|
<<< ΛΛΛ >>>
Если бы, кроме «здравого смысла», у него были какие-нибудь
другие ресурсы, он увидел бы, что «путаницы», которые кажутся ему такими
зловредными, не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем
мире, но, напротив, укрепляют в нем чувство реальности, и что именно
в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать
в детской среде такие стихи. Ибо так уж устроен ребенок, что в первые годы
его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления
с окружающим миром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики.
Для того чтобы мой обличитель мог вполне усвоить эту очевидную
истину, я повел бы речь издалека и сказал бы ему приблизительно следующее:
– Заметили ли вы, мой бедный друг, что в русских народных стишках
для детей – этих шедеврах поэзии и педагогической мудрости – редко
кто проскачет на коне, а все больше на кошке, на курице – на самом неподходящем
животном:
Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Нет, кажется, такой птицы, такого животного, на котором
не прокатились бы люди в русских детских народных стишках:
Села баба на баран,
Поскакала по горам…
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине…
Запрягу я кошку в дрожки,
А кота в пристяжку…
Сядьте на курицу,
Поезжайте в кузницу…
Машенька из дому уходила,
На воробушке по улице катила…
А Ерема на утяти
Поехал пахати…
Всюду в этих стишках нарочитое отклонение от нормы: от лошади.
Чем объясняете вы такую «нелепость»? Деревенские дети, в возрасте от
двух до пяти, отказываются почему-то ввести в свою песню канонического
ездока и коня. Только вчера они усвоили этот канон, только вчера постигли
великую истину, что лошадь существует для езды, что здесь ее главная функция,
а сегодня наделяют этой функцией всякую заведомо неподходящую тварь:
<<< ΛΛΛ >>>
Меня смеятьсяэтой выдумке
Бахвальство малолетних ребят очень верно изображено веройпановой в ее прелестной повести сережа
|
|