Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С теософией* мое знакомство произошло в самом начале революции, когда на стенах домов иногда появлялись объявления о теософских лекциях. Помню обстановку одной из них.
В коридоре и зале множество московских дам, точно цветник, а среди них прохаживающийся здоровый молодой мужчина с правильными чертами лица, в розовом хитоне, с голыми руками и ногами, на которых браслеты. Это - говорят мне - молодой поэт, не то имажинист, не то кто-то еще. На сцене перед кафедрой длинный ряд белых цветов в горшках, из-за сцены доносится тихая таинственная музыка. Публика томится ожиданием чего-то и нервничает, но иногда раздаются антитеософские реплики, и в их сторону направляется с грозным лицом человек в хитоне. Наконец, появляется лектор, тоже дама, по фамилии, кажется Пушкина.
Она говорит, что человечество ожидает возрождения и приближается к нему, что Великий посвященный поэтому скоро придет, что технический прогресс дает ему возможность быстро перемещаться по всему миру, что мы должны жить внутренно так, чтобы не пропустить его прихода, чтобы его заметить.
Когда она закончила, раздались аплодисменты, а за сценой опять заиграла музыка. И вдруг в середине зала поднялся на стул С.Н. Дурылин (тогда еще далеко не священник) - маленькая фигурка в золотых очках и синем пиджаке - высоко поднял руку и громко сказал: "Не верьте: когда придет Христос, Его нельзя будет не заметить, "ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого".

*
Через два года, кажется, после этого С.Н. Дурылин принял священство и служил на Маросейке у о. Алексея Мечева. Помню, как на литургии в Великую Субботу С.Н. говорил слово о том, что "сия есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, ибо почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий" (стихира).
В С.Н. была большая личная любовь к Христу, именно та личная любовь, которая светит нам в жизни и в писаниях Святых Отцов и о которой так вовремя и так хорошо напомнил Достоевский.
И вот остается факт: несмотря уже на принятое священство, С.Н. отошел, в конце концов, от Церкви. Пожалуй, лучше будет сказать по-другому: благодаря тому, что он принял священство, он отошел: бремя оказалось непосильным для его плеч. Для слабого духом, при этом искреннего и любящего, невыносимо увидеть в Тайной Вечери зло. Для того, чтобы, увидев, устоять и быть истинным священником, нужно быть готовым повторять слова апостольские в ответ на слова Христа: "Один из вас предаст Меня". - "Не я ли, Господи?" - ответили апостолы. Какая бездна смирения и проникновения в тайну Промысла Божия! Только это спасает каждого и ведет к Церкви, и тем более стоящего в алтаре. Там повторяется Тайная Вечеря.
Но к этому смирению можно идти только труднейшим подвигом веры. А у С.Н. тогда умерли все его старцы - и о. Анатолий Оптинский, и о. Алексей Мечев, и он остался один.

*
Я раза два был у о. Алексея Мечева и на службе и в доме. Помню, с каким детским удовольствием он вдруг бросался в переднюю подавать кому-нибудь - совсем незначительному - шубу. Я говорил мало (в противоположность С.Н., который говорил все время), точно к чему-то прислушивался.
"Вот меня считают ясновидящем или прозорливцем, - сказал он одному человеку, которого исповедовал, - а это не прозорливость, а всего только знание людей. Я ведь их переживания вижу, как на ладони". И при этом повернул свою маленькую. Он был небольшого роста, с быстрыми движениями и какой-то, точно неудержимой, веселостью, которая шла от его премудрых всевидящих глаз. На фоне солидного и мрачного, так называемого "филаретовского" духовенства Москвы, он был носителем того "веселия вечного", о котором поется в пасхальную ночь.

*
Люди, как-то верящие в Бога, но не верящие в Церковь, например, теософы, обычно говорят: "Неужели Богу нужны обряды? Зачем эта формальная сторона? Нужна только любовь, красота и человечность".
Человек, влюбленный идет к девушке и, видя по дороге цветы, срывает их, или покупает, и несет их к ней, совсем не считая, что это только "формальная сторона". Это и есть идея церковного обряда.
Любовь к Богу естественно порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства - влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет его Тело - Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?
Если же существует одно внешнее, т.е. мертвое действие, то тогда не только в христианстве, но и во всех человеческих сферах, например, в научной, оно будет только бесплодным обманом себя и других. Но говорить об этом - означает ломиться в настежь открытую дверь. Это каждому ясно.
Формализм или, что еще хуже, ханжество, т.е. формализм подсахаренный, не есть христианство, и каждый из нас, уже числящийся христианами, должен проходить этот длинный и узкий путь от нехристианства к христианству, от мертвых цветов к живым.

