Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Слова: “Дабы похвалиться в вашей плоти” — следует читать подчеркнуто, как если бы он говорил: “У них нет Слова Духа. Поэтому вы не можете получить Дух через наставления в вере. Они просто изводят вашу плоть, обращая вас в бездуховных и самодовольных людей, внешне соблюдающих предписанные дни, праздники, пожертвования и т.д., согласно Закону, но без Духа; ибо все это — вещи сугубо плотские, от которых вы не получаете ничего, кроме бесполезного труда и осуждения. С другой стороны, они извлекают из этого возможность похваляться тем, что они являются учителями галатов и призвали их обратиться от учений этого еретика Павла назад к их матери — синагоге. (Так сейчас подхалимы папистов похваляются тем, что призывают жертв своей губительной деятельности назад, в лоно [Римско-Католической] церкви.) Но мы не похваляемся в вашей плоти, мы похваляемся в вашем духе, ибо вы приняли Духа через наше наставление в вере” (3:2).

14. Но я далек от того, чтобы гордиться , разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол доходит до крайнего негодования и возмущенно бросает слова: “Но я далек от того, чтобы гордиться”, — как бы говоря: “Плотская похвальба ложных апостолов — это такая отвратительная болезнь, что я хотел бы видеть ее погребенной в аду, ибо она оказалась причиною погибели многих. Пусть те, кто хотят, гордятся плотью, и пусть они сгинут со своею проклятою гордостью! Единственная гордость, которую я себе оставил,— это мое прославление креста Христова”. В том же духе он говорит в Рим. 5:3: “Радуемся и в скорбях “, и в 2 Кор. 12:9: “Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами”. Здесь Павел показывает, что истинная христианская похвальба — это именно когда похваляются, радуются и гордятся страданием, стыдом, слабостью и т.д. Мир не только считает христиан самыми презренными людьми, но с бешенством и с тем, что он считает праведным рвением, он ненавидит, гонит, осуждает и убивает их, как опасную угрозу и для духовного и для земного царства, другими словами — как еретиков и революционеров. Но из-за того, что они терпят не за воровство, убийство и другие подобные преступления, но за Христа, Чье благословение и славу они провозглашают,— они славят свои скорби и крест Христов. Вместе с Апостолами они “радуются, что за имя Господа Иисуса Христа удостоились принять бесчестие” (Деян. 5:41). Так в наши дни, когда папа и весь мир подвергают нас гонениям, жестоко осуждают и убивают нас, нам следует гордиться и ликовать из-за этого, ибо мы выносим все это не за свои злодеяния как воры, разбойники и т.п. (1 Пет. 4:15), но за Христа, нашего Cпасителя и Господа, Чьему Евангелию мы учим во всей его чистоте.

Наша похвальба возрастает и утверждается двумя обстоятельствами: (1) мы уверены в том, что у нас есть чистое и божественное учение; (2) что наш крест, или наши страдания — это страдания Христа. Посему, когда мир нас преследует, у нас нет ни малейшего основания жаловаться и сокрушаться, а только радоваться и ликовать. Мир считает нас жалкими и отвратительными, но Христос, Который больше мира и ради Которого мы страдаем, объявляет нас блаженными и заповедует нам радоваться. “Блаженны вы, — говорит Он (Мф. 5:11-12), — когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня . Радуйтесь и веселитесь”. Поэтому наша похвальба глубоко отлична от мирской похвальбы, которая гордится не скорбями, стыдом, гонениями, смертью и т.д., а силою, богатством, миром, честью, мудростью и праведностью. Но в скорби и смятении приходит конец такой гордости и такому веселью.

“Крест Христов”, конечно, не означает древа, которое Христос нес на Своих плечах и на котором Он был распят. Нет, он означает скорби всех преданных Ему, страдания которых являются страданиями Христа. 2 Кор. 1:5: “Умножаются в нас страдания Христовы”, и Кол. 1:24: “Радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь”. Поэтому “Крест Христов” относится вообще ко всем скорбям, которые терпит церковь за Христа, как свидетельствует Сам Христос, говоря в Деян. 9:4: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?” Савл не причинил никакого насилия Христу, но только Его церкви. Но кто бы ни касался ее — касается зеницы ока Его (Зах. 2:8). Как учит нас опыт, голова более чувствительна и восприимчива в своих ощущениях, нежели другие части нашего тела. Когда болит мизинец или какая-либо иная ничтожная часть нашего тела, то наше лицо немедленно показывает, что оно чувствует — поджимается нос, блестят глаза и т.д. Таким же образом Христос, наш Глава, обращает наши скорби в Cвои собственные, так что, когда мы, Его тело, страдаем, Его это трогает так же, как если бы зло причинялось Ему Самому.

