Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Апостол столь серьезен в отстаивании этого вопроса о поддержке проповедников, что к своим обличениям и увещеваниям добавляет угрозу, говоря: “Бог поругаем не бывает”. Этим он попадает не в бровь, а в глаз , насколько это имеет отношение ко нравам наших соотечественников. В своей крайней самоуверенности они свысока смотрят на наше служение, считая его некою разновидностью шутки или игры. И поэтому они, в особенности дворяне, пытаются подчинить себе своих пасторов, как если бы те были низкими рабами. Если бы у нас не было государя, благочестивого и любящего истину , они бы уже давно прогнали нас с этой земли. Когда пасторы просят свою плату или жалуются на то, что терпят нужду, соотечественники восклицают: “Священники алчны! они хотят полного изобилия. Никто не может утолить их ненасытную алчность. Если бы они были истинными евангелистами, то им следовало бы оставить всякое личное имущество, следуя за нищим Христом как нищие и терпя всяческие унижения”. Здесь Павел высказывает ужасную угрозу в адрес прекрасных людей подобного рода, совершающих такие вещи и при этом желающих производить впечатление, что они не шутят, но что они являются истинными евангелистами, благоговейно поклоняющимися Богу. “Не обманывайтесь, — говорит Павел, — Бог поругаем не бывает”. Это как если бы он говорил: “Конечно, вы обманули не Бога, но только самих себя. Не вы будете смеяться над Богом, но Бог посмеется над вами” (Пс.2:4). Хорошо известен стих, провозглашающий: “Ты обманываешь не Меня, своего Учителя, но самого себя” . Однако своевольных дворян и крестьянское сословие вовсе не трогает эта ужасная угроза. Но когда наступит агония, они выяснят, обманывали ли они самих себя или нас (хотя в действительности не нас, а, как говорит здесь Павел, Самого Бога). И из-за того, что они высокомерно презирают наши предупреждения, мы говорим это ради собственного утешения, поскольку знаем, что лучше претерпеть обиду, чем нанести ее, ибо терпение всегда невинно. Кроме того, Бог не позволит нам, Его служителям, погибнуть от голода. Но когда богатые будут терпеть нужду и голод, Он будет кормить нас, и в дни голода будет нас обеспечивать.

Что посеет человек, то и пожнет.

Все это относится к теме поддержки служителей. Я не люблю толковать такие фрагменты, ибо кажется, что они прельщают нас, что они в действительности и делают. К тому же если усердно выпячивать эти вопросы перед своими слушателями, это придаст вам алчный вид. Тем не менее людей следует учить и на сей предмет, чтобы они знали, что обязаны уважать и поддерживать своих проповедников. Христос учит тому же самому (Лк.10:7): “Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои”, и Павел говорит в другом фрагменте (1Кор.9:13-14): “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. Нам, находящимся в служении, важно знать это, чтобы не омрачать свою совесть фактом принятия платы за нашу работу, берущейся из папского имущества. Хотя оно и было нажито явным обманом, все же Бог лишил египтян (Исх.3:22), т.е. папистов, их имущества, передав его добродетельным и благочестивым. Этого не происходит, если дворяне захватывают его, конфискуя для собственного употребления; это происходит тогда, когда провозглашающие славу Господню и преданно наставляющие молодежь получают из него средства к существованию. Невозможно, чтобы один человек занимался своими домашними обязанностями день и ночь ради содержания себя и одновременно уделял внимание изучению Священного Писания, как этого требует учительское служение. Поскольку Бог внушает и устанавливает это, нам следует знать, что мы можем с доброю совестью пользоваться тем из церковного имущества, что дает достаточную поддержку нашей жизни, чтобы давать нам возможность посвящать себя своему долгу. И никто не должен позволять себе никаких угрызений совести по этому поводу, как если бы пользоваться этою собственностью было недопустимо.

8. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Здесь Павел добавляет метафору и аллегорию. Он применяет общее утверждение о сеянии к частному случаю обеспечения служителей, говоря: “Сеющий в дух, — т.е. обеспечивающий проповедников Слова, — совершает духовный труд и пожнет жизнь вечную”. Далее вопрос заключается в том, достойны ли мы вечной жизни благодаря добрым делам, ибо это то, что Павел, очевидно, утверждает в данном фрагменте. Ранее (гл. 3) мы обсуждали достаточно продолжительно фрагменты, говорящие о труде и вознаграждении . Особенно необходимо, следуя примеру Павла, побуждать верующих совершать добрые дела, т.е. развивать их веру добрыми делами, ибо если эти дела не сопутствуют вере, это несомненнейший из существующих признаков неподлинности веры. Посему Апостол говорит: “Сеющий в плоть свою , — т.е. тот, кто не делится ничем со служителями Слова, а кормится лишь сам, заботясь только о себе, как желает его плоть, — от плоти пожнет тление не только в грядущей жизни, но даже в жизни настоящей. Имущество нечестивых разрушится, и в конце концов сами они жалким образом сгинут”. Апостол ревностно увещевает прихожан быть щедрыми к своим проповедникам. Скверно, если злоба и неблагодарность людская такова, что предупреждения подобного рода необходимы в церквях.