*
Теософия не так безобидна, как может показаться. Ее суть в отвержении Церкви как Тела Божия в мире. Тело Божие в человечестве есть реальность присутствия в мире Бога, и эта божественная реальность невыносима для высокого темного спиритуализма.
Церковь есть Тело Бога, и этот непостижимый факт жизненно постигается каждым христианином в обожествлении его души и тела через подвиг преображения. Обожествляется именно эта душа и тело,, вот это мое и твое дыхание, налагая тем самым ответственность на именно этот, данный путь человека в жизни. В христианстве нет тумана перевоплощений, в котором всякая ответственность снимается. Церковь берет данного человека и ведет его в Вечность, делая его клеткой великого тела. Персть человеческая входит в Божественную Жизнь. О, Пасха!
"Исполнятся пророчества вопиющего, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида в Тебе, чистая, преобразившуюся. Еяже ради персть всех человеков в тело создася Божие" (Служба Рождества Богородицы, канон п. 9).

*
Бабушка напевает крошечному внуку колыбельную песню Лермонтова: "Дам тебе я на дорогу образок святой, ты его, моляся Богу, ставь перед собой...". Внук блаженно смежает глазки. Входит мать, дочь бабушки: "Что это ты поешь? Не надо".
Конечно, пережитки капитализма могут быть внедрены в сознание и через Лермонтова. Так внутри семей образуются чуждые духовные расы.
Рассказ об этом (недавний) запомнился мне, как нам в молодости открыл С.Н. Дурылин "одну молитву чудную" Лермонтова, молитву о тех "косых лучах", о которых так хорошо потом говорил Достоевский, сам весь освященный ими. В русской литературе ХIХ века - в художественной, в славянофильской - было что-то неизречимо большое, что "могло бы быть, да не вышло". И в том, что "не вышло", в том, что были только тихие косые лучи пред ночью, есть всем нам нужная религиозная скорбь.
Я люблю читать в Деяниях то место, где описывается прощание ап. Павла с Ефесскими пресвитерами: "Тогда немалый плач был у всех, и падая на шею Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его" (20, 37-38).

*
В те годы, когда к нам иногда приходил о. Серафим (Батюгов), у нас жила близкая нам, простая женщина. Она была когда-то инокиней (сама ушла от родителей в монастырь, когда ей было лет 11-12), но в это время ничем внешним от нас не отличалась, и посты не очень соблюдала. Но у нее было сердце, жалеющее всех людей. Про нее о. Серафим говорил: она ходит не только в ангельском чине, но и ангельскими стопами. Она умерла у нас утром в Великую Субботу, будучи буквально до последней минуты в полном сознании и в полной уверенности, что она не уничтожается, но переходит в Новую жизнь.
Характер у нее был своенравный, и, кроме того, она не любила плохих молений и служб, что, конечно, огорчало о. Серафима, особенно, когда получалось так: он надевает епитрахиль, чтобы служить, а она идет на огород копать картошку. Я вижу: он читает и все посматривает в окошко на ее фигуру, склоненную к ботве. И вот, помню, однажды о. Серафим стоит в передней, одевается, чтобы уходить опять надолго, потом еще раз прощается с нами, а пред этой женщиной опускается вдруг на колени и кланяется ей в ноги.

*
О нем еще хочется записать одно воспоминание. Было зимнее утро, еще не светлое и холодное, когда раздался стук в наружную дверь. Я выхожу и на вопрос "кто?" - слышу тихий монашеский ответ: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Я так обрадовался, совсем не ожидал его в это утро, что вместо положенного "аминь", воскликнул: "ах! как хорошо!", и уже после этого, спохватившись, и уже дважды: "аминь, аминь". И вот когда я открыл дверь, я впервые увидел такое его лицо: радостно-утешенное: он услышал, что его - странника - здесь ждут и любят.

*
Жития святых надо читать, но не всегда надо ограничивать свое восприятие данного святого прочитанным текстом. Надо желать узнать что-то, о чем, здесь, может быть, и не сказано. В "житиях" бывает иногда некоторое затемнение образа, - индивидуальность святого, т.е. реальность в божественно-человеческом смысле, скрывается иногда в нивелирующем тумане какой-то благочестивой стандартности, а великое чудо преображения человека, то "дуновение Иисусово", которое несет в своем дыхании каждый святой, - все это, благодаря туману, делается незримым и неслышным.
В житиях преп. Сергия, и в особенности преп. Серафима нет тумана, хотя там описаны и великие чудеса, совершенные ими. Вот почему образ преп. Серафима так особенно близок нам, так всесилен в отношении нас, вот почему так радостно бывает в ясный летний день закинуть голову, всмотреться в легкие облака и вдруг осознать, что они, вот эти облака, вот совершенно так же шли по голубому небу над Саровом, когда там ходил живой преподобный. Такое великое открытие есть в этом осознании: я действительно живу вместе с ними под единым голубым неумирающим небом русской Церкви.