Это полезно знать для того, чтобы мы не слишком скорбели или даже не отчаивались совсем, видя врагов, преследующих, отлучающих от церкви и убивающих нас, либо встречая столь жестоко ненавидящих нас еретиков. Тогда нам надлежит думать, что, следуя примеру Павла, мы должны весьма гордиться крестом, обретенным нами благодаря Христу, а не по собственным грехам. Рассуждая о страданиях, мы воспринимаем их лишь тогда, когда участвуем в них сами, и они становятся для нас не только мучительными, но и невыносимыми. Однако когда к ним добавляется местоимение второго лица “Твои” — так, чтобы мы могли сказать (2 Кор. 1:5): “Мы обильно разделяем страдания Твои, Христос”, и как гласит Псалом (43:23): “За тебя умерщвляют нас всякий день”,— тогда наши страдания становятся не только легкими, но даже приятными, согласно речению (Мф. 11:30): “Иго Мое благо, и бремя Мое легко”.

Теперь очевидно, что единственною причиною, по которой мы должны терпеть ненависть и гонения от наших противников, является то, что мы проповедуем Христа совершенно. Если бы мы отрицали Его, принимая их нечестивые заблуждения и безбожные формы поклонения, то они не только перестали бы нас ненавидеть и преследовать, но даже предложили бы нам почести, богатство и т.п. Поскольку все мы страдаем ради Христа, мы можем совершенно определенно гордиться вместе с Павлом крестом Господа нашего Иисуса Христа — т.е. не властью, не человеческим расположением, не богатством и т.д., — но несчастьями, слабостями, скорбями, борьбою плоти и страхами духа (2 Кор. 7:5), гонениями и всякими бедствиями. Поэтому мы надеемся, что вскоре Христос скажет нам то, что сказал Давид священнику Авиафару (1 Цар. 22:22): “Я виновен в смерти” всех этих людей. Или как говорит пророк (Ис. 37:23): “Ты посмеялся не над детьми Израиля, но надо Мною” , — как если бы Он сказал: “Всякий, причиняющий зло вам, причиняет его Мне, ибо вам не пришлось бы этого терпеть, если бы вы не проповедовали Моего Cлова и не исповедовали бы Меня”. Так Иоанн говорит (Ин. 15:19): “Если бы вы были от мира, мир любил бы свое; ...Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”. Это уже обсуждалось раньше.

Которым для меня мир распят, и я для мира.

Это характерное выражение Павла — “для меня мир распят” (т.е. я считаю мир осужденным), и “я для мира” (т.е. мир, в свою очередь, считает осужденным меня). “Так мы распинаем и осуждаем друг друга. Я проклинаю всякую праведность, всякое учение и все дела мира, как дьявольскую отраву. Мир, в свою очередь, проклинает мое учение и считает меня опасным человеком, еретиком, мятежником и т.п.” Так теперь мир распят для нас, а мы — для мира. Мы проклинаем и осуждаем учение, мессы, духовные звания, обеты, дела, жизнь и все мерзости папы и еретиков, как наигнуснейшее от дьявола. Они же, в свою очередь, преследуют и убивают нас, как ниспровергателей религии и возмутителей общественного спокойствия.

