Пиши и продавай! |
Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. 448 с. © Оригинальный текст, перевод на русский язык, комментарии
- Издательская группа "Прогресс"-"Культура" 1 - 3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения 1. Животворно таинство
нашей воды [1] ибо, смыв ею грехи вчерашней
слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Рассуждение наше не
будет праздным; оно обращено и к тем, кто достаточно искушен в вере,
и к тем, кому довольно просто верить, не вникая в смысл предания,
кто по невежеству исповедует непросвещенную мнимую веру. И потому-то
появившаяся здесь недавно гадюка Каиновой ереси многих увлекла своим
ядовитейшим учением, обращаясь в первую очередь против крещения
[2]. Ясно, что такова ее природа. Ведь обычно
гадюки, аспиды и даже василиски держатся сухих и безводных мест
[3]. Мы же, рыбки, вслед
за "рыбой" (icJuV) нашей Иисусом Христом,
рождаемся в воде [4], сохраняем жизнь не
иначе, как оставаясь в воде. Так вот, эта тварь, у которой даже
не было законного права учить [5], хорошо
поняла, как убивать рыбок - извлекая их из воды.
4 - 6. Вода как субстанция крещения и ее энергия 4. Но достаточно было бы
остановиться на том, в чем проявляется сущность крещения, - прежде всего на
том, что уже тогда предуказывало в действии Духа Божьего образ крещения: Дух
с самого начала мира летал над водами, намереваясь задержаться только над
водами окрещенных. Но святое, конечно, находилось над святым и последнее получало
свою святость от первого. Ибо всякое подчиненное вещество неизбежно перенимает
качество от того, которое находится над ним, особенно телесное у духовного,
легко проникающего и овладевающего благодаря тонкости своей субстанции. Таким
образом, природа вод, освященная святым, и сама получила способность освящать.
Пусть никто не спрашивает: неужели и теперь мы крестимся теми же самыми водами,
которые были при самом начале мира? Конечно, не теми же самыми, но из того
же рода, поскольку род един, а видов много. Тем же, что свойственно роду,
изобилует и вид. Поэтому нет никакой разницы, крестить ли в море или в пруду,
в реке или в источнике, в озере или в бассейне. И нет различия между теми,
кого Иоанн крестил в Иордане, а Петр в Тибре. Неужели тот евнух, которого
Филипп крестил по пути в первой попавшейся воде [9],
получил больше или меньше благодати? Следовательно, любая вода благодаря преимуществам
своего происхождения получает таинство освящения, как только призывается Бог.
Ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою,
и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения. Конечно, здесь
есть сходство с обычным действием омовения, только вместо грязи мы покрыты
грехами, которые и смываются водой. Но грехи не видны на плоти (никто ведь
не носит на коже признаков идолопоклонства, любострастия или обмана), а запечатлеваются
в духе, который и есть виновник греха. Ведь дух господствует, а плоть повинуется.
Однако и тот и другая делят вину между собой: дух в силу власти, а плоть -
из-за служения. Итак, когда благодаря вмешательству ангела воды приобретают
целебную силу и дух омывается в водах телесно, плоть в них же очищается духовно. 7. Помазание после крещения 7. Затем, выйдя из купели, мы помазываемся благословенным помазанием по старинному наставлению, согласно которому обычно помазывались во священство елеем из рога, - с тех пор, как Аарон был помазан Моисеем и стал именоваться "Христом" от "хрисмы", что означает "помазание" [15]. Оно дало наименование и Господу, превратившись в духовное помазание, ибо Бог Отец помазал его Духом. Как сказано в Деяниях: Ведь собрались на самом деле в этом городе против Сына Твоего, Которого Ты помазал (4,27). Так и у нас помазание протекает телесно, а результат получается духовный, каково и телесное действие крещения, ибо мы погружаемся в воду, но результат - духовный, потому что мы освобождаемся от грехов. 