Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Да, из каждой трагедии нужно извлекать уроки и анализировать поведение жертвы, которая, возможно, вела себя слишком беспечно. Но реальность такова, что человек действительно мог оказаться «не в то время и не в том месте». Когда мы обвиняем жертву, то психологически дистанцируемся от пострадавшего человека и от ситуации, считая, что с нами такое произойти не может.

Зачастую мы ошибочно считаем жертв сект недалекими и слабовольными людьми, которые не смогли вынести тяготы обычной жизни, и предпочли добровольно передать бразды правления другим, так как гораздо проще жить по указке, снимая с себя ответственность за принятие решений. Мы убеждены, что «с нами такое никогда не произойдет», потому что нам хочется верить, что мы умнее и сильнее миллионов людей, ставших жертвами психологического контроля в сектах.

Но наша вера в собственную неуязвимость демонстрирует нашу слабость, которой успешно пользуются вербовщики. Например, вербовщик говорит: «Слушай, Джо, ты же умный парень, вполне здравомыслящий и довольно прагматичный. Разве кто-то может заставить тебя что-нибудь сделать, если ты сам этого не захочешь? Принимай решение сам, но при этом постарайся уходить от стереотипов. Надеюсь, у тебя хватит ума не прислушиваться к «разоблачениям» о сектах, которые распространяют продажные средства массовой информации. Так когда ты заглянешь к нам на лекцию?»

И, наконец, рассмотрим последний тезис о том, что мы живем в мире тотального контроля. Да, всю жизнь мы находимся под тем или иным влиянием, но влияние влиянию рознь. Одно дело, когда под влиянием друзей вы идете смотреть новый фильм. Но совсем другое дело, когда секта оказывает на вас деструктивное влияние, внушая необходимость совершить убийство или самоубийство, как это было с последователями Джима Джонса в Джонстауне или последователями Дэвида Кореша на ранчо «Апокалипсис» в Уэско.

Существует обширный комплекс техник воздействия на психическую деятельность человека, позволяющий программировать его мысли, чувства и действия в заданном направлении. Сами эти техники, как любое знание, нельзя считать плохими или хорошими. Все зависит от того, с какой целью они применяются. Если человек хочет бросить курить и с этой целью добровольно соглашается пройти курс психотерапии с применением гипноза, у него есть на это право. В данном случае гипноз может избавить его от зависимости, расширить спектр его возможностей и положительно повлиять на многие сферы его жизни. Очень важно, чтопри этом человек продолжает нести ответственность за все совершаемые им действия. Но если с помощью техник психологического воздействия некто пытается принудительно изменить систему убеждений человека и навязать ему зависимость от внешних авторитетов, не считая нужным всесторонне его проинформировать и получить на это согласие, то такое воздействие крайне деструктивно и может привести к самым печальным последствиям.

Мы не случайно упомянули фактор зависимости. В некоторых деструктивных сектах членам группы, по существу, прививают тот или иной род зависимости. Люди, которых пристрастили к ежедневному выполнению многочасовых медитаций или пению мантр, фактически, приобретают психологическую и физиологическую зависимость от этих техник. При полном расслаблении и остановке мыслей мозг начинает резко выбрасывать в кровь особые химические вещества, которые вызывают не только диссоциативное ментальное состояние, но и состояние «кайфа», как при употреблении некоторых запрещенных наркотиков. Этим, отчасти, объясняется, почему многие наркоманы, ставшие членами секты Махараджи Джи «Миссия Божественного Света», в которой ежедневно практикуются многочасовые медитации, «избавляются» от наркотической зависимости. (Об измененных состояниях сознания мы будем подробно говорить ниже.) Бывшие члены сект, практиковавшие подобные техники изменения сознания в течение нескольких лет, рассказывают о болезненных побочных эффектах — сильной головной боли и непроизвольных мышечных судорогах. Кроме того, это приводило к заметному ухудшению памяти, ослаблению внимания и снижению способности принимать решения.

Что же делает нас незащищенными от процессов влияния? Наш мозг!

Мозг — это невероятно сложный биокомпьютер, сконструированный для выживания. Он творчески приспосабливается, реагируя на персональные потребности и окружение человека.

Наш мозг ежесекундно фильтрует потоки информации, позволяя нам концентрироваться на вопросах, которые мы считаем главными. Это гигантское хранилище информации, закодированной в образы, звуки, чувства, вкусы и запахи, которая систематически вводится в сознание неким согласованным и осмысленным образом. С годами мы приобретаем жизненный опыт, растем и изменяемся, и наши представления о себе и о мире тоже меняются. Система наших представлений о себе и о мире влияет не только на то, как мы обрабатываем информацию, но и на наше поведение.

В какой-то мере сознательный контроль присутствует, но его сфера деятельности довольно мала. Все остальное выполняет подсознание, включая регуляцию телесных функций. Представьте, что вам приходилось бы приказывать сердцу биться 60 раз в минуту. У вас не оставалось бы времени ни на что другое. Подсознание — это главный информационный менеджер.

Творческое подсознание позволяет нам создавать мысленные картинки и принимать их за «реальность». Вы можете расслабиться и представить, что находитесь на берегу океана. Представили? Разве вы не ощущаете всем телом приятное тепло солнца и ласкающую прохладу бриза? Разве вас не убаюкивает плеск волн?

У нас богатое воображение и мы способны к творческой визуализации. Мы мечтаем о лучших временах, когда встретим «идеального» партнера, выиграем в лотерею или совершим выдающееся открытие. Но под гипнозом в нашем подсознании можно c оздать фантомный мир, а нас самих сделать его узниками.