Монахи воображают, будто мир был распят для них, как только они вступили в монастырь . Но таким образом не мир был распят, а Христос. В действительности мир был на новый срок избавлен от распятия допущением святости и верою в собственную праведность, которая присуща тем, кто принимает монашество. Поэтому будет грубым искажением слов Апостола применять их ко вступлению в монастырскую жизнь. Он говорит о чем-то гораздо более трудном: то, что Павел и всякий другой святой или христианин считает божественною мудростью, праведностью и властью,— рассматривается и осуждается миром, как крайняя глупость, нечестивость и слабость; а, с другой стороны, то, что мир считает высочайшим в религии и в почитании Бога — подлинно верующий понимает, как наихудшее богохульство из всех возможных. Так верующие судят мир, а мир, в свою очередь, судит верующих. Однако истинное суждение на стороне верующих, ибо “духовный человек судит о всем” (1 Кор. 2:15). Поэтому суждение мира о религии или о праведности в глазах Бога противоречит суждению верующих настолько же, насколько дьявол противоречит Богу. Итак Бог распят для дьявола, а дьявол — для Бога. То есть Бог осуждает учение и дела дьявольские, ибо, как говорит Иоанн (1 Ин. 3:8): “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола”, а с другой стороны, дьявол осуждает и извращает Слово и дела Божии, ибо “он человекоубийца и отец лжи” (Ин. 8:44). Таким же образом мир осуждает учение и жизнь верующих, называя их злобными еретиками и возмутителями общественного спокойствия. Верующие, в свою очередь, называют мир “порождением дьявола”, преданно следующим по стопам своего родителя, т.е. являющимся точно таким же человекоубийцею и лжецом, как и его родитель. Ныне в Cвятом Писании слово “мир” означает не только нечто очевидно нечестивое и гнусное, но и самое лучшее, самое мудрое и самое святое для людей. Именно это подразумевает Павел, говоря: “Которым для меня мир распят, и я для мира”.

При этом Павел утонченно критикует лжеапостолов, как бы говоря: “Всю славу, помимо славы креста Христова, я в высшей степени ненавижу и презираю, как проклятую. Я считаю ее не только мертвою самым презренным образом, как некто, приговоренный ко кресту, погибает самою презренною смертью. Ибо мир со всею его славою распят для меня, а я для мира. Посему пусть те, кто похваляются вашею плотью, а не крестом Христовым,— да будут прокляты!” Этими словами Павел свидетельствует, что он ненавидит мир совершенною ненавистью Святого Духа, и что мир, в свою очередь, ненавидит его совершенною ненавистью духа зла. Это как если бы он сказал: “Невозможно заключить какой бы то ни было мир между мною и миром. Так что же мне делать? Сдамся ли я и стану ли учить тому, что мир от меня хочет? Нет. Но в неустрашимом духе я поражу его еще более смело, полностью презирая и распиная его так же, как он презирает и распинает меня”.

В конечном счете Павел учит здесь бороться с Сатаною, постоянно нападающим на нас, используя различные физические недуги. Изнутри же он постоянно поражает наше сердце своими раскаленными стрелами (Еф. 6:16), надеясь, что таким упорством, если не иным способом, он может разрушить нашу веру и увести нас от истины и Христа. В борьбе с ним нам следует применять тот же самый способ, который, как мы видим, применяет сам Св. Павел, гордо презирая мир. Так нам следует презирать дьявола, его главу со всеми его силами, уловками и адским бешенством. Полагаясь на защиту Христову, нам следует поносить его следующим образом: “Чем больше ты, Сатана, мне вредишь, и чем больше ты стараешься причинить мне зла, тем больше я буду тобою помыкать и над тобою смеяться. Чем больше ты меня пугаешь и стараешься привести в отчаяние, тем больше я буду верить — в самом разгаре твоей ярости и злобы — не в свою собственную силу, но в силу Христа, моего Господа, Чья сила делается совершенною в моей немощи,— и тем больше буду похваляться Его силою. Посему, когда я наиболее немощен — я наиболее силен” (2Кор.12:9-10). Но если Сатана видит, что его угрозы и его стремление ввергнуть нас в ужас возымели действие, он счастлив и еще более ужасает тех, кто уже объят ужасом.

15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Поразительно утверждение Павла, что во Христе Иисусе ничего не значат ни обрезание, ни необрезание. Скорее он должен был бы сказать: “И обрезание, и необрезание кое-что значат, поскольку они противоречат друг другу”. Но он отрицает значение того и другого, как бы говоря: “Нам следует быть выше, ибо обрезание и необрезание слишком малозначительны для праведности в глазах Божиих. Они, конечно, противоречат друг другу, но это не имеет отношения к христианской праведности, которая не от земли, но от неба и потому не состоит из вещественного. И значит, принимаете ли вы обрезание или не принимаете его — все равно, ибо ни то, ни другое ничего не значит во Христе Иисусе”.