8. Возложение рук после крещения 8. Затем возлагается рука, через благословение призывая и приглашая Святого Духа. Действительно, если человеческой изобретательности позволительно заключать дуновение в воду и, возложив руки, одушевлять соединение духа и воды в чистейшем звуке с помощью другого дуновения [16], то разве Богу не позволительно святыми руками устанавливать духовную высоту в своем органе? [17] Но о возложении рук говорится также и в Ветхом Завете, где Иаков благословил своих внуков от Иосифа - Ефрема и Манассию, возложив им руки на голову и поменяв их крест-накрест [18]. Сложенные крестообразно руки, будучи прообразом Христа, уже тогда предвещали будущее благословение во Христе [19]. И только после всего этого Святейший Дух милостиво нисходит от Отца на омытые и благословенные тела и покоится на водах крещения, словно вспоминая свое старинное местопребывание [20]. Так Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность, ибо даже тело голубя лишено желчи [21]. Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью (что даже у язычников служит знаком мира), возвестил землям о прекращении небесного гнева [22]. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег. Но мир согрешает вновь, и здесь нельзя сравнивать крещение с потопом. Поэтому мир и обрекается огню, как, впрочем, и человек, который после крещения возобновляет прегрешения. И это также должно быть воспринято как предостережение. 9. Предзнаменования и прообразы крещения 9. Итак, какое покровительство природы, сколько даров благодати, сколько торжественных обрядов, образов, предписаний и молений определили религиозное назначение воды? Прежде всего, когда народ [Израиля], освобожденный и выведенный из Египта, избежал преследования египетского царя, перейдя через воду, самого царя со всеми его войсками погубила вода [23]. Какой еще образ может быть ярче в таинстве крещения? Благодаря воде язычники освобождаются от мира и покидают прежнего своего владыку, дьявола, утопленного в воде. Далее, вода очищается от горечи и становится приятной для питья с помощью жезла Моисея [24]. Жезлом этим был Христос, врачующий Собой отравленные и горькие потоки и превращающий их в целебные воды крещения. Это та самая вода, которая явилась народу из "попутного камня" [25]. Ведь если камень есть Христос (1 Кор. 10,4), то, без сомнения, мы видим, что водой во Христе благословляется крещение. Сколь благодатна вода у Бога и Христа Его для утверждения крещения! Христос никогда не является без воды, да и сам Он водою крестился [26]. Первые свидетельства Своей власти Он, будучи зван на бракосочетание, производит с помощью воды. Во время бесед Он приглашает жаждущих к Своей вечной воде. Поучая о любви (agape), Он одобряет среди дел любви (dilectio) подание чаши с водой нищему. У колодца Он восстанавливает силы, ходит и охотно совершает поездки по воде, прислуживает водой ученикам. Свидетельствовать о крещении Он продолжает вплоть до Своих страстей. Когда Он был предан на распятие, появляется вода. Все знают о руках Пилата. Когда Ему наносят рану, то из бока Его вытекает вода; свидетель тому - копье воина [27]. 10. Энергия крещения Иоанна 11. Мы сказали, насколько было позволено нашей посредственности, об основном, что составляет священную сущность (геligio) крещения. Теперь же я коснусь, - тоже насколько смогу, - кое-каких специальных вопросов. Крещение, возвещенное Иоанном, уже тогда вызвало вопрос, самим Господом предложенный фарисеям: небесное это было крещение или только земное? [28] На это они не могли ответить твердо, ибо не понимали, потому что не верили. Мы же, - сколь бы мала ни была наша вера, а значит, и понимание (intellectus), - все же способны определить, что это крещение было Божественным, хотя и не по действенности, а по поручению. Ибо считаем, что Иоанн был послан Господом для исполнения этой обязанности, - впрочем, человеческой по своему существу. Он не совершал ничего небесного, но служил небесному [29], то есть проповедовал покаяние, что вполне по силам человеку. А книжники и фарисеи, не захотевшие поверить, и не нуждались в покаянии. Так что если покаяние есть свойство человеческое, то и крещение Иоанново должно было обладать тем же свойством. Если бы оно было небесным, то даровало бы Духа Святого и отпущение грехов. Но никто не отпускает грехов и не дарует Дух, кроме одного Бога. Даже Сам Господь говорил, что Дух сойдет не прежде, чем Сам Он взойдет к Отцу. А то, чего еще не свершил Господь, конечно, не по силам служителю. Кроме того, мы и в Деяниях Апостолов находим, что принявшие крещение от Иоанна не обрели Духа Святого, о Котором и слыхом не слыхали [30]. Следовательно, не было небесным то, что не являло небесного. Ибо небесное в Иоанне - дух пророчества, - после переноса всего Духа в Господа до того ослабело, что Иоанн к Тому, о Ком пророчествовал, приход Которого