Энкратиты поносят этот фрагмент и, отстаивая свое фанатическое убеждение против брака, истолковывают его следующим образом: “Сеющий в плоть, пожнет тление, т.е. тот, кто женится, будет проклят. Посему жена есть нечто, заслуживающее проклятия, а сам брак есть зло, ибо в нем мы сеем в плоть” . Эти непотребные скоты настолько лишились здравого смысла, что вовсе не поняли, о чем говорит Апостол. Я предостерегаю вас от этого, чтобы вы могли видеть, что дьявол через своих посредников с легкостью может отвращать простые сердца от истины. Скоро у него будет неисчислимое множество таких посредников. По существу, в Германии их уже много, потому что верующих преследуют и убивают в одних местах и презирают их в других. Давайте же вооружаться против этих и им подобных заблуждений. Давайте учиться постигать подлинный смысл Писания. Как может видеть любой человек, вооруженный обычным здравым смыслом, Павел не говорит здесь о браке, он говорит о поддержании служителей церкви. И хотя это поддержание материальное, он все-таки называет его “сеянием в дух”. С другой стороны, скаредность в деньгах и своекорыстие он называет “сеянием в плоть”. Он провозглашает совершающего первое благословенным как в этой, так и в грядущей жизни, а совершающего второе — проклятым как в этой жизни, так и в грядущей.

9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Поскольку Павел собирается заканчивать послание, он переходит от частного к общему и наставляет нас ко всяким добрым делам, как бы говоря: “Давайте будем добрыми и великодушными не только к служителям Слова, но и ко всем людям, и давайте не будем унывать”. Ибо легко сделать добро раз или два, но продолжать совершать его все время, не обращая внимания на неблагодарность или злобу тех, кому помогаешь,— это труд, и труд тяжкий. Посему он призывает нас не только делать добро, но также не унывать, делая добро. Чтобы убедить нас в этом еще успешнее, он добавляет: “Ибо в свое время пожнем, если не ослабеем”. Он как бы говорит этим: “Бодрствуйте, ожидая вечного урожая, который должен появиться. Тогда никакая людская неблагодарность или злоба не сможет разубедить вас делать добро. Во время жатвы вы получите самые обильные плоды от своего посева”. Этими прекрасными словами он увещевает верующих делать добро.

10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Такова концовка наставления Павла о щедром поддержании служителей церкви и о великодушных пожертвованиях всем нуждающимся. Это как если бы он сказал (Инн.9:4): “Давайте делать добро, доколе есть день; ибо когда приходит ночь, мы не можем делать его больше”. Когда гаснет свет истины, люди действительно стараются сделать как можно больше дел, но все напрасно, ибо идущие во тьме не знают, где идут. Посему их жизнь, труд, стремления и смерть напрасны. Этими словами он косвенно поражает галатов, как если бы он говорил: “Пока вы не будете жить в здравом учении, которое получили от меня, вам не принесет никакой пользы совершение многих добрых дел, перенесение страданий и т.д.” Так он говорит ранее (3:4): “Столь многое претерпели вы без пользы” . “Своим по вере” — новая фраза для обозначения нашего братства веры. Первыми в нем являются служители Слова, а затем остальные верующие.

11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

Павел завершает послание увещеванием [обращенным] к читателям и острым упреком, обличая лжеапостолов.

Ранее он уже проклинал и предавал их анафеме, теперь он повторяет то же. При этом он серьезно обвиняет их другими словами, чтобы остановить галатов и вернуть их из-под власти лжеапостолов. “У вас есть такие учителя, — говорит он, — которые: (1) ищут лишь собственной славы, (2) обогащаются от последней и (3) не понимают и не выполняют своего собственного обычая, которому они учат”. Если бы кто-нибудь, в особенности Апостол, рекомендовал проповедника на основании этих трех добродетелей, то такой проповедник заслуживал бы, чтобы все его избегали. Но не все галаты обращали внимание на это предупреждение Павла. Павел не злословит лжеапостолов, столь неистово ругая их,— он судит их своею апостольскою властью. В соответствии с этим, когда мы называем папу антихристом, а епископов и фанатиков проклятыми, то мы их не оскорбляем — мы судим на основании божественной власти, что они прокляты, согласно заключению (1:8): “Но если бы даже мы или Ангел с неба” — и т.д. Ибо первый преследует Христа, а последние извращают Его [Слово].

“Видите,— говорит Павел, — как много написал я вам своею рукою”. Он говорит это для того, чтобы убедить их и показать им свои родительские чувства к ним, как если бы он говорил: “Никогда и ни одной церкви не писал я еще такого послания своею собственною рукою, какое пишу вам”. Он диктовал другим и просто подписывал собственноручно свое имя вместе с заключительными приветствиями, что явствует из заключений его посланий . Мне кажется, что эти слова не касаются всего послания; существуют и другие их истолкования . Теперь же рассмотрим обвинение и осуждение.

