Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наиболее яркий пример такого почитания можно наблюдать в приходе храма в честь св. Александра Невского в микрорайоне Дашково-Песочня г. Рязани. Прихожан сюда привлекает в первую очередь личность настоятеля – митрофорного протоиерея Петра Кравцова, 1941 г.р. С 1978 г. он был клириком Скорбященского храма Рязани, единственной церкви в городе, не закрывавшейся в советское время. С 1995 г. по ноябрь 2004 г. – настоятель этого храма, несколько последних лет параллельно занимал должность настоятеля Александро-Невского храма. Долгое время о. Петр был официальным духовником епархии, т.е. священником, принимавшим обязательную ежегодную исповедь у духовенства.

У верующих есть стремление прикоснуться к священному объекту, в случае со священниками мы наблюдаем то же. В Александро-Невском храме сложилась традиция: почти за сорок минут до начала службы у двери, откуда должен появиться о. Петр, начинают собираться ожидающие его люди. Когда священник выходит, количество «просителей» резко увеличивается: те, кто стоял в очереди к ящику, ставил свечи и т.п., оставляют свои дела и бросаются к нему. Живая очередь выстраивается на всем пути следования священника. Те, кто не попадает в первый ряд, перемещаются вслед за о. Петром, норовя протиснуться вперед либо просто протянуть руки для благословения. Кто-то в этой сутолоке еще и пытается задавать вопросы.

Ажиотаж, которым сопровождается благословение, вызван не в последнюю очередь тем, что доступ к священнику ограничен. Поскольку о. Петр не останавливается для общения с прихожанами, продолжая медленно идти к алтарю, по пути благословляя подошедших и кратко отвечая некоторым на вопросы, подойти к священнику успевают далеко не все. Мне пришлось видеть, как женщина, находившаяся в числе «просителей», отходила со вздохом: «Опять не успела!». Такая же толпа выстраивается после богослужения, но батюшка и теперь удаляется, не вступая ни с кем в долгие разговоры.
(Другая ситуация, например, в Николо-Ямском храме, где после службы значительная часть прихожан остается, чтобы подойти к клирику храма иерею Сергию Сальцову, и получить благословение или попросить совета могут все желающие.)

Те, кому не удается непосредственно пообщаться с о. Петром, удовлетворяются молитвенным общением с ним, полагая, что само его присутствие в храме как бы дополнительно освящает богослужение. Одна из опрошенных объяснила свой выбор храма именно тем, что в нем «больше благодати», и причину этого явления прихожанка видит в присутствии о. Петра. Показательно, что отсутствие непосредственного общения со священником не мешает ей считать его своим духовником: «У меня, правда, нет духовного отца, но для души он у меня типа духовного отца» .

Среди прихожан Александро-Невского храма выделяются несколько категорий. Первая — жители окрестных домов, посещающие этот храм как ближайший к дому. Многие, как и в любом другом храме, заходят на несколько минут, чтобы подать записку или поставить свечи, не оставаясь на богослужение. Даже если они никогда не общались со священнослужителями, им известно, что настоятель храма — священник «с именем».

Ко второй категории относятся почитатели о. Петра, приезжающие специально, иногда из отдаленных районов, чтобы увидеть батюшку, помолиться вместе с ним, а если повезет, то и пообщаться. Многие из них, познакомившись с о. Петром на приходах, где он служил раньше, перемещались вслед за ним по местам его служения. В начале доклада было отмечено, что большинство прихожан, ценит в первую очередь обстановку в церкви, оставаясь верными выбранному храму, даже если в нем меняются священники. В данном случае мы наблюдаем обратное явление: верующие готовы пожертвовать уже полюбившимся храмом и привычными удобствами, часто тратя в несколько раз больше времени на дорогу, чтобы не разлучаться со «своим» священником. И такое случается довольно часто, если мы имеем дело с «духовным батюшкой». Например, одна из собеседниц сообщила, что посещала раньше другой храм, но перешла в Спас-на-Яру, после того как туда был переведен его нынешний настоятель. По словам настоятеля храма при Рязанском государственном педагогическом университете, в основном нынешние его прихожане – «общинка, которая кочует за ним из храма в храм» .

Известна еще одна группа почитателей о. Петра. Эти люди обращаются к священнику время от времени, когда возникает необходимость. Периодичность обращений может быть самой разной. К разовой помощи священника могут прибегать люди, почти не посещающие церковь или являющиеся прихожанами другого храма, но наслышанные о необыкновенном даре батюшки и рассчитывающие на его совет и молитву в критической ситуации. Более или менее регулярно к о. Петру обращаются те, кто считает его своим духовником (часто тоже прихожане других храмов): они стараются согласовывать с ним свои действия в любом важном для них деле.

Обращения к священникам за редчайшим исключением носят «практический» характер. По признанию опрошенных нами священников, лишь в единичных случаях задаваемые им вопросы касаются особенностей вероучения. В основном верующие просят совета или молитвы, чтобы получить практическую помощь в конкретной ситуации. Очень часто поводом становится состояние здоровья или смерть близких.

Так, например, Е.Г., одна из духовных чад о. Петра Кравцова, познакомилась с ним, придя в храм в связи со смертью мужа, о котором не было известно, крещен ли он. Первое, что привлекло Е.Г. в будущем духовном отце, его доброта и забота, особенно яркие на фоне хамства церковной служительницы, посоветовавшей зарыть некрещеного мужа «как собаку». Причем, как подчеркнула рассказчица, это была не просто доброта, а необыкновенная доброта и забота, какие не всегда можно встретить и у родных людей. (В социальном плане Е.Г. вполне успешный человек, имеющий широкий круг общения.)