Иудеи очень обиделись, услышав, что обрезание ничего не значит. Они были готовы допустить, что [одно лишь] обрезание ничего не значит, но слышать те же самые слова и о Законе было для них невыносимо. Ради защиты Закона и обрезания они были готовы драться до смертоубийства. Ныне паписты энергично борются, защищая свои древние обычаи мясоядения, безбрачия, будней и т.д. Они проклинают и отлучают от церкви нас за учение о том, что во Христе Иисусе эти обычаи не значат ничего. Таким же образом некоторые наши последователи, не менее глупые чем паписты, считают свободу от папских обычаев чем-то настолько необходимым, что опасаются совершить грех, если не нарушат или не отменят все эти обычаи немедленно . Но Павел утверждает, что все, значимое для нашего оправдания, является чем-то более драгоценным, нежели Закон или обрезание, более драгоценным, нежели соблюдение или нарушение папских обычаев. “Во Христе Иисусе, — утверждает он, — ни обрезание, ни необрезание, ни брак, ни безбрачие, ни еда, ни голодание и т.д. не значат ничего.” Еда не свидетельствует о нас Богу, мы не становимся лучше, воздерживаясь от нее, или хуже, когда едим. Эти вещи слишком обыденны. Действительно, весь мир со всеми его законами и всею его праведностью слишком ничтожен, чтобы давать нам право на вовлечение этих вещей в сферу оправдания.

Плотские ум и мудрость этого не понимают. Они не понимают того, что принадлежит Духу (1 Кор. 2:14), и потому настаивают, что праведность основывается на чем-то внешнем. Но мы столь хорошо наставлены в Слове Божием, что уверенно провозглашаем — нет ничего под солнцем, что-то значащего в глазах Божиих, кроме одного Христа, или, как говорит здесь Павел, кроме “новой твари”. Существующие политические законы, человеческие обычаи, церковные обряды и даже Закон Моисея находятся вне Христа, посему они ничего не значат для праведности в глазах Бога. Их, конечно, можно использовать, как вещи благие и необходимые, но в должном месте и в свое время. Если же они используются для противостояния или оправдания, то они не значат ничего вовсе, применяясь лишь попутно, ибо “во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь”.

Этими двумя словами “обрезание” и “необрезание” Павел исключает все, всю вселенную, отрицая значение этого для чего бы то ни было во Иисусе Христе, — т.е. в сфере веры и спасения. Применяя синекдоху , он использует часть для выражения целого, т.е. под “необрезанием” имеет в виду всех язычников, а под “обрезанием” — иудеев со всею их властью и славою. Это как если бы он сказал: “Все, в чем бы ни удавалось язычникам достичь совершенства — со всею их мудростью, праведностью, законами, властью, царствами и империями,— не значит ничего во Иисусе Христе. Таким же образом иудеи — кем бы они ни являлись, и что бы им ни удалось совершить с Моисеем, с их Законом, обрезанием, богослужением, храмом, священством и царством,— также ничего не значат”. Посему во Иисусе Христе, или в осуществленном оправдании, не может быть споров о законах, а также о язычниках и иудеях, о том, оправдывает ли нас Обрядовый или Моральный Закон. Это отрицание следует применять абсолютно: “Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание”.

Означает ли это, что законы являются злом? Нет. Они действительно хороши и полезны, но в должном порядке и месте, а именно — в делах материальных и политических, которыми без законов управлять невозможно. Кроме того, в церкви мы тоже соблюдаем определенные формальности и законы — не потому, что такое соблюдение что-то значит для оправдания, но ради здравого порядка, доброго примера, спокойствия, согласия, следуя утверждению (1 Кор. 14:40): “Все должно быть благопристойно и чинно”. Но если законы устанавливаются с требованием, как если бы их соблюдение оправдывало, а несоблюдение осуждало, то их следует вовсе отменить и аннулировать. В противном случае Христос лишится Своего положения и славы Единственного, Кто оправдывает, посылает Духа и т.д. Этими словами Павел ясно утверждает, что ничего не значат ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Но поскольку во Христе ни законы язычников, ни законы иудеев ничего не значат, совершенным безбожием было то, что папа вынуждал нас прилагать нашу веру к его законам.