возвещал, посылал спросить, не Он ли Тот Самый? [31] Значит, это было крещение покаяния (Деян. 19,4), совершенное как бы в целях приготовления к грядущему отпущению грехов и освящению во Христе. Раз он проповедовал крещение покаяния во отпущение грехов (ср. Лук. 3,3), оно было провозвестием будущего отпущения. Ведь если покаяние предшествует, то отпущение следует за ним. Это и означает: готовить путь (Матф. 3,3). А кто готовит, тот не сам совершает, но заботится для другого. Иоанн сам говорит, что не его дела небесны, но Христа: Кто от земли, от земли говорит; Кто пришел с горних высот, выше всех (Иоан. 3,31). И еще говорит, что он крестит только в покаяние, но скоро придет Тот, Кто будет крестить Духом и огнем (ср. Лук. 3,16), потому именно, что истинная и твердая вера крестится водою во спасение, а мнимая и нетвердая крестится огнем в осуждение. 11. Крестил ли Христос 11. Но вот, говорят, пришел Господь и не совершил крещения. Ибо читаем: И, однако, Он не крестил, а только ученики Его (ср. Иоан. 4,2), - как будто Иоанн и в самом деле предсказывал, что Он, Христос, будет крестить Своими руками. Не следует, конечно, понимать буквально то, что сказано просто по общему обыкновению, как говорят, например: "Император издал указ" или "префект высек палками". Неужели сам издал или сам высек? Всегда говорят, что сделал такой-то, хотя подразумеваются исполнители. "Сам вас окрестит" следует понимать не прямо, а так, что мы будем крещены через Него или в Него. Но пусть никого не тревожит, что Он крестил не собственноручно. Во что Он крестил бы? В покаяние? Но зачем в таком случае Ему Предтеча? Во отпущение грехов, которое Он давал словом? В Самого Себя, Которого сокрыл уничижением? В Духа Святого, Который еще не взошел к Отцу? В Церковь, которую еще не создали апостолы? Итак, крещение совершали ученики Его как помощники, как Иоанн Предтеча, тем же крещением Иоанна. И не может быть иного мнения, ибо не существует иного крещения, чем после Христа. Оно, конечно, не могло быть дано учениками, так как Господь не достиг еще тогда вершин Своей славы, и не сообщил еще действенности крещению страстями и воскресением. Ибо ни смерть наша не могла быть уничтожена ничем, кроме страдания Господа, ни жизнь восстановлена без Его Воскресения [32]. 12. Крещены ли апостолы 12. Но так как определено,
что никому не достичь спасения без крещения (в наибольшей степени это явствует
из речения Господа, который говорит: Если кто не родится из воды, не будет
иметь жизни (ср. Иоан. 3,5), - то появляются мелочные, вообще легкомысленные
рассуждения. Кое-кто спрашивает: каким образом, согласно этому определению,
спасение будет достигнуто апостолами, среди которых мы не находим крещеных
в Господа, кроме Павла. В самом деле, так как Павел единственный из них облекся
крещением Христовым, то (чтобы определение сохранило силу) прочих, лишенных
воды Христовой, нужно считать назначенными к погибели, или, - если даже не
крещеным посылается спасение, - определение теряет силу. Бог свидетель, я
слышал подобные рассуждения, и пусть никто не думает, что я бесчестно измышляю,
повинуясь своему перу, сомнительные для других вещи. Вот и теперь, насколько
смогу, я отвечу тем, кто отрицает крещение апостолов. Действительно, если
они приняли человеческое крещение Иоанна и пожелали Господнего, то Сам Господь
определил крещение как единое, говоря Петру, который пожелал креститься: Кто
однажды умыт, тому не нужно вновь (ср. Иоан. 13,6, 9 - 10) [33].
Этого, конечно, Он не сказал бы некрещеному. И это очевидно свидетельствует
против тех, кто даже крещение Иоанна отнимает у апостолов, чтобы опровергнуть
таинство воды. Вероятно ли, чтобы путь Господа, то есть крещение Иоанна, не
был приуготовлен для тех, которые были назначены открыть пути Господни через
весь мир? Сам Господь, не нуждавшийся ни в каком покаянии, был крещен. Неужели
грешники могли обойтись без крещения? Правда, другие не были крещены; но то
были не спутники Христа, а противники веры, книжники и фарисеи. Отсюда и становится
ясно, что если противники Господа отказывались креститься, то последовавшие
за ним крестились и не остались в единомыслии со своими противниками, особенно
когда Господь, которому они сопутствовали, превознес Иоанна Своим свидетельством,
говоря: Нет большего среди рожденных от женщин, чем Иоанн Креститель (Матф. 11,11). Грозил обвинителям христиан наказанием |
|
|
|