Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Кривошеин В. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эта статья была прочитана (со значительными пропусками) на годовой конференции Содружества св. Албания и пр. Сергия в Абингдоне в июле 1952 г. Опубликована затем по-английски (без примечаний) в сборнике " The Angels of Light and the Powers of Darkness ", изданном Dr. E. L. Mascall. London. 1954.

2 Мне не известна ни одна работа, рассматривающая сколько-нибудь исчерпывающим образом вопрос о роли и значении ангелов и бесов в духовной жизни по учению восточных отцов. Статья Joseph Duhr " Angels " в Dictionnaire de Spiritualite (1932-1937), p. 580-625, совершенно недостаточна для моей темы; см. также: J. Danielou, " Les Anges et leur mission d'apres les Peres de l'Eglise ". Ed. de Chevetogne (Coll. Irenikon 5), 1952. Сборник " Satan " (Les Etudes Carmelitaines) содержит много интересного материала, но, как это обычно бывает в изданиях западных богословов, почти совершенно игнорирует опыт и учение древних восточных отцов.

3 Более известен среди греков и русских под именем пр. Исаака Сирина. Насколько можно судить по дошедшим до нас историческим данным, св. Исаак был в течение недолгого времени епископом города Ниневии, входившей в юрисдикцию несторианской Церкви в Персидской империи, как и вообще вся его жизнь и деятельность прошла как будто бы в пределах этой Церкви. Тем не менее Православная Церковь издревле почитает его как святого и высоко чтит его духовные творения, в которых, конечно, нет никакого "несторианства". И я, конечно, не дерзну отнимать от него звание "святого", хотя самый факт принадлежности его (хотя бы формальной) к несторианской Церкви ставит перед Православным богословским сознанием серьезные проблемы о природе Церкви и о возможности благодатной жизни и святости вне ее видимых пределов. Я пользуюсь в настоящей статье английским изданием творений св. Исаака Ниневийского, непосредственно переведенных с сирийского оригинала на английский.

4 Евагрий Понтийский. "Деятельные главы к Анатолию", 2, 43 (Migne P. G. 1244. C).

5 Isaak N. "Mystic Treatises ", гл. 65. С. 311.

6 Кирилл Иерусалимский. "Огласительное Слово", 16. 16 (P. G. 33. 940).

7 Евагрий Понтийский. "153 главы о молитве", 112 (P. G. 79. 1192 C.). Православный читатель более привык встречать этот трактат под именем пр. Нила Синайского. Так он издан в греческой Филокалии и русском Добротолюбии, а также и в патрологии Миня (P. G. 79. 1165-1200). Принадлежность его Евагрию Понтийскому представляется в настоящее время несомненной и никем не оспаривается (Евагрий сам цитирует эти "Главы" как свое сочинение, под его именем они известны во всех сирийских древних переводах и т.д.). Исчезновение имени Евагрия в греческих рукописях (и замена его пр. Нилом Синайским) объясняется тем, что некоторые сочинения Евагрия (не "Главы о молитве") были, как известно, осуждены на пятом Вселенском Соборе (553 г.) за оригенистические тенденции, и потому имя Евагрия стало, естественно, подозрительным среди православных; но под именем пр. Нила его "Главы о молитве" продолжали оставаться одним из основных творений Восточной патристики по учению об умной молитве. Принадлежность их Евагрию только повышает древность этого замечательного памятника.

8 Греческий текст P. G. 26. 835-976. Из новейшей Литературы о "Житии пр. Антония" отметим Louis Bouyer, "La vie de Saint Antoine". Abbaye S. Wandrille. 1950.

9 "Житие пр. Антония", Гл. 21 (P. G. 26. 873 C).

10 Там же, 21 (P. G. 26. 876 A).

11 Там же, 5 (848 A).

12 Там же, 5 (848 B).

13 Там же, 5 (848 B); 23 (877 A).

14 Там же, 6 (849 А).

15 Там же, 6 (849 А).

16 Там же, 9 (857 А); 13 (861 С).

17 Там же, 8 (856 А).

18 Там же, 8 (856 А).

19 Там же, 25 (881 А).

 ΛΛΛ     >>>   

Духовным писателем в подлинном смысле
богословия Кривошеин В. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов 10 издание
богословия Кривошеин В. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов

сайт копирайтеров Евгений