Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, всякий, желающий проповедовать Христа и исповедовать, что Он — наша праведность, немедленно услышит [в свой адрес], что он — “язва общества” (Деян.24:5), возбуждающий все эти порочные явления. “Эти всесветные возмутители, — кричали иудеи о Павле и Силе,— пришли и сюда... и все они поступают против повелений кесаря” (Деян.17:6-7). И в Деян.(24:5): “Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси...” Подобным же образом язычники сетуют в Деян.(16:20): “Сии люди... возмущают наш город”. Так и меня они обвиняют сегодня в создании волнений в папстве и в Римской империи. Дескать, если бы я хранил молчание, то все имение, которым обладал сильный (см. Лук.11:21), было бы в мире и безопасности. И папа не гнал бы меня более. Но тогда Евангелие Христово было бы затуманено и замутнено. С другой стороны, если я говорю, то это тревожит папу и способствует его падению. И, таким образом, человек должен либо потерять папу, который смертен и преходящ, либо утратить Христа, Который вечен, а вместе с Ним — потерять вечную жизнь. Но человеку из двух зол разумней выбирать меньшее. Пусть уж лучше будет ниспровергнут плотский и смертный папа, чем Тот, Кто вечен и обитает на небесах!

Христос, предвидя в Духе, что Его проповедь породит в мире великое возмущение и перевороты, утешил Себя следующими словами (Лук.12:49): “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!” И в наши дни мы видим, что по причине гонений и хулы со стороны наших оппонентов, презрения и непочтительного отношения со стороны мира, за проповедью Евангелия последовали многие пороки. Это столь сильно досаждает нам, что мы часто думаем по плоти, будто было бы лучше, если бы учение о благочестии никогда не распространялось, и сохранялся бы мир и спокойствие, чем, как было до сих пор, общественный мир нарушался бы. Но по Духу мы смело провозглашаем вместе со Христом: “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!” Как только этот огонь возгорается, сразу же возникают великие потрясения. Ибо это раздражает не какого-то царя или императора, это досаждает самому “богу века сего” (2Кор.4:4), а он — могущественный дух и господин всего мира. Сей великий противник подвергается нападению со стороны “слабого “ Слова, проповедующего Христа распятого. Ощущая Божественную силу и мощь этого Слова, чудовище размахивает всеми своими щупальцами, потрясает хвостом, и “из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла” (Иов.41:12). Это и является причиною [источником] смятения и волнения в мире.

Итак, нас ничуть не впечатляет, когда наши оппоненты оскорбляются [соблазняются] и кричат, что ничего хорошего не будет от проповеди Евангелия. Они слепы, неверны и упрямы. Посему они не могут видеть пользы и результатов Евангелия. С другой стороны, мы, верующие, видим огромные и неисчислимые благословения и плоды Благовествования, хотя внешне нас временно угнетают многие пороки, мы презираемы и обираемы, оклеветаны и прокляты, мы ???????? — “как сор для мира, как прах, всеми попираемый” (1Кор.4:13), умерщвленные и внутренне сокрушенные осознанием нашего греха, и демоны досаждают нам. Ибо мы живы во Христе, в Котором и через Которого мы становимся царями и господами над грехом, смертью, плотью, миром, адом и всяким злом. Через Него мы попираем ногами этого дракона и василиска , который является царем греха и смерти. Как? В вере. Ибо наше блаженство еще не открыто. Но мы ожидаем его терпеливо, хотя, несомненно, верою мы уже имеем его.

Итак, учение об оправдании должно изучаться усердно. Оно одно может укрепить нас против всех бесконечных злоупотреблений и утешить нас во всех испытаниях и гонениях. Ибо мы видим, что иначе не может быть — мир должен быть оскорблен учением о благочестии и постоянно вопить, что ничего хорошего из этого учения не выйдет. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия...” (1Кор.2:14). Все, что он видит — это внешние проблемы и беды, потрясения, революции, кровопролитие, сектантство и т.д. Он оскверняется и соблазняется, видя все это, он становится слепым, начинает презирать и хулить Слово.

