Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

К сожалению, никакой общественной дискуссии, если не считать разрозненных статей в прессе (в основном в еженедельнике "Русская мысль"), перед принятием нового "Закона о свободе совести и религиозных объединениях" (сентябрь, 1997) не было. Хорошо известно, в какой атмосфере и какими нечистоплотными методами этот антиконституционный Закон принимался [38]. До принятия этого Закона для

38 Григат А. По свежим следам. Как предали Конституцию //Религия и право. М., 1997. N 2-3.
[360]
подготовки общественного мнения в оборот была запущена идеологема "тоталитарные секты". Основной мотивировкой принятия этого Закона и явилось желание противостоять злоупотреблениям в "сектах". Предыдущий закон "О свободе вероисповеданий" (25.10.1990) давно казался слишком либеральным. Следовало "дать бой тем, кто к нам понаехал". (Здесь виден отголосок "холодной войны".) Всякого рода "заединщикам" и борцам за национальную идентичность из Государственной Думы удалось сделать то, что не получилось у Верховного Совета осенью 1993 года по причине его роспуска (разгона).
Теперь традиционными (в Законе -- "уважаемыми") для России были объявлены четыре восточные религии: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Все остальные подлежат дискриминации в разной степени. В окончательном тексте Закона появилось наряду с перечисленными (традиционными) религиями "христианство". Но это мало меняло дело, так как фактически дискриминации подвергается все "немосковское", в том числе и православие других юрисдикций. Главным антиконституционным положением Закона является нарушение презумпции невиновности в виде установления 15-летнего испытательного срока для всех религиозных объединений при получении юридического лица. Кроме того, этот Закон, вопреки Конституции РФ, имеет обратную силу: религиозные организации, имеющие статус юридического лица, но без 15-летнего испытательного срока, могут его лишиться при перерегистрации. Иностранным религиозным организациям вообще запрещается заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, они не могут иметь статус религиозного
[361]
объединения (ст. 13, 2) [39]. Это положение Закона очень напоминает "Силлабус" (1864) папы Пия IX, где среди многих заблуждений того времени, под номером 78 осуждается поддержка права иностранцев селиться в католических странах и публично отправлять свой культ [40].
Новый Закон своим духом не только исключает возможность какого-либо экуменизма и религиозного примирения в России, но и способствует нагнетанию разобщенности в многоконфессиональном обществе [41]. Только невысокий уровень религиозности в обществе, социальная маргинальность религии, может смягчить социальные последствия этого Закона.
Закон противоречит Конституции РФ и нормам международного права: "Всеобщей декларации прав человека" и "Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод", которую Государственная Дума РФ ратифицировала 20 февраля 1998 года, взяв соответствующие обязательства.
В начале 1998 года на федеральном уровне были приняты подзаконные акты, правила, методические рекомендации по применению Закона, но никакие толкования Закона не могут устранить его явного противоречия Конституции РФ. Несколько религи-

39 Если бы такой закон существовал бы в X веке, то христианизация Руси была бы невозможна, а князь Владимир считался бы "разрушителем национальной (языческой) идентичности"
40 Через сто лет на Втором Ватиканском соборе Католическая Церковь официально признала принцип свободы совести, приняв "Декларацию о религиозной свободе".
41 См. экспертное заключение на этот закон в журнале "Религия и право". М., 1997. N 2-3.
[362]
озных объединений, чьи права были грубо нарушены властными структурами со ссылкой на Закон, официально обратились 1 июля 1998 года в Конституционный Суд РФ с требованием признать неконституционными отдельные положения Закона.
По сути дела, сторонники нового закона ломятся в открытые двери, пытаясь доказать, что порядок лучше беспорядка. Для усвоения и поддержки этой простой и очень доходчивой мысли совсем не нужно понимать философскую глубину принципа свободы совести, не нужно понимать, зачем следует называть секты религиозными меньшинствами и зачем их следует защищать.
В заключение приведу мнения о принципе свободы совести двух замечательных христианских мыслителей: профессора СПбДА Василия Васильевича Болотова (1854–1900) и профессора Московского университета (до высылки из России в 1922 году) Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954):
"Лишь светлое религиозное разумение, возвысившееся до убеждения, что Бог не требует себе поклонения невольного, и сопровождаемое смиренным сознанием, что мы не можем, мы не умеем доказать другим истину нашей веры так ясно и убедительно, чтобы они добровольно поклонились нашему Богу, -- является надежной опорой веротерпимости, и вопрос о свободе совести поэтому и остается вопросом, что люди не все достигли такой высоты понимания" [42].

42 Болотов В.В. Рецензия на сочинения Кипарисова В. "О свободе совести"/ Христианское чтение. СПб., 1886, N 7-8, С. 268.
[363]
"Ценность свободы совести, свободы слова и свободы союзов -- бесспорна с христианской точки зрения, ибо прямо выросла из христианства. Она есть ценность, лежащая в основе свободного общения душ, в основе духовного единства и, следовательно, в основе соборности и любви. Лишить человечество одной из этих свобод -- значит лишить его возможности осуществлять соборность и проявлять любовь, иначе говоря, стремиться к воплощению Царства Божия. Эти ценности, защищаемые современной демократией, суть вечные ценности, которые, с христианской точки зрения, перейдут в Царство Божие. Они уже содержатся в самой идее Царства Божия, ибо оно есть свобода, общение и союз" [43].

5. Выводы.

1. В основе любых социальных и правовых концепций лежит то или иное понимание человека (антропология).
2. Библейско-христианская традиция имеет высокое представление о человеке как "сотворенном по образу и подобию Бога". На философском языке, человек укоренен в трансцендентном. Люди наделены некоторыми качествами (прежде всего свободой самоопределения), неким достоинством, которые не подлежат отчуждению другими людьми или челове-

 <<<     ΛΛΛ   

Именно в общественном измерении церковной жизни
Свободой совести
Иной форме отрицали возможность преображения твари в человека полноте
Актуальные проблемы российского православного церковного сознания
Вениамин Новик. Православие. Христианство. Демократия православия 12 границы

сайт копирайтеров Евгений