Новое творение, по которому обновляется образ Божий (Кол.3:10) , не возникает по притворству либо по внешним поступкам какого-либо рода, ибо во Христе Иисусе ничего не значат ни обрезание, ни необрезание,— но “созданное по Богу, в праведности и святости” (Еф. 4:24). Когда кем-либо совершаются поступки, они действительно представляют собою новую внешность, которая овладевает вниманием мира и плоти. Но они не являются “новою тварью”, ибо сердце человека остается таким же нечестивым и столь же полным презрения к Богу и неверия, каковым оно было прежде. Следовательно, “новая тварь” является проявлением Святого Духа, вселяющего новый разум, новую волю и дарующего силу, чтобы обуздывать свою плоть и избегать праведности и мудрости мира. Это не притворство или просто новая внешность, но нечто, действительно происходящее. Новое отношение и новое суждение, а именно — духовное отношение и суждение, — действительно входят в наше существо, теперь уже ненавидя то, что прежде вызывало у нас восхищение. Когда-то наши умы были столь захвачены монастырскою жизнью, что мы думали о ней, как о единственном пути к своему спасению. Сейчас мы думаем о ней совсем иначе. То, чему до этой “новой твари” мы поклонялись, как наивысшему благочестию, теперь заставляет нас краснеть, когда мы об этом вспоминаем.

Посему “новая тварь” заключается не в перемене одежды или внешнего поведения, как представляют себе монахи,— но в обновлении ума Святым Духом, а за ним уже следует внешнее изменение нашей плоти, частей тела и чувств. Ибо когда благодаря Евангелию наше сердце обретает новый свет, новое суждение и новое побуждение, это также приводит к обновлению наших чувств. Наши уши, вместо того чтобы продолжать слушать о людских взглядах и обычаях, жаждут слышать Слово Божие. Наши уста и язык уже не похваляются своими делами, праведностью и монастырским уставом, но радостно провозглашают одну лишь благодать Божию, явленную во Христе. Эти изменения осуществляются не на словах, а на деле. Они демонстрируют наш новый ум, новую волю, новые чувства и новые деяния по плоти, так что наши глаза, уши, уста и язык не только видят, слышат и говорят иначе, чем они привыкли, но и сам наш ум уже оценивает обстоятельства и воздействует на них но-иному, иначе, чем он действовал прежде. Раньше он двигался вслепую среди папской тьмы и заблуждений, представляя себе Бога торговцем, продающим Свою благодать в обмен на наши дела и заслуги. Теперь же, когда для нас воссиял свет Евангелия, он понимает, что обретает свою праведность только верою во Христа. Посему теперь он отрекается от своих самовольных дел, исполняя вместо них дела призвания и любви, коими руководит Бог. Он прославляет Его и свидетельствует о Нем, гордясь и ликуя исключительно по своей вере в милосердие Божие явленное через Христа. Если ему приходится переносить определенного рода зло и опасность, то он принимает это с готовностью и радостью, хотя плоть его и продолжает роптать. Вот что Павел называет “новою тварью”.

16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость...

Павел добавляет это в качестве заключения. Это единственное верное правило, по которому следует поступать нам, т.е. новым творениям. Францисканцы нечестиво извращают это место, применяя его к своему монастырскому уставу . Основываясь на нем, эти кощунствующие богохульники объявляли, будто их устав гораздо более свят, чем у других, поскольку он был установлен и утвержден апостольским свидетельством и апостольскою властью. И, конечно же, Павел не говорит здесь о капюшонах и сутанах, о тонзурах, опоясаниях и сандалиях, о завываниях в церкви и о других подобных глупых пустяках из жизни миноритов; он говорит о “новой твари”, которая не является ни обрезанием, ни необрезанием,— о “новом человеке, созданном по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4:24), который внутренне праведен по духу, а внешне свят и чист по плоти. Францисканцы и все остальные монахи действительно имели святость и праведность, но это была лицемерная и нечестивая святость и праведность, ибо они надеялись оправдаться соблюдением своего устава, но не одною лишь верою во Христа. При этом, хотя внешне они создавали видимость святости и усмиряли свои глаза, руки, языки и прочие части тела, у них все же были нечестивые сердца, полные плотских желаний, зависти, злобы, похоти, идолопоклонства, презрения и ненависти к Богу, хулы против Христа и т.д. Они — яростные враги истины.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Полностью отвергая христа
Христос был отдан за наши бесчисленные грехи
Лютер М. Лекции по Посланию к Галатам истории церкви 2 переводе
Усердием исполняем мы свое служение
В свете благодати неразрешимо

сайт копирайтеров Евгений