Мы же при этом должны чувствовать себя утешенными, ибо наши оппоненты не обвиняют и не порицают нас за явные преступления — такие как прелюбодеяние, убийство, ограбление и т.п. — они поносят нас за наше учение. Итак, чему же мы учим? Что Христос, Сын Божий, искупил нас от наших грехов и от вечной смерти Своею крестною смертию. Итак, они подвергают нападкам не нашу жизнь, но наше учение. А учение это не наше, но Христово. Следовательно, это из-за Христа они нападают на нас, и тот “грех” , за который наши оппоненты преследуют нас, был совершен не нами, а Христом. И пусть они сами решают, изгонять ли им нашего единственного Оправдателя и Спасителя Христа с небес за этот “грех”, и порицать ли Его как еретика и революционера! Мы доверим это дело Ему и, пребывая в безопасности и блаженстве, будем пристально наблюдать — кто победит: Христос или они. По плоти, конечно, мы печалимся о том, что они, наши “измаильтяне”, ненавидят и гонят нас столь яростно. Но по Духу мы хвалимся своими скорбями, так как, во-первых, мы знаем, что переносим их не по причине наших грехов, но из-за Христа, чью благость и славу мы провозглашаем, а во-вторых,— Павел укрепляет нас здесь, говоря, что Измаил должен надсмехаться над Исааком и преследовать его.

Фрагмент из 21-ой главы Книги Бытие об Измаиле, преследующем Исаака, истолковывался иудеями в том смысле, что Измаил понуждал Исаака к идолопоклонству. Я не хочу сказать, что осуждаю их истолкование. И все же я не верю, что это идолопоклонство было таким полным и грубым, как иудеи это себе представляют, а именно — что Измаил создавал образы из праха [грязи], как это делают язычники, и понуждал Исаака служить им. Авраам никогда не поддержал бы этого. Я полагаю, что Измаил был внешне святым и безгрешным человеком, как Каин, постоянно преследовавший своего брата и в конце концов убивший его. Причина его неприязни не была материальной — он сделал это, прежде всего, видя, что Бог предпочел ему его брата (Быт.4:4-5). Итак, Измаил был предан своей религии, принося жертвы и совершая многочисленные добрые дела. Он надсмехался над своим братом Исааком и стремился к превосходству над ним в двух областях — в служении и религии, а также в миру и в наследстве. Казалось, он имеет право на это претендовать, ведь он полагал, что, поскольку он является первородным, постольку и священство и царский сан принадлежат ему по Божественному праву. Таким образом, он преследовал Исаака как духовно, из-за религии, так и физически, из-за наследства.

Всякий раз, когда учение Евангелия расцветает в Церкви, непременно происходит такое преследование — сыны по плоти преследуют сынов по обетованию. В наши дни мы переносим гонения со стороны наших “измаильтян”, папистов и духовных фанатиков по одной единственной причине — мы учим, что праведность приходит через обетование, а не через дела. Паписты преследуют нас потому, что мы не служим их идолам. То есть мы не проповедуем, что праведность, дела и обряды, выдуманные и учрежденные людьми, способствуют обретению благодати и прощению грехов. Они также пытаются “изгнать нас из дома”. То есть они хвалятся, что Церковь, сыны Божии, народ Божий — это они, и что наследство принадлежит им. С другой стороны, они отлучают нас от церкви, как еретиков и бунтарей. И если бы они могли, то убили бы нас, стремясь угодить Богу (Иоан.16:2). Итак, они насколько могут изгоняют нас из этой жизни, равно как и из жизни грядущей. Духовные фанатики, в свою очередь, люто ненавидят нас за то, что мы критикуем и отвергаем те заблуждения, ереси и новшества, которые они насаждают в церкви. Эти люди — особенно анабаптисты — считают, что мы хуже папистов. Поэтому они ненавидят нас еще сильнее, чем их.

Как только где-то появляется Слово Божие, дьявол начинает буйствовать, во гневе своем он изо всех сил преследует и стремится полностью уничтожить его. Таким образом, а иначе просто и быть не может, он порождает бездну сект, злоупотреблений, гонений и клеветы. Ибо он — отец лжи и убийца (Иоан.8:44). Через лжеучителей он насаждает свою ложь в этом мире и убивает людей, используя для этого тиранов. Так он присутствует в обеих областях — как в духовной, так и в мирской. В первой он поддерживает свое присутствие через ложь беззаконных учителей, не говоря уже о том, что он постоянно подталкивает каждого человека к ересям и безбожным представлениям, осыпая его своими огненными стрелами (Ефес.6:16). В мирской же сфере он поддерживает свое присутствие при помощи меча тиранов. И, таким образом, с обеих сторон отец лжи и убийца возбуждает духовные и физические гонения против “детей свободной женщины”. Духовные гонения, которые мы испытываем со стороны фанатиков в наши дни, являются более досадными и невыносимыми из-за тех злоупотреблений, которыми дьявол искажает наше учение. Ибо нам приходится выслушивать, что наше учение якобы породило секты анабаптистов, сакраментариев и всевозможные другие порочные явления. Физические преследования, проявляющиеся в том, что тираны только и ждут удобного случая, дабы нанести ущерб нашим владениям и нашим телам, переносить значительно легче, потому что это причитается нам [мы должны все это переносить] не за наши грехи, но за наше исповедание Слова Божия. Посему давайте посмотрим на само имя дьявола, которое дал ему Христос в Иоан.(8:44) — “отец лжи и убийца”, и запомним раз и навсегда, что до тех пор, пока процветает Евангелие и царствует Христос, неизбежно возникают такие гибельные секты, и мир наполнен свирепствующими убийцами, преследующими истину. Всякий, кто не знает этого, очень легко соблазняется, оставляет истинного Бога и истинную веру, возвращаясь к своему старому “богу” и своей старой “вере”.

