Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Священник может требовать от окружающих вести себя в его присутствии так, как, по его мнению, подобает держаться прихожанам, общаясь с батюшкой. Например, очень пожилой и, по-видимому, очень почитаемый священник Скорбященского храма Рязани, увидев, что я не подхожу к нему под благословение, как все присутствующие, потребовал, чтобы я сложила руки нужным образом, и благословил фактически «насильно». Настоятель одного из сельских храмов в аналогичной ситуации, не удовлетворившись благословением, перевернул руки таким образом, чтобы я их поцеловала.

Прихожане, со своей стороны, тоже участвуют в формировании образа батюшки. По воспоминаниям настоятеля рязанского храма: «Я на себе это испытал, когда служил в соборе. Там были такие бабуськи! <…> Придешь из дома – они начинают: «Ой, какой у нас батюшка, какой Вы замечательный!» .
Еще важнее донести информацию о достоинствах священника до тех, кто этой информацией не обладает, или подтвердить ее тем, кто уже что-то слышал о священнике. Круг приближенных, формирующих нужное общественное мнение об известном священнике, — неотъемлемая часть такого явления, как старчество.

Важную роль в формировании образа священника играет его семья. Образ священника как хорошего семьянина импонирует большинству прихожан. Кроме того, в понимании многих семья священника является как бы продолжением его самого. Так, прихожане Николо-Ямского храма, по свидетельству газеты «Благовест», могут относиться к жене настоятеля так же, как к самому настоятелю – они «делятся своими нуждами, доверяя ее мудрости и опыту» . Иногда это убеждение разделяют и сами жены (матушки). Например, жена настоятеля сельского храма в ходе беседы использовала выражения «мы служили на приходе», «мы недавно рукоположенные».

Соответственно и достоинства членов семьи многими воспринимаются как достоинства самого священника. Желая дать положительную характеристику батюшке, рассказывающий о нем очень часто упоминает его домашних. При этом не важно, имеют ли упоминаемые факты отношение к собственно религиозной сфере. И набожность родственников священника, и их личные качества – доброта, приветливость, и карьерные достижения — одинаково положительно воспринимаются прихожанами и становятся свидетельствами в пользу батюшки. Так, сотрудница Архангельского храма Пронска, присутствовавшая при нашей беседе с настоятелем, постоянно дополняла рассказ священника подробностями типа: матушка хорошо поет, жила некоторое время в монастыре, сын интересуется иконами . Прихожанка Екатерининского храма Рязани, отметив, что священники в храме «высокодуховные», проиллюстрировала сказанное только сообщением о жене одного из них, получившей церковное образование и выступавшей по местному телевидению . Прихожане Покровского храма с. Храпово (Рязань) в посвященных юбилею настоятеля газетных заметках упоминают отзывчивость матушки, успехи в учебе детей. И даже то, что дочь священника – «скромная, милая девушка».

Интересно, что епархиальная пресса почти не используется для формирования имиджа священника, и устные рассказы о батюшках в прихрамовой среде на сегодняшний день куда эффективнее. Повествуя о епархиальной жизни, православные журналисты предпочитают подробно рассказывать об иконах и храмах, но не об их настоятелях и клириках, и такой подход в целом отражает позицию большей части верующих. Священники на страницах газет обычно выступают в роли комментаторов событий недавнего прошлого (часто из нецерковной жизни), интерпретаторов истории — или отчитываются о ходе восстановления храмов. В качестве духовных наставников, объясняющих новоначальным христианам азы православия, за редким исключением выступают священники других епархий. Клириков собственной епархии рязанская церковная пресса привлекает для этого крайне редко, предпочитая перепечатывать широко представленные в Интернете «ответы на вопросы» известных священнослужителей.

Появление в епархиальной печати личностной оценки священнослужителя носит случайный характер и может встретиться, к примеру, в описании паломнической поездки или освящения храма. Так, автор заметки в «Благовесте», делясь впечатлениями от паломничества, отмечает радушие священника: «Отец Димитрий нас уже ждет, так нам рад, будто мы родственники, даже чуть-чуть неловко.

Благословляет каждого. Успевает всем что-то сказать, улыбнуться» . Журнал «Рязанский церковный вестник», рассказывая об освящении храма, характеризует его настоятеля (кстати, речь идет о том же отце Дмитрии) как «теплого» и «солнечного» .

Пожалуй, единственное, что можно считать целенаправленной попыткой формировать в епархиальных СМИ образ священнослужителя, — это пристальное внимание к членам священнических семей. Встречаются публикации, полностью посвященные женам клириков епархии , регулярно появляются упоминания о близких священника в положительном контексте . Как уже говорилось, семья священника часто воспринимается как часть его самого. Кроме того, рассказ об отношениях в семьях священнослужителей позволяет параллельно решить еще одну задачу – обрисовать идеальную христианскую семью, создание образа которой церковная пресса считает важной задачей.

Таким образом, статус представителя Церкви сам по себе еще не позволяет священнику каким-либо образом воздействовать на верующих. Воспринимая храм как своего рода сервисный центр, где «душе приятно», где можно послушать хор, стоя перед иконами в мерцании свечей, прихожане обычно видят в священнослужителях персонал, выполняющий определенные функции, но практически не вступающий во взаимодействие с паствой.

 <<<     ΛΛΛ   

. Сибирева О. Православный священник как харизматический лидер 11 священника
Очень почитаемый священник скорбященского храма рязани

сайт копирайтеров Евгений