Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

108 Там же, 26.13 (684 A).

109 Пр. Иоанн Дамаскин так формулирует мессалианско-манихейское учение о субстанциональности зла в своем перечне мессалианских заблуждений (под пунктом тринадцатым): "(Мессалиане учат), что зло естественно". "О ересях", 80 (P. G. 94.732 A). Это учение всецело отвергается в "Духовных Беседах", см. в настоящей статье тексты, указываемые в примечаниях 77 и 78. Основное мессалианское заблуждение о личном (ипостасном) единении и смешении души с сатаной следующим образом передается Тимофеем, пресвитером Константинопольским: "Они говорят, что с каждым рождающимся человеком немедленно существенно соединяется бес", - вышеуказанное сочинение (P. G. 86.48 B). Ср. также: "(Мессалиане учат), что с человеком лично сожительствует сатана и во всем господствует над ним" (св. Иоанн Дамаскин). - "О ересях", гл. 80, п. 1 (P. G. 94. 729 A). Это заблуждение всецело отвергается "Духовными Беседами". См. цитаты в тексте статьи, указываемые в примечаниях 80 и 81.

110 См. о нем: F. Dorr, "Diadochus von Photika und die Messalianer". Freiburg in Breisgau. 1937.

111 Греческий текст впервые издан в Филокалии (Венеция, 1782, 2-е изд. - Афины. 1893, ч. 1, 140-164. Вновь издан К. Поповым в его книге "Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира... и его творения". Казань. 1903. И, наконец (с игнорированием предыдущих изданий), - J. E. Weiss-Liebersdorf. Leipzig. 1912 (Bibliotheca Teubneriana). Не имея под руками книги Попова, я вынужден цитировать по последнему изданию.

112 Диадох. "Сто гностических глав о духовном совершенстве", гл. 31 (С. 34, 18-28).

113 Ср. статью К. Попова: "Блаженного Диадоха... учение о "молитве Иисусовой"", в Трудах Киевской Духовной Академии, 1902, 651-676. Однако еще более древнее упоминание об "Иисусовой молитве" встречается у пр. Нила Синайского (вернее Анкирского, +430). См. его письмо 3, 33 к "Фавмасию монаху" (P. G. 79.388 B-400 D).

114 Диадох. "Сто гностических глав о духовном совершенстве", гл. 32 (С. 36, 12-14).

115 Там же, 33 (С. 36, 18; 38, 11).

116 В своей интересной и богатой по материалу статье "Contemplation chez les Grecs et autres Orientaux Chretiens" (Dictionnaire de Spiritualite, 2 (1952), 1762-1872) о. Хаусхерр (под псевдоником J. Lemaitre) подвергает некоторому ограничению эту всеобщность отвержения "воображения" в духовной жизни вообще, и в молитве и созерцании в особенности, среди восточных отцов. По его мнению, представители антиохийской школы, в отличие от александрийцев, не отвергали воображения при созерцании (см. главу "Contemplation imaginative", там же 1859-1860). Нужно, однако, сказать, что приводимые о. Хаусхерром примеры представляются мне малоубедительными. Так, например, епископ Феодорит Кирский, на которого он ссылается, хотя и был, несомненно, ученым богословом-догматистом, толкователем Св. Писания и церковным историком, не был, однако, духовным писателем в подлинном смысле этого слова, был, по-видимому, мало знаком с аскетической терминологией, и его описания духовной жизни подвижников носят часто довольно "любительский" характер. Нельзя поэтому придавать большое значение, если он в своей "Боголюбивой истории" говорит, что такой-то подвижник "воображал Божественное". См. приводимые о. Хаусхерром примеры.

117 Диадох. "Сто гностических глав о духовном совершенстве", гл. 36 (С. 40, 19-42, 7).

118 Выражение "со всем чувством и с полной уверенностью", часто встречающееся у пр. Макария, обыкновенно приводится сторонниками мессалианской гипотезы как одно из доказательств мессалианского происхождения "Духовных Бесед". Но, как видно из приводимого мною примера, оно встречается и у бл. Диадоха, рассматриваемого теми же учеными (как, например, Дорр в вышеупоминаемой книге) как одного из главнейших антимессалианских полемистов.

119 Диадох. "Сто гностических глав о духовном совершенстве", гл. 40 (С. 46, 5-17).

120 Там же, 37-39 (C. 42, 9; 46, 3).

121 Там же, 76 (C. 94, 20-25).

122 Там же, 78 (C. 98, 22-24).

123 Там же, 78 (C. 98, 26; 100, 3).

124 Там же, 77 (C. 96, 23-25).

125 Там же, 76 (C. 94, 28; 96, 4).

126 Там же, 81 (C. 104, 15-23).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

богословия Кривошеин В. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов 10 издание
Особенно склонен г

сайт копирайтеров Евгений