Таким образом, Павел укрепляет здесь благочестивых, дабы они не соблазнялись [не осквернялись и не оскорблялись] этими преследованиями, сектами и злословием. Он говорит: “Как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне”. То есть это можно понимать так: “Если мы являемся сынами, рожденными по Духу, то мы непременно должны ожидать преследований и гонений со стороны своих братьев, рожденных по плоти. То есть нас преследуют не только те, кто явно и несомненно являются порочными людьми и нашими врагами. Но [нас гонят] даже те, кто поначалу были нашими дорогими друзьями, те, с кем мы жили одною семьею в одном доме, те, кто приняли учение о Евангелии от нас — даже они в конце концов становятся нашими злейшими врагами, преследующими нас безжалостно, ибо они являются нашими братьями по плоти и должны преследовать своих братьев, рожденных по духу”. Так и Христос сетует по поводу Иуды в Пс.(40:10): “Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту”. Но наше утешение заключается в том, что мы не дали нашим “измаильтянам” никакого иного повода, чтобы преследовать нас. Паписты гонят нас за наше благочестивое учение. Если бы мы отреклись от него, то они сразу же перестали бы нас преследовать. Подобным же образом, если бы мы одобряли порочные заблуждения фанатиков, то они рукоплескали бы нам. Но так как мы питаем отвращение к порочности тех и других, им ничего не остается, как ненавидеть и преследовать нас самым злобным образом.

Но, как я уже говорил, не только Павел укрепляет и поддерживает нас в этих преследованиях и соблазнах. Сам Христос сладкозвучно утешает нас в Иоан.(15:19): “Если бы вы были от мира, — говорит Он, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”. То есть Он как бы говорит: “Я являюсь причиною всех гонений, которые вы терпите. И если вас убьют, ответственность за вашу смерть ляжет на Меня. Ибо если бы вы не проповедовали Мое Слово и не исповедовали Меня, то мир не преследовал бы вас. Но с вами поступали надлежащим образом. Раб не больше своего господина (Иоан.13:16). Если они гнали Меня, то они также будут преследовать и вас за Мое имя”.

Этими словами Христос возлагает всю вину на Себя и освобождает нас от всякого страха, как бы говоря: “Причина, по которой мир преследует вас столь неистово и изощренно, заключается не в вас самих, но в Моем имени, которое вы проповедуете и исповедуете. ‘Но мужайтесь: Я победил мир’ (Иоан.16:33)”. Нас поддерживает эта уверенность. И мы нисколько не сомневаемся, что Христос обладает достаточным могуществом не только для нашей поддержки, но и для победы над всею силою притеснителей и любыми коварными проделками еретиков. Он привел достаточно тому доказательств на примере иудеев и римлян, чьи жестокости и преследования Он некогда понес на Себе. Он вынужден был сносить также и коварные уловки еретиков. Но когда пришло время, все они были повержены и уничтожены, а Он остался Царем и Победителем. Независимо от того, сколь люто неистовствуют сегодня паписты, или от того, насколько сектанты искажают и извращают Евангелие Христово, Христос навеки останется Царем, и Слово Господне пребудет вовек (1Пет.1:25), а все Его враги будут уничтожены. Кроме того, весьма утешительно то, что преследования Исаака Измаилом не вечны, они продлятся лишь недолгое время, и в конце этого будет произнесен приговор, как сказано далее:

30. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

Это требование Сарры, конечно же, огорчило Авраама. Несомненно, когда он услышал это, “взыграли” его отцовские чувства к Измаилу, потому что тот был рожден от него, то есть он был плоть от плоти Авраама. Писание свидетельствует об этом в (Быт.21:11-12) следующими словами: “И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя”.

