Пиши и продавай! |
В Москве он нашел себе друга по имени Феодор, молодого, но богобоязненного человека и также искавшего пострижения. Из Москвы они вместе отправились в Великий Новгород и там ходили по святым местам, церквам и обителям. Из Новгорода они отправились на реку Свирь, в пустыню, к подвижнику преподобному Александру [68] и стали усердно просить его: — Мы желаем, святой отец. Господу Богу молиться. Облеки нас Христа ради в монашеское одеяние. Преподобный Александр обратился сначала к другу Григория Феодору и сказал: — Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал: — А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, в Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете. Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взяв от него благословение, пошли в пределы города Вологды в Комельский лес. Они пришли в пустыню к преподобному Корнилию Комельскому [69] и постучались у ворот с молитвой Иисусовой. Преподобный Корнилий, отворив двери, сказал им: — Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: — Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: — Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Мнози будут первии последнии и последний первии». [70] Затем старец говорил по святоотеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек ему имя вместо Григория — Геннадий. Затем сказал: — Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве. Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах, в поварне и пекарне. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали. Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря. — Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому. По этой причине диавол возбудил возмущение среди братии и на самого Корнилия. Видя это, преподобный дал место гневу и, взяв с собой ученика своего Геннадия, оставил свой новосозданный монастырь и ушел в костромские пределы, в Дикий лес, на Сурское озеро, за шестьдесят верст от своего первого монастыря. Немного далее версты от этого места жили царские крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилия и Геннадия, построили им келию, приносили хлеб, мед и прочее необходимое для их жизни. Преподобный Корнилий и Геннадий подвизались в молитве и посте, прилагая труды к трудам: рубили лес, пахали землю, выкопали четыре пруда. Здесь же зародилась в его сердце мысль о просвещении христианством язычников зырян святому духовных |
|
|
|