее наступление «золотого века». Он мечтал о том времени, когда идеалы Сада станут всеобщими. Все будут мирно заниматься земледелием, а в часы досуга — философией. В обществе будет царить справедливость, не будет рабов, никто не станет устраивать свои дела за счет другого, не будет необходимости в законах, и тогда «жизнь богов перейдет к людям, ибо все будет полно справедливости и взаимной любви» [44].

Итак, мы можем сделать вывод, что мифологические образы «золотого века» и блаженных земель (островов), претерпев определенные трансформации, получили философскую интерпретацию в эпикуреизме, превратившись в важные компоненты учения об обществе и эвдемонистической этики.

Примечания
[1] Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Грант № 02-03-18255а.

[2] См.: Lovejoy A.O., Boas G. Primitivism and Related Ideas in Antiquity. Baltimore, 1935. P. 25 ff.; Baldry H.C. Who Invented the Golden Age? // Classical Quartely. 1952. № 2. P. 83-92; Sproul B. Primal Miths. Creating the World. London, 1979.

[3] Гюйо М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. СПб., 1899. С.123.

[4] Guiffrida P. L’epicureismo nella letteratura latina nel I secolo a. C. II vols. Torino, 1940-1948; Paratore E. L’epicureismo e sua diffusione nel mondo latino. Rome, 1960; Boyance P. L’Epicurisme dans la societe et la litterature romanes // Bulletin d’Association G. Bude. 1960. № 19. P. 449-516.

[5] П. Грималь подчеркивал центральное значение политического эпикуреизма в происхождении принципата, считая, что римский эпикуреизм был пронизан новым духом, отличным от духа афинского Сада и превратился в «роялистский» эпикуреизм (см.: Grimal P. L’epicurisme romain // Actes du 8-me Congres d’Association G. Bude. Paris, 1969. P. 139-168).

[6] Howe H.M. Three Groups of Roman Epicureans // Transactions and Proceedings of American Philological Association. 1948. № 79. P. 341-342.

[7] Слова торжественной клятвы, произносимой на суде. Тот, кто произносил ее, брался правой рукой за камень, символизирующий Юпитера.

[8] Письма Марка Туллия Цицерона. Пер. и комм. В.О. Горенштейна. М., 1994. Т. 1. С. 333-334.

[9] Там же. Т. 2. С. 92.

[10] Voluminum Herculanensium Collectione. Col. prior, t.1-11. Neapoli, 1793-1855; Col. altera, t. 1-11. Neapoli, 1861-1876; Gigante М., Shmid W. Praefatio // Usener H. Glossarium Epicureum. Rome, 1977. P. XXI-XXXI. “De bono rege secundum Homerum”: Dorandi T. Filodemo. Il buon re secondo Omero. Napoli, 1982. “De deorum victu”: Arrighetti G. Filodemo. De Dis III, col.XII-XIII 20 // Studi Classici e Orientali. 1958. № VII. P. 83 sqq.; Arrighetti G. Filodemo. De Dis III, col. X-XI // Studi Classici e Orientali. 1961. № X. Р. 112 sqq.; Diels Н. Philodemus uber die Gotter. Buch I und III // Abhandlungen der Koniglichen Preussischen Akademie der Wissenschaften — 1915. (Berlin, 1916). № 7. S.3-104; 1916. № 4 (Berlin, 1917). S. 3-69. “De morte”: Filodemo di Gadara. I frammenti del IV libro dell’opera “Sulla morte”. Roma, 1970; Kuiper Т. Philodemos. Over den Dood. Amsterdam, 1925. “De pietate”: Heinrich A. Philodems “De Pietate” als mythographische Quelle // Cronache Ercolanesi. 1974. № 4. Р. 5-38; Heinrich A. Toward a new edition of Philodemus’ Treatise On Piety // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1972. № 13. Р. 67-98; Gomperz Т. Philodem uber die Frommigkeit // Herkulanensis Studien II. Leipzig, 1866. “De signis”: De Lacy P.H. and E.A. On Methods of Inference // La scuola di Epicuro — Colez.di testi ercolanesi diretta da M. Gigante. Napoli,1978. “Index Academicorum”: Filodemo. Storia dei filosofi. Platone e l’Academia (Pap. Herc. 1021 e 164). E commento a cura di T. Dorandi. Napoli, 1991; Mekler S. Akademicorum philosophorum index Herculanensis. Berlin, 1958. “De oeconomia”: Laurenti R. Filodemo e il pensiero economico degli epicurei. Milano, 1973. “De poematis”: Sbordone F. Nuovi contributi alla “Poetica” di Filodemo (PHerc. 994) // Cronache Ercolanesi. 1972. № 2. Р. 47-58; Sbordone F Un nuovi libro della “Poetica” di Filodemo // Atti dell’Accademia Pontaniana. 1960. № 9. Р. 231-258; Jensen С. Philodemus. Uber die Gedichte funftes Buch. Berlin, 1923; Gomperz Т. Philodem und die aestetischen Schriften der Herculanischen Bibliothek // Sitzungsberichte der Weiner Akademie der Wissenschaften, CXXIII, 1890 (Wein, 1891). “De rhetorica”: Sudhaus S. Philodemi Volumina Rhetorica, I-II. Supplementum. Amsterdam, 1964 (Lipsiae, 1892, 1895, 1896). Греческая эпиграмма/ Под ред. Ф.А. Петровского. М., 1960. С. 168-172; см. также исследования: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 179-317; Покровская З.A. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 235-253; Gigante М. Ricerche filodemee. Naples, 1969; Guiffrida Р. L’Epicureismo nella letteratura latina del I secolo a.C. Vol. I. Filodemo. Torino, 1940; Philippson R. Philodemos // Paulys Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XIX, 2. 1938. S. 2444-2482; Vogliano А. Epicuri et Epicureorum scripta in herculanensibus papyris servata. Berolini, 1928.

[11] Schmid W. Zur Geschichte der herculanishen Studien // La Parola del Passato. 1955. № 10. Р. 478-500.

[12] Квинт Гораций Флакк. Избранная лирика. М.; Л., 1936. С. 119.

[13] Gigante М. Ricerche filodemee. Р. 63-130.

[14] К сожалению, в период работы над этой книгой нам не было доступно последнее издание трактата Филодема «О благочестии». — Philodemus. On Piety. Part I. Critical text with commentary/ Ed. by D. Obbink. Oxford, 1996.

[15] Вопрос о принадлежности виллы дискутируется в кн.: Nisbet R.G.M. Piso and the Villa of Papiri // M. Tulli Ciceronis. In L. Calpurniam Pisonen Oratio. Oxford, 1961; Bloch H.L. Calpurnius Piso Caesonius in Samothrace and Herculanem // American Journal of Arhaeology. 1940. № 44. P. 485-493; Gigante М. Pilodиme et Pison d’Herkulanum а Rome // Gigante М. Philodиme et l’Epicurisme Roman. Paris, 1987. P. 108ff.; Sauron G. Templa Serena. La villa dei Papiri // Cronache Ercolanesi. 1983. № 13. Suppl. 2. P. 69-83.

[16] Pandermalis D. Zum Programm der Statuenausstattung in der Villa dei Papiri // Mitteilungen des Deutschen Archдologischen Instituts Athenische Abteilung. 1971, 86. S. 173-209.

[17] Reallexikon fur Antike und Christendum. Vol.V. P. 686.

[18] Филодем цитируется по изд.: Греческая эпиграмма. СПб, 1993. С. 267.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М.М. Мифологемы остров блаженных и золотой век в римском эпикуреизме 2 философов
Под словами semina ma библиографию общество

сайт копирайтеров Евгений