*
В "Изложении Веры" св. Максима Исповедника есть слова, вводящие в догмат о Церкви: "Два существа (о Сыне) исповедуют одно единосущное Отцу по Божеству, а второе единосущное матери по человечеству".
Христос единосущен не только Отцу, но и матери, а это значит, что Богочеловек единосущен человеку и, тем самым, Церковь единосущна Христу. Вот почему и сказано апостолом, что "Церковь есть Тело Его", тело Богочеловека, и вот почему Церковь есть Богоматерь, как из себя образовавшая это богочеловеческое тело Христа. Церковь есть непостижимое единство человека и Бога, Богоматери и Бога. "Приходит от чертога чрева Твоего Бог, якоже Царь, одеянный боготканною багряницею обогрения тайного пречистых кровей Твоих, Безневестная, и царствует над землею" (Канон утра недели мясопусной, песнь 7).

*
"Троице Всесвятая, Единый и Трисолнечнный Свете, ущедри мир" (пятн. нед. Ваий. Канон песнь 9).
Больше всего меня поражает в "Троице" Рублева это видение в центре Троицы Евхаристической чаши на трапезе Трех Странников, "трисолнечного Света". В центре этой превечной тишины - Евхаристическая чаша: Отец указует дланью на нее и склоняется направо к Сыну, то ли говоря ему о ней, то ли уже отпуская Его на совершение Любви. Это - видение Предвечного Света о необходимости Голгофы. Но в этой чаше уже существует Церковь, а поэтому это есть также видение предвечного бытия Церкви. "Се жертва тайная, совершается, се бо входит Царь Славы". Вот почему апостол пишет: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира" (Еф. 1, 4), ясно говоря этим о довременном бытии Церкви в Агнце Божием. Прежде создания мира очами Божиими уже видна была Церковь, а тем самым и Богоматерь. На "Благовещение" мы так и поем: "Совет предвечный, открывая Тебе, отроковице, Гавриил предста..."
О Пресвятой Деве был предвечный Свет Божий. "Через нее исполнился древний совет Божий о воплощении Слова в нашем обожении" (св. Иоанн Дамаскин, "Слово на Рождество Богродицы"). Когда мы так говорим о Церкви, мы называем ее Софией, неизреченным Домом Премудрости Божией. Еще в Совете предвечном "Премудрость созда себе дом".
Вот почему Хомяков сказал, что Церковь - это "основное таинство мироздания". И вот почему начинают делаться нам понятными загадочные, как будто, слова св. Иринея Лионского: "Когда Церковь в конце (истории) будет внезапно взята отсюда, то будет, - сказано, - скорбь, какой не было от начала и не будет" (Против ересей, кн. 5).

*
Через таинственное соучастие в Теле Богочеловека тело всякого человека входит в лучи Вечности, становится нетленным. Догмат об истинности Боговоплощения, об истинности человеческой плоти второго Лица Святой Троицы есть утверждение целостности спасения, т.е. преображения всего человека в Бога по благодати. И этот же догмат есть основание догмата о Софии - это воплотившееся Слово Божие, Бог в твари. Божественное в тварности, это одновременно и человеческая природа Бога, и Церковь как тварное Тело Божие. Непонимание Софии есть непонимание нераздельности человеческой природы Христа от Его природы Божественной.

*
Я знаю современников, уверовавших, когда им было 20-25 лет. Если родители их активные атеисты, то эти молодые люди придумывают себе язвы желудка для того, чтобы как-нибудь сохранить в семье возможность поста. Эти молодые христиане входят в пустыню подвига более пустынную, чем египетская. В пустыне египетской человек мог изнемогать, но при этом он мог мыслить о каждой душе человеческой как о живой воде, как о спасительном оазисе. В пустыне великого города чуть ли не каждый человек может открыться или просто показаться горчайшей пустыней. Вот где разница прошлой эпохи с теперешней. Господи, помоги! Господи, помоги! Люди Твои, Господи, кричат к Тебе.