Здесь “измаильтяне” слышат приговор себе, и этот приговор низвергает и уничтожает иудеев, греков, римлян и т.п. — всех, кто преследует Церковь Христову. Он уничтожит также папистов и прочих самоправедных людей, кем бы они ни были — всех, хвастающихся в наши дни, будто они являются народом Божиим и Церковью. Они полагают, что наверняка получат наследство, и думают, будто мы, полагающиеся на обетование Божие, не только бесплодны и покинуты, но являемся еретиками, изгнанными из Церкви и не могущими быть сынами и наследниками. Но Бог переворачивает это их суждение вверх дном и выносит им приговор — так как они сыны рабыни, преследующие сынов свободной женщины, им надлежит быть изгнанными из дома и не разделить наследства вместе с сынами обетования, ибо только последним, как сынам свободной женщины, принадлежит обетование. Этот приговор является законным и неизменным, ибо “не может нарушиться Писание” (Иоан.10:35). Посему это несомненно произойдет, и наши “измаильтяне” непременно утратят не только власть, которой они обладают в церкви и в государстве, но также и вечную жизнь. Ибо Писание предрекло, что сыны рабыни должны быть изгнаны из дома, то есть из царства благодати, потому что они не могут наследовать [ничего] вместе с сынами свободной женщины.

Далее следует отметить, что Святой Дух оскорбляет людей Закона и дел, называя их здесь “сынами рабыни”. Этим Он как бы говорит: “Почему вы хвалитесь праведностью Закона и дел, бахвалясь, что за счет этого всего вы являетесь народом и чадами Божиими? Если вы не знаете, от кого происходите, то я вам скажу. Вы рождены рабами и происходите от рабыни. Какими рабами? Рабами Закона, греха, смерти и вечного проклятия. Раб не является наследником, он изгоняется из дома”. Таким образом, папа со всем своим строем и все другие самоправедные люди, уповающие на обретение благодати и спасения через человеческие или божественные законы — какими бы святыми эти люди ни казались внешне — все они сыны рабыни, которые ничего не наследуют вместе с сынами свободной женщины, но будут изгнаны из дома. И я не говорю сейчас о неблагочестивых монахах, служивших своему брюху, как богу (Филип.3:19), совершая ужасные грехи, о которых я предпочел бы вообще не упоминать, но [я говорю] о лучших из них, к которым принадлежал я сам и многие другие, о тех, кто жил святою жизнью и изо всех сил старался умиротворить гнев Божий, заслужить прощение грехов и вечную жизнь, исполняя религиозные обряды своего ордена. Этим людям придется теперь услышать приговор, что сыны рабыни должны быть изгнаны из дома вместе с самою рабынею, их матерью.

Такие приговоры, при их внимательном рассмотрении, дают нам уверенность в [нашем] учении и праведности веры, в противовес учению о делах и праведности дел. Мир принимает и прославляет последнее, презирая и порицая первое. Это, конечно же, беспокоит и оскорбляет робкие души, которые, хотя они и видят явную порочность и неописуемые преступления папистов, не могут быть легко убеждены в том, что все это множество [людей], называемых “церковью”, находится в заблуждении, и что лишь некоторые правильно понимают учение о вере. Если бы папство все еще сохраняло ту святость и тот аскетизм, которыми оно обладало во времена таких отцов, как Иероним, Амвросий, Августин и другие, когда духовенство еще не имело порочной репутации из-за своей симонии, сумасбродства, роскоши, изобилия, прелюбодейства, мужеложства и бесчисленного множества других грехов, но жило в соответствии с канонами и декретами отцов, будучи внешне религиозным и святым, и даже действительно практикуя целибат, то что, спрашиваю я вас, мы могли бы сделать против папства?

Целибат, который во времена отцов духовенство соблюдало строго и неукоснительно,— это очень важное явление в глазах мира. Обет безбрачия возводил человека чуть ли не в ранг Ангела. Посему Павел называет это в Кол.(2:18) “служением Ангелов”, и паписты поют о девственниках так: “Он вел ангельскую жизнь во плоти, ибо он жил вне плоти” . И так называемая “созерцательная жизнь”, которой усердно придерживалось тогда духовенство, принося в жертву свои гражданские и семейные обязанности, также внешне выглядит весьма впечатляюще и свято. Таким образом, если бы папство сохранило тот внешний вид, которым оно обладало в древности, мы добились бы очень немногого, противостоя ему своим учением о вере, [хотя бы] потому, что мы и сейчас мало чего добиваемся в этом противостоянии — сейчас, когда исчезла добрая слава о якобы присущих этому явлению благочестивости и строгой дисциплине, и когда стало очевидно, что папство — это сплошная мерзость и скопище всевозможных пороков.