12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.

Павел употребляет греческое слово euproswphsai, по-немецки мы бы сказали: “Быть хорошо воспитанным”, или: “Уметь произвести хорошее впечатление” . “Их главное достоинство,— говорит он,— в том, что они раболепствуют перед церковными чинами и прелатами. Чтобы снискать их расположение и сохранить без ущерба свою славу, они принуждают людей к обрезанию. Поскольку иудейское начальство упорно противится Евангелию, отстаивая [Закон] Моисея лжеапостолы стремятся приспособиться к запросам этих людей и живут напоказ, устраивая свою жизнь по их требованию. Чтобы сохранить расположение этих людей и избежать гонений за крест, они учат, что обрезание необходимо для спасения”. Таковы же и некоторые нынешние папские подхалимы, епископы и правители . Они выступают против нас и злобно поносят наши писания не из приверженности истине, но просто чтобы угодить своим идолам — папе, епископам, царям и правителям этого мира, — и чтобы избежать гонений за крест Христов. Если бы Евангелие доставляло им плотские утешения, которые они получают от нечестивых епископов и правителей, и если богатство, наслаждение, мир и спокойствие плоти следовали бы за исповеданием Евангелия, они немедленно перешли бы на нашу сторону.

“Ваши учителя, — говорит Павел, — предельно пустые люди. Они не заботятся о славе Христа или о вашем спасении, но заинтересованы лишь в собственной славе. Вдобавок, боясь гонений, они провозглашают добродетельность плоти — в противном случае они навлекли бы на себя ненависть и гонения людей. Посему, даже если вы будете долго и внимательно их слушать, вы все же будете слушать людей, поклоняющихся собственному чреву, ищущих собственной славы и избегающих креста” (Флп.3:18-19). Здесь подчеркивается слово “принуждают”. Ибо само по себе обрезание — ничто, но принуждать к обрезанию и провозглашать, что праведность и искупление грехов заключаются в его соблюдении, а пренебрежение им является грехом, значит оскорблять Христа. Данный вопрос уже достаточно долго обсуждался ранее.

13. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

Здесь Павел выступает как еретик, ибо он говорит, что лжеапостолы и весь иудейский народ, который был обрезан, не соблюдает Закона, т.е. фактически он говорит, что обрезанные не соблюдают Закона, соблюдая Закон. Это противоречит Моисею, утверждающему, что быть обрезанным — значит соблюдать Закон, а не быть обрезанным — значит нарушить завет Божий (Быт. 17:14). Иудеи были обрезаны лишь для того, чтобы соблюсти Закон, обязывающий, чтобы каждый младенец мужского пола был обрезан на восьмой день. Все это уже долго обсуждалось прежде и не должно повторяться здесь. Это относится к описанию ложных апостолов, чтобы убедить галатов не слушать их, как если бы он говорил: “Смотрите, я показываю и рассказываю вам, каковы ваши учителя: во-первых, это люди тщеславные, ищущие лишь собственной пользы и заботящиеся лишь о собственном чреве; во-вторых, это людми, бегущие от гонений; и, наконец, они не учат ничему надежному или истинному, но все, что они говорят или делают, является притворством. Поэтому даже хотя внешне в своих действиях и обрядах они и соблюдают Закон, в действительности — они таким соблюдением не соблюдают его”. Ибо нельзя соблюсти Закон без Святого Духа, а Святой Дух невозможно обрести без Христа. До тех пор пока Он не принят, дух человеческий остается нечистым, т.е. он презирает Бога и ищет собственной славы. Поэтому любая часть Закона, которую он станет исполнять, будет лицемерием и двойным грехом. Ибо нечистое сердце не исполняет Закона, оно лишь внешне делает вид, будто исполняет его, таким образом лишь утверждаясь еще глубже в нечестии и лицемерии.

На слова: “Сами обрезывающиеся не соблюдают Закона”— следует обращать особенное внимание, ибо они означают что обрезанные — не обрезаны на самом деле. Это можно сказать также и о других делах. Кто бы ни работал, молился или страдал, будучи отделенным от Христа, — работает, молится и страдает напрасно, ибо “все, что не по вере, грех” (Рим. 14:23). Посему никто не получает ни малейшей пользы от внешнего принятия обрезания или внешнего исполнения поста и молитвы, если при этом внутренне человек продолжает пренебрегать благодатью, прощением грехов, верою, Христом и т.д. и остается высокомерным в своей самоуверенности и самонадеянности по поводу собственной праведности, — все это является ужасными грехами против Первой Скрижали . Им же сопутствуют грехи и против Второй Cкрижали — такие, как непокорство, похоть, безумие, гнев, ненависть и т.д. Поэтому Павел выражается точно, говоря: “Обрезывающиеся не соблюдают Закон, а лишь производят внешнюю видимость его соблюдения”. Ибо такое притворство является двойным преступлением в глазах Божиих.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом
По необходимости
По необходимости
Один человек
Таким образом

сайт копирайтеров Евгений