Одновременно с добротой в этом случае о. Петр продемонстрировал и свою прозорливость, т.к. знал, с какой бедой пришла в храм Е.Г. еще до того, как она ему об этом рассказала. Впоследствии священник проявлял эти качества неоднократно. Предсказал, что сложная операция у матери информантки пройдет успешно, после чего у Е.Г., по ее словам, появилось ощущение, что «у мамы ангина, и маме 14 лет». Затем с точностью до часа назвал время смерти отца рассказчицы. Все это убедило Е.Г. в исключительности о. Петра, и ее обращения к нему стали систематическими: по всем важным для себя вопросам (уже не обязательно связанным со здоровьем) она предпочитает советоваться с духовником и в точности следовать его указаниям.

Многие из тех, кто не имеет духовника, все равно стремятся получить совет священника в важном для них деле. Это дело может не иметь никакой «духовной» окраски и не относиться непосредственно к сфере компетенции священника, но в любом случае вопрошающие исходят из убеждения, что батюшка обладает знаниями в любой области и плохого не посоветует. Например, к настоятелю Вознесенского храма г. Спасска прихожане обращались с просьбой объяснить, как надо строить дом (речь шла о технических вопросах – метраж, количество этажей и т.п.), каким образом оформить юридические документы. Попытки священника отослать спрашивающих к соответствующим специалистам ни к чему не привели: батюшка был вынужден «сдаться» и проконсультироваться с юристом и архитектором сам.

Подобные обращения свидетельствуют, что священник может восприниматься просто как талисман, само наличие которого способствует успеху. Жительница с. Жокино Захаровского р-на, ожидая на остановке автобус, чтобы ехать в больницу, увидела настоятеля местного храма, который, узнав, куда направляется его односельчанка, подбодрил ее, сказав, что все будет хорошо. Когда действительно поездка завершилась благополучно, женщина объясняла удачу именно встречей со священником, при этом его возможная молитвенная помощь не упоминалась.

Рекомендации священника для верующих обязательны к выполнению. Я уже упомянула о стремлении многих верующих выстраивать свою жизнь – и в собственно религиозном, и в бытовом аспектах – сообразно указаниям духовного наставника. Жизнь прихода (если таковая имеется) тоже, как правило, целиком и полностью зависит от настоятеля, он может даже выступить в качестве создателя новой традиции.

Нередко священник становится инициатором популяризации определенных святынь, святых или обрядов, не имеющих распространения на других приходах. Это может быть и «творческое переосмысление» уже существующих практик, и использование прямо запрещенных священноначалием. Например, в Александро-Невском храме читаются акафисты запрещенной иконе Божией Матери «Воскрешающая Русь».

Настоятель одного из городских храмов на отпусте упоминает не канонизированного князя Олега Рязанского, икона которого имеется в церкви. Клирик другого храма в беседе с прихожанами рекомендовал повторять «Господи, помилуй», произнося первое слово на вдохе, второе на выдохе. Здесь очевидна отсылка к исихастской практике, но в очень упрощенном виде. Кроме того, для мирян подобные «упражнения» не являются обязательными.

Стоит упомянуть еще одну популярную среди мирян практику, не поощряемую, но и не запрещаемую напрямую священноначалием, — экзорцизм, изгнание бесов. Хотя, по мнению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева), «это чисто языческое, шаманское явление» и «шаманизм стопроцентный» . Интерес верующих к экзорцизму вызван убеждением как в действенности самого обряда, способствующего исцелению физических и душевных недугов, так и в исключительности священника, его совершающего: заниматься «отчиткой» может не каждый батюшка. Мне известно о существовании такой практики в двух приходах епархии, в обоих случаях настоятелями являются монахи. В одном из этих храмов, где, по словам прихожан, «отчитка» происходит несколько раз в неделю, в день моего приезда присутствовало всего несколько человек. В другой же, как свидетельствуют мои собеседники, паломники едут автобусами, не исключено, что «бесноватых» среди них большинство.

Таким образом, священник зачастую становится проводником «народного православия». Это почти всегда остается незамеченным верующими, не делающими различия между церковной и «народной» традицией. В исключительных случаях, если тот факт, что существующий в данном храме обычай не встречается (или почти не встречается) на других приходах, отмечен кем-то из прихожан, он, скорее всего, будет истолкован как еще одно подтверждение необыкновенного дара данного батюшки. Как уже говорилось, для большинства верующих важна не позиция Церкви, а то, что совет исходит от конкретного «духовного» батюшки.

Формирование образа священника

И у священников, и у мирян есть представление о том, как должен выглядеть и вести себя «духовный» батюшка. Священник стремится, насколько возможно, соответствовать этому представлению, формируя собственный имидж, исходя из имеющегося у него и предположительно существующего у прихожан образа идеального пастыря. Оговорюсь, что слово «имидж» употреблено здесь отнюдь не в ироническом ключе: по крайней мере, часть духовенства соглашается с тем, что священник самостоятельно выбирает определенную модель поведения для достижения желаемой реакции прихожан. Архиепископ Павел в разговоре со мной тоже употребил именно это слово, характеризуя некоторых клириков, пытающихся «может быть, на слабом знании людьми истории создать себе имидж такой – подвижника, пастыря».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

. Сибирева О. Православный священник как харизматический лидер
Еще важнее донести информацию о достоинствах священника до тех

сайт копирайтеров Евгений