Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

— Исполнится то, о чем ты просил, — сказал ему святой. На восьмой день новокрещенный преставился ко Господу. Видев это, и прочие разбойники присоединились к святой вере и, приняв крещение, начали вести свою жизнь с сокрушенным покаянием, а спустя немного времени, и само жилище разбойников было обращено в монастырь, в котором подвизались бывшие разбойники, отрекшиеся от мира.

Преподобный некоторое время прожил с ними и, учредив иноческие уставы и поставив для них опытного начальника, удалился в глубокую пустыню. Через два дня он достиг Евфрата. Перебравшись через реку, он нашел дерево с весьма обширным внутри дуплом, и эту пустоту в дереве избрал местом своего пребывания. В дневное время он ходил по горам и по пустынным дебрям, а на ночь приходил к месту своего обиталища. Со временем к нему начали приходить братия и селиться рядом, желая подражать его жизни.

Несмотря на то, что со временем их стало около четырехсот человек из разных стран — Греции, Рима, Сирии и Египта — и при минимальном попечении о пище и одежде, они имели каждый день полное довольство. Ничего не оставляли на следующий день, раздавая остатки нищим и странным.

В этом монастыре преподобный Александр установил новый, нигде прежде не бывший, чин неусыпающих. Сначала он установил, чтобы братия ходили в церковь на славословие Божие по семь раз в сутки, по слову пророка: седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея [10]. Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: блажен муж, иже в законе Господни поучится день и нощь [11], преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем, и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия.

И он пожелал установить в своем монастыре такой чин, чтобы в церкви и днем, и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение. Он, по числу часов дня и ночи разделил братию на двадцать четыре череды, чтобы всякий, зная час своей череды, являлся к этому времени в храм для псалмопения.

Для пения были назначены Давидовы псалмы. Петь их положено было на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы.

Таким образом, в монастырской церкви и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и сам этот монастырь стал именоваться обителью неусыпающих. Установил преподобный при псалмопении и число поклонов на всякий день, по числу тех прощений, которое Господь повелевает прощать согрешившего — семьдесят крат седмерицею, что и составляло четыреста девяносто поклонов.

Установив такой чин в своей обители, преподобный размышлял, чем еще можно угодить Богу. И, вспомнив слова псалма: научу беззаконныя путем Твоим и нечестивиц к Тебе обратятся [12], решил, что нужно заботиться не только о своем спасении, но и о других, особенно же — о пребывающих в нечестии. А так как в тех странах много в то время было идолопоклонников, то и решил он послать некоторых из братии с проповедью. Для этой цели он избрал семьдесят самых сведущих и особенно ревнующих о святой вере, по числу тех Христовых учеников, о которых пишет евангелист Лука [13]. Помолившись, он послал их по двое в окрестные идолопоклоннические селения. И многих язычников они обратили ко Христу.

После двадцати лет пребывания своего при реке Евфрате, преподобный Александр, видя свой монастырь вполне благоустроенным и чин неусыпающих в нем, равно как и все уставы относительно монашеской жизни, утвердившимися, и сам решил идти в персидскую землю, где весьма распространено было язычество. С собой он взял пятьдесят человек братии, а остальных вручил попечению опытного старца Трофима, которого поставил игуменом.

Когда приблизился он к Антиохии, исполняя чин обыкновенного непрестанного псалмопения, узнал о его прибытии епископ этого города Феодот. Имя преподобного Александра к этому времени было прославляемо и чтимо в тех краях. Но некоторые из злых и завистливых людей начали распространять на преподобного клевету, будто все, что он и его ученики делают, то есть, посты и молитвы, они делают это лицемерно, для тщетной славы, напоказ людям.

Епископ, не рассудив о клевете, послал своих слуг про. гнать из городских пределов Александра и всех, кто был с ним. Праведники были подвергнуты избиению, а особенно сильно пострадал преподобный Александр. Всех их изгнали из города. Но они тайно ночью возвратились в город и по обыкновению совершили свой всенощный молитвенный обет в пустых банях. Епископ, хотя и не прошел полностью его гнев, тем не менее, разрешил преподобному оставаться в городе, боясь недовольства жителей, которые знали преподобного, как праведника, и почитали за его благочестие. Пустые ветхие бани и стали местом обитания Александра с братией.

Некоторое время спустя, с благословения епископа, жители города создали церковь и устроили монастырь для пришедших с преподобным иноков. Строгость жизни братии была чрезвычайной: они вкушали пищу только однажды в день после девятого часа, все остатки раздавали нищим и ничего не оставляли на другой день. Вскоре при обители была устроена больница и странноприимный дом. Хотя сам преподобный, будучи нищим, ничего не имел, но состоятельные горожане предоставляли ему все необходимое от своих щедрот.

Преподобный сам ухаживал за больными, сам заботился о странниках, наделяя их всем необходимым. Нередко он подавал исцеление больным через возложение своих рук.

Замечая, что епископ в делах своих иногда поступал не соответственно своему званию, что городской воевода и другие важные сановники поступают не по правде, он безбоязненно обличал их, научая правде Божией словом Божиим. Не всем, разумеется, приятна была его ревность, особенно же начальствующим. Некоторые и из духовенства, хотя и дивились его добродетельной жизни, но весьма ненавидели его и возбуждали против него епископа.

В конце концов епископ послал самого злобного иподиакона Малха со многими слугами, чтобы он выгнал святого из города. Но на защиту праведника поднялся народ. Епископ в своем бессилии еще более воспылал гневом. Сговорившись с воеводой, они тайно схватили преподобного и прогнали его из города. Разогнали также и братию его.

Спустя некоторое время, под давлением народа, который видел в Александре истинного праведника, епископ и воевода разрешили все таки ему вернуться в Антиохию. Но, не найдя братии, преподобный и сам не пожелал оставаться в городе. Он направился в Киринфинийскую обитель. Здесь он нашел весь тот чин, какой он установил в своем монастыре при реке Евфрате. Видимо, кто-то из учеников его перенес сюда его особенный устав.

Пробыв здесь некоторое время, преподобный пошел затем в Константинополь. Вместе с ним пошли и двадцать четыре брата из этой обители. В Константинополе преподобный поселился при церкви святого Мины. К нему опять начали собираться братия. Через несколько лет вокруг него уже было около трехсот братии из разных народов. Была устроена обитель, и в ней был также установлен чин неусыпающих.

Преподобный был настолько прозорлив, что знал все, что делали братия, и даже помыслы их. При случае, наедине, он обличал согрешения и отечески исправлял согрешающих. Имел он попечение и о больных, и для служения им приставил четверых из братии и велел им каждый день приготовлять теплый напиток для тех, кто в нем нуждался по болезни.

В то время Церковь Христова была смущаема Несториевой ересью [14], в народе был слух, что преподобный Александр — еретик. Это не было удивительным: еретичествовали тогда многие. Сам патриарх Несторий был ересеархом.

Преподобный Александр был приведен на суд и, будучи спрошен о ереси, в которой был неповинен, ответил им словами псалма:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Родиной пророка илии была страна галаадская
Основал около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь всемилостивого спаса
Ему явился архангел гавриил господь принять
Жители города пришли в царьград к патриарху герману с просьбой поставить им епископа
После чего преподобный корнилий постриг григория в монашеский чин

сайт копирайтеров Евгений