Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

65 Евагрий. "Сотницы". 6. 35 (Frankenberg. C. 383).

66 Евагрий. "153 главы о молитве". 115 (P. G. 79. 1192 D-1193 A).

67 Греческий текст пятидесяти "Духовных Бесед" напечатан в Патрологии Миня 34, 449-821. Семь других "Бесед" были изданы G. L. Marriott : "Macarii Anecdota". Harvard. 1918. В настоящее время Берлинская Академия Наук подготовляет под редакцией Э. Клостерманна критическое издание всех творений, приписываемых пр. Макарию Египетскому (среди них есть и сохранившиеся только в арабском переводе).

68 Рассмотрение так называемой "Макариевской проблемы" не входит в непосредственную задачу моей статьи. Скажу лишь кратко для русского читателя, мало осведомленного о современных течениях в патристической науке (особенно в том, что касается аскетических писателей), что мнение о мессалианском происхождении "Духовных Бесед" было впервые высказано (по крайней мере на Западе) в 1920 г. двумя католиками-бенедиктинцами L. Villecourt и Wilmart. Последний из них шел так далеко, что думал даже, что он открыл в "Духовных Беседах" осужденный Церковью и не дошедший до нас "Аскитикон" мессалиан (см. его статью в "Revue d'Ascetique et de Mystique", 1 (1920), 361-377). См. также статью E. Amann: "Messaliens", Dictionnaire de Theologie Catholique, 10 (1927), 792-795. На православного читателя такого рода "тезисы" неизбежно производят впечатление, что перед нами не научные объективные исследования, а произведения конфессиональной полемики против Православия, в духовной жизни которого творения пр. Макария всегда занимали и занимают такое важное место. Эта крайняя теория не могла долго удержаться, и на место ее была выдвинута другая (получившая широчайшее распространение), - о так называемом "полу-мессалианском (?)" характере "Духовных Бесед" ("messalianisme mitige"). См. J. Hausherr: "L'erreur fondamentale et la logique du messalanisme", - Orientalia Christiana Periodica", 1 (1935), 328-360 (см. с. 343-345) и особенно книгу H. Dorries: "Symeon von Mesopotamien", - Die Uberlieferung der Messalianischen "Makarios" Schriften. Texte und Untersuchungen, 55, 1 (1941). Книга г. Дорриса производит очень своеобразное впечатление сочетания чисто немецкой основательности и даже педантизма с неудержимой фантазией и склонностью к необоснованным гипотезам. Особенно склонен г. Доррис "перекраивать" на свой лад имеющиеся в рукописной традиции "макариевские" творения и "монтировать" их в соответствии со своими теориями. Блестящая критика методов и идей г. Дорриса дана в статье большого немецкого протестантского ученого W. Volker: "Neue Urkinde des Messalianismus". "Theologische Litteraturzeitung", 68 (1943), 129-136. Новое и очень интересное направление приняла "макариевская проблема" в работах W. Jaeger, редактора нового издания творений св. Григория Нисского. Проф. Егер отмечает большое сходство между аскетическими творениями св. Григория Нисского и писаниями пр. Макария. См. его исследование: Two rediscovered works of ancient Christian literature: "Gregory of Nyssa and Macarius". Leiden. 1954.

69 В целях краткости я обыкновенно пишу в тексте "пр. Макарий" вместо "Духовные Беседы". Этим не высказывается определенное мнение об их действительном авторе.

70 "Духовные Беседы", 2.1 (P. G. 34. 464 A).

71 Там же, 2.4 ( 465 B).

72 Там же, 5.3 ( 497 A).

73 Там же, 9.12 ( 540 B)..

74 Там же, 24.3 ( 664 CD).

75 Там же, 11.11 ( 552 D - 553 A).

76 Там же, 15.28 ( 593 D).

77 Там же, 16.1 ( 613 B).

78 Там же, 16.6 ( 617 A).

79 Там же, 3.6 ( 472 BC).

80 Там же, 16.1 ( 613 B).

81 Там же, 16.2 ( 613 C).

82 Там же, 15.49 ( 609 BC).

83 Там же, 26.12 ( 681 D).

84 Там же, 40.5 ( 765 AC).

85 Там же, 27.19 ( 708 AB).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бесов в духовной жизни по учению восточных отцов
40 критическое издание греческих версий прибавление конечно

сайт копирайтеров Евгений