В нашей памяти хранятся воспоминания всей жизни, которые накладываются друг на друга, в том числе и архив детских воспоминаний. С помощью гипнотических техник к нему можно подключиться и нещадно эксплуатировать. Не случайно во многих сектах членам велят «стать как маленькие дети», то есть утратить способность критически оценивать происходящее. Ведь в детстве мы были совершенно беспомощными и целиком зависели от наших родителей, которые пользовались у нас непререкаемым авторитетом.

Но, при всех достоинствах и способностях, у мозга есть и слабости. Психологи выяснили, что если человека закрыть в темной комнате, куда не поступает звук, свет и другие сигналы из внешнего мира, он полностью дезориентируется. В условиях сенсорной депривации его мозг перестает работать, а состояние сознания странным образом изменяется: у него начинаются галлюцинации, откровения, видения, он впадает в панику и выскакивает из комнаты с криком: «На помощь!». Все дело в том, что мозгу требуется постоянная стимуляция — непрерывное поступление согласованной информации. Это ее допинг. Чтобы доказать, что мы — это мы, а наш уровень реальности и есть настоящая реальность, мы должны все время получать ответную реакцию. Рядом с нами должны находиться люди, которые разделяют с нами одни и те же социальные заблуждения, одну и ту же социальную реальность. Благодаря нашим совместным усилиям эта социальная реальность сохраняется и увековечивается!

Итак, наш мозг способен нормально функционировать только в том случае, когда информационный поток согласован. Но всякий раз, когда мы «выпадаем» из этой реальности, лишаемся социальной и сенсорной стимуляции (а это бывает с людьми, потерпевшими кораблекрушение, людьми, заблудившимися в пустыне или в снегах, людьми, которые уходят в монастырь или становятся отшельниками), возникают симптомы «отключения». Люди впадают в панику, потому что перешли на другой уровень реальности.

Или, наоборот, можно создать условия, при которых все органы чувств испытывают невероятную перегрузку при бомбардировке несогласованными информационными потоками, и тогда в качестве защитного механизма мозг «отключается». В таком ослабленном состоянии люди становятся крайне внушаемыми.

Рассмотрим, например, иудейский обряд обрезания. Если не принимать в расчет культурно-религиозный контекст и медицинский аспект этого обряда, в нем легко можно разглядеть акт вандализма, совершаемый против беззащитного ребенка мужского пола. Когда человек становится жертвой, он лишается системы отсчета, в которой привык оперировать, поскольку все, что он переживает, никак не соотносится с его жизненным опытом. В поиске стабильности он зачастую принимает ту систему отсчета, которой руководствуется группа.

Сборник бесед Ошо «Мятеж. Революция. Религиозность».

Психологические силы, которые действуют в харизматической группе, мотивируя ее деятельность и цементируя ее состав, невозможно исследовать через призму индивидуальной психологии. Их можно выявить и проанализировать, только рассматривая группу как единый организм. Эти психологически силы — коллективные убеждения, групповая сплоченность и измененное сознание.

Глава 9. Коллективные убеждения

Убеждения, разделяемые членами сект, связывают их тесными узами, формируют жизненные позиции побуждают к самопожертвованию. Чтобы понять, как новообращенный принимает систему убеждений, не совпадающую с его прежними установками, воспользуемся теорией атрибуций (приписывания) Фрица Хайдера. Согласно этой теории, люди приписывают значение событиям или поступкам других людей, опираясь на собственные уже существующие убеждения, устойчивые черты и мотивы, а также на подсказки, которые предлагает им внешняя ситуации. С помощью теории атрибуции можно понять, как люди интерпретируют личные впечатления и персональный опыт в таких сферах, как психотерапия, политика и религия.

Люди знакомятся с собственными установками, эмоциями и другими внутренними состояниями, делая о них выводы в процессе наблюдения за собой. «Знакомство» с установками подразумевает отслеживание своего поведения и ситуации, в которой эти установки проявляются. Когда человек наблюдает за собственным поведением и за ситуативными обстоятельствами, в которых это поведение появляется, а затем на основе этих наблюдений делает определенные выводы, формируется его представление о себе. Но, поскольку эта информация не является полной, и к тому же не подвергается скрупулезному анализу, человек в своих выводах частично опирается на домысел. Функционально он занимает позицию стороннего наблюдателя — наблюдателя, который обязательно должен опираться на поведенческие характеристики человека, чтобы на их основе делать вывод о внутренних состояниях. Кроме того, на интерпретацию более поздней информации накладывают отпечаток первые, или ранние, впечатления. Например, люди могут приписывать значение важным событиям в жизни с точки зрения религиозных убеждений, которые были привиты им семьей в детском возрасте. Даже если в детском возрасте они воспринимали эти установки сугубо формально и не вникали в суть концепций, по мере взросления они наблюдали за собой и замечали собственную причастность к ритуалам данной веры. Человек не обязательно осознанно принимает решение о религиозной ориентации, чаще всего он называет себя «католиком» или «православным» лишь потому, что постоянно выполняет практики, традиционные для данного вероисповедания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пузырь реальности
И еще он сказал перестань мыслить с точки зрения падшего человечества
Ибо угрожает стабильному осуществлению абсолютного контроля
сектологии Т. Лири, М. Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах 6 отношения
Тысячи человек

сайт копирайтеров Евгений