Но даже если бы былая религиозность и дисциплина папства сохранились до нынешних времен, мы все равно должны были бы последовать примеру Павла, который критиковал лжеапостолов, невзирая на их внешнюю святость и добродетельность, и сражался против самоправедности папского царства, говоря: “Независимо от того, сколько обетов безбрачия вы дадите , или как смиренно вы выглядите, или каким ангельским служениям вы себя посвящаете, или сколь частыми епитимьями вы изнуряете тела свои, все равно вы являетесь рабами Закона, греха и дьявола. И вы будете изгнаны из дома, потому что ищете праведности и спасения в своих собственных делах, а не во Христе”.

Таким образом, нам следует обращать внимание не столько на грешный образ жизни папистов, сколько на их порочное учение и их лицемерие, и именно это мы подвергаем критике главным образом. Давайте предположим, что религиозность и дисциплина древнего папства процветают сейчас и соблюдаются с тем же усердием, с каким они соблюдались отшельниками Иеронимом, Августином, Григорием, Бернаром, Франциском, Домиником и многими другими. И все равно мы должны были бы сказать: “Если вы не можете противопоставить гневу Божию ничего, кроме собственной святости и целомудренности своей жизни, то вы совершенно определенно являетесь сынами рабыни, которой надлежит быть изгнанной из царства небесного и преданной анафеме”. Сатана тоже не защищает порочную жизнь папистов, которую наиболее здравомыслящие из них также презирают, но он решительно отстаивает и поддерживает их лицемерие и праведность дел. Здесь он ссылается на авторитет соборов и примеры святых отцов, которых он провозглашает основателями святых [монашеских] орденов и законов. Потому мы сражаемся в наши дни не против очевидных пороков и беззаконий папства, но против его вымышленных святых, которые полагают, что ведут ангельскую жизнь, соблюдают не только Заповеди Божии, но также и наставления Христовы, и исполняют дела, которые не требуется исполнять, или так называемые “избыточные” дела. Мы утверждаем, что это бесполезная трата времени и сил, если они не постигли того, что, как говорит Христос, “одно только нужно”, и если они не “избрали благую часть, которая не отнимется у них”, как это сделала Мария (Лук.10:42).

Именно так поступал Бернар. Он был настолько богобоязненным, святым и целомудренным человеком, что, по моему мнению, заслуживает того, чтобы стоять впереди всех монахов. Однажды он тяжело заболел и потерял всякую надежду выжить, и в этой ситуации он возлагал свое упование не на целибат, который он соблюдал столь целомудренно и верно, и не на добрые и благочестивые дела, которых он совершил огромное множество. Нет, он отбросил все это прочь и верою ухватился за обетование Христово, произнеся следующие слова: “Я прожил жизнь, достойную проклятия. Но Ты, о Господь, Иисус Христос, имеешь право на Царство Небесное по двум причинам: во-первых, потому что Ты — Сын Божий; во-вторых, потому что Ты завоевал [заслужил] это Своими страданиями и смертию. Первое Ты сохраняешь для Себя по праву первородства. Последнее же Ты даровал мне, но не по делам [моим], а по благодати” . Он не прикрывался своею монашескою жизнью, или “ангельским служением”, от гнева и суда Божия, но ухватился за то, что “одно только нужно”, и потому был спасен. Я полагаю, что Иероним, Григорий и многие другие отцы и отшельники обрели спасение таким же образом. Несомненно, что в ветхозаветные времена многие израильские цари и другие идолопоклонники были спасены подобным же образом, в свой смертный час отбросив прочь тщетное упование на идолов и ухватившись за обетование Божие о грядущем Семени Авраамовом, Христе, Который должен [был] благословить все народы. И если кому-то из папистов надлежит спастись в наши дни, они должны уповать не на свои собственные дела и добродетели, но всецело на милость, которую Бог предлагает нам во Христе. Они должны сказать вместе с Павлом (Филип.3:9): “Не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере”.

31. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говорит 8
Страданиях
О котором апостол пишет во 2 м послании к коринфянам 4
Лютер М. Лекции по Посланию к Галатам истории церкви 7 клятвою
Лютер М. Лекции по Посланию к Галатам истории церкви 4 отлучение

сайт копирайтеров Евгений