Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Святитель Тихон Задонский, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), духовный писатель, родился в 1724 году в семье дьячка села Короцка около города Валдая в Новгородском крае.

Отец его вскоре по рождении сына умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший брат, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого.

— Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем.

Все же Тимофею часто за один кусок черного хлеба приходилось целый день работать у крестьян. Когда ему исполнилось 14 лет, как раз в этот год было постановлено детей духовенства этого возраста брать в солдаты. Но вскоре в Новгороде была открыта Семинария, и Тимофей в числе 200 юношей, при конкурсе 5 человек на место, поступил учиться. К учебе относился с полной ответственностью, и шаловливые его сверстники часто дразнили серьезного ученика, пели ему величание и кадили ему лаптями.

По окончании курса он был оставлен в Семинарии в качестве преподавателя и работал там до 30 лет. Время было определяться в семейном отношении. Его всегда влекло монашество и он был пострижен с именем Тихон. Вскоре он был назначен в сане архимандрита ректором Тверской Семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски, вместо общепринятого в то время латинского языка.

В 1758 году он принял схиму и состоял сначала архимандритом Желтикова монастыря, затем — Дрочского.

В 1761 году он был возведен во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Он вернулся в город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости, связанные с многолетием и каждением.

В 1763 году он был назначен епископом Воронежским. Епархия была огромная — от Орла до Черного моря, но чрезвычайно запущенная. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много вовсе неверующих.

Вступив на самостоятельную кафедру, молодой епископ в сочинении «О седми святых Таинствах» преподал священникам смысл совершаемых обрядов, а также истинное понятие об исповеди в сочинении «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния».

Он старался развить пастырей в духе истинно-христианского понимания, побудить их к живому общению с паствой и приказывал читать на литургии в праздничные или воскресные дни Толковое Евангелие или полезные слова из Пролога, сам говорил образцовые проповеди для церковнослужителей и приглашал для этой цели Ивана Васильевича Турбина из славяно-греко-латинской Академии.

Он регулярно объезжал огромную епархию. Он отменил телесное наказание священников, воздействуя на них добрым словом и примером. Он заводил сам и содействовал устройству школ в г. Острожске и Ельце, открыл в Воронеже, почти не имея никаких средств. Семинарию, заботился о ее процветании, составил «Инструкцию, что семинаристам должно наблюдать». Для монастырей он составил 15 статей Устава. Дома святитель проводил ночи за письменным столом.

Все эти неустанные труды не могли не сказаться на его состоянии. Здоровье пошатнулось. Его влекли уединение и молитва, и в 1767 году он подал прошение об увольнении его на покой. Он поселился вначале в Толшевском, а затем — в Задонском Богородицком монастыре. Прежде всего он раздал все свое имущество, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал нуждающимся. Часто под видом простого монаха он выходил на базарную площадь и расспрашивал приезжих о их нуждах, а затем посылал им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами.

Для уединенной молитвы он запирался в своей келии и оттуда до келейников доносились его молитвенные вздохи: «Господи Иисусе, помилуй мя!». Его видели иногда осиянным благодатным светом. Однажды он сподобился явления Распятого Господа Иисуса Христа.

Дневной распорядок святителя был таков. Всегда бывал у ранней литургии, после нее писал. За обедом слушал чтение Ветхого Завета и творения Иоанна Златоуста, а после вечерни — Новый Завет.

Этот обычный древний порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду.

Любимым его занятием были литературные труды. Он написал множество духовных произведений: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные» и другие [229]. Диктовал он обычно своим келейникам, прохаживаясь по комнате. Его творения до последнего времени остаются любимым чтением благочестивых русских людей.

О благотворительности святителя уже при его жизни ходили легенды. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он регулярно посылал туда своих друзей со щедрой помощью. Около Тулы он устроил богадельню и поручил ее заботам близкого ему священника.

Денежную помощь посылал он и в город Ливны. Не забывал и свою далекую северную родину. Особенно любил он помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся отпевал и погребал сам.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Только священником
Сообщил ему об этом
Тимофей апостол из числа семидесяти
Вечное царствование
Быть погребенным в феодоровском монастыре

сайт копирайтеров Евгений