*
Нужно знать учение отцов о том, что в то время, как всякое доброделание, например, пост, может сделаться своим и привычным для человека, - молитва всегда остается как бы непривычной. Отцы говорили, что молитва - это доброделание ангелов. Как часто убеждаешься в этой особенности молитвы, вводя себе с таким трудом на утренние молитвы, то есть на такую, казалось бы, хоженую тропу. Вот почему, учат отцы, как опасна всякая прерывность в молитве и, наоборот, благодетельно принуждение своего "правила", понимаемого как кнут. "Царство Божие нудится", т.е. силой берется, принуждением себя. Сказано так же, что Царствие Божие - в сердце. Надо взять сердце в руку, теплую, но твердую, и тогда начинает укореняться молитва.
Отец Валентин Свенцицкий учил, что непрестанную молитву не надо прекращать и во время богослужения.

*
Я только раз в жизни испытал радости щедрости, а ведь есть и (сейчас) люди, которые несут щедрое сердце всю свою жизнь.
Это было в Бутырской тюрьме осенью 1922 года, и это было как светлый ветер, выметавший сор души. Я готовился к этапу и раздавал, что имел, и, чем больше раздавал, тем глубже дышал воздухом свободы, в которой мы призваны быть всегда. И это время тюремного дерзания так и осталось сладчайшим временем жизни. Почему я тогда не умер?

*
Та простота и вера, к которой завет апостол, конечно, не есть упрощение. Это только введение всех своих мыслей и чувств в евангельское ученичество Христу. И только это может провести людей в лабиринте и в туманной современности.
О людях Христовой простоты так сказано: "Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел... И в устах их нет лукавства" (Откр. 14, 4-5).

*
Подвиг жизни в христианстве не может быть каким-то посильным страданием. Но страдание в христианстве - это только неизбежность родов, процесса мучительного, но радостного по результатам. "Жена, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Ин. 16, 21).
И наше христианство проверяется этим сочетанием: рождается ли в нас уже теперь, сейчас, "этот младенец радости"? "Ибо по мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше" (2 Кор. 1, 5).
Когда мы ожесточаемся и то и дело брюзжим по всякому поводу, - это очень опасный признак. Надо иметь, если не радость, то хотя бы благодушие, а если не благодушие, то хотя бы юмор к своим напастям и искушениям. В глазах Христовых наше "интеллигентское изнеможение" от жизни есть уже какой-то отказ от креста. Первую историческую Церковь Он хвалит в таких словах: "Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал" (Откр. 2, 3).

*
"Прежде честнаго Твоего Креста, воинам ругающимся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся; обложился бо еси венцем поругания, землю живописавый цветы, багряницею поругания оделся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое благоутробие, Христе. Велия Твоя милость, слава Тебе" (Вел. Пятница. Тропарь, 3-го часа).
По апостолу, мы "наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8, 17). "Если только". Страдание утверждается в христианстве, что оно есть "средство для великого восхождения к Богу" ("Цитадель"). Хотящему быть христианином неизбежно открыть в своем сердце некую теплую боль, животворную язву: свое соучастие в жизни и страдании Христа и людей.
Вот почему ежедневно мы призываемся молиться словами: "Любовию Твоею уязви души наши" (6-й час). И христиане живут со своею открытой раной.

*
О. Александр Ельчанинов говорил: "Смысл страданий в соучастии в страданиях Христа и в созидании Тела Христова в мире". Вот почему отцы домостроительство нашего спасения называли "домостроительством страдания".
В мире сейчас наблюдается одно страшное явление: этот мир все больше погружается в какую-то пучину фактического страдания и в то же самое время все больше ненавидит саму идею страдания. Христианство предпочитает обратное этому соотношение.
Страдание в христианстве двояко. Первое - это сострадание, т.е, любовь, почти сосуществование: человек сострадает своему распятому Богу и через него сострадает человеку и страдающей земле. Это страдание, безусловно, неизбежное, которого не может не быть в христианстве, в меру любви каждого. Второе - это условное страдание подвига. Условно оно потому, что зачастую это и не страдание вовсе, когда Господь несет наш подвиг за нас, видя стремление наше к Нему. Кроме того, святые отцы учили, что некоторые люди спасаются совсем без обычного подвига, т.е. вне второго вида страдания, только через одно свое смирение и любовь. Поэтому здесь надо помнить слова блаж. Августина: "Где любовь, там нет страдания, а если оно есть, - его любишь".

*
"Скорбь - главная пища любви; и всякая любовь, которая не питается, хотя бы немного, чистою скорбию, умирает, подобно новорожденному, которого стали бы кормить, как взрослого. Нужно - увы! - чтобы любовь плакала, а весьма часто именно в этот самый момент, когда поднимаются взрыды, цепи любви куются и закаливаются на всю жизнь" (Мор. Метерлинк, "Сокровище смиренных").
О. Николай Голубцов говорил: "Многие святые видели ангелов плачущими".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говорил о
Как золотые звенья человечества человека человек
Говорил весь светящийся радостью

сайт копирайтеров Евгений