Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Название Ордена многие исследователи производят от имени его легендарного основателя, но мы полагаем, что другое объяснение, даваемое Келлером, ближе к истине. Члены "Христианского Братства" в качестве отличительного знака имели эмблему страдания в любви — розу с крестом „внутри. Кроме этого/в академиях натурфилософов, помимо всех прочих символов, были в употреблении крест и роза. Поэтому весьма естественно, что Орден Розенкрейцеров, который был ни что иное, как та же академия натурфилософов, избрал для своего названия именно этот символ.

К характеристике розенкрейцеров 17го века можно прибавить, что они, повидимому, усердно занимались алхимией. Так, около 1622 г. в Амстердаме была академия розенкрейцеровалхимиков. Другая подобная академия была основана в 1664 г. в Нюренберге.

В заключение следует указать мнение Р. Флуда, который говорит: "Общества, которое само себе приписывало бы имя розенкрейцеров, не существовало до 17го века, а были только такие розенкрейцеры, которые не называли себя розенкрейцерами, а Божьими Друзьями или Братьями".

Розенкрейцерство в России. Появление розенкрейцерства в России тесно связано с масонством. .Первой целью Елагинской системы было: "сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру". Сохранение и передачу этой тайны мы находим в древнем английском масонстве. Елагин понимал эту тайну в мистическом духе: он искал "сладкого и драгоценного древа жизни, которого мы с потерянием эдема лишены стали". Если обратиться к тем источникам, из которых он черпал воды "премудрости Соломона", то увидим в них струи розенкрейцерства. Эли — наставник Елагина в масонской премудрости, "в знании языка еврейского и каббалы превосходный, в теософии, в физике и химии глубокий" — был розенкрейцером; книга его представляет собой весьма характерный образчик розенкрейцерского учения. Существует еще известие на страницах дневника некоего немца розенкрейцера, найденного академ. Пекарским в бумагах Елагина, что Елагин "хотел выучиться от Калиостро делать золото". Из другого источника (Вейдемейер. "Двор и замечательные люди в России") мы знаем, что Елагин был близок к Калиостро и что секретарь его дал Калиостро пощечину, может быть, за обман насчет делания золота. Этим, вероятно, объясняется позднейшая ненависть Елагина к делателям "мечтательного золота".

В 1782 году в Москве составился орден "Златорозового креста" под начальством Шварца. Началась серьезная масонская работа, как в общих ложах, так и в самом ордене. Здесь пока были низшие степени; члены занимались "познанием Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения". В 1783 году по именным прошениям братьев состоялся прием их в состав главного розенкрейцерского братства; братья перестали интересоваться обрядовой стороной и занялись теоретическими вопросами. 1783 год является годом расцвета собственно масонской и общественной работы московского франкмасонства; в этом году возникли при Дружеском Обществе типографии: две гласные и одна "тайная" для целей собственно розенкрейцерства. В 1784 г. скончался "живой пример и вождь на пути нравственного усовершенствования" — Шварц. Со смертью последнего не стало руководителя розенкрейцеров.

Под влиянием немецких братьев, игравших большую роль в русском розенкрейцерстве (Вельнер, Теден, Шредер), для управления орденом была избрана директория, но вскоре Шредер занял место Шварца. "Итак, — говорит Лонгинов, — недавно еще неизвестный в Москве выходец и проходимец сделался в одно и то же время главным надзирателем теоретических иностранных братьев и управляющим в ордене розенкрейцеров". Уже с 1783 г. главари франкмасонов мало занимались общим масонством и всецело предались розенкрейцерству. Теперь через Шредера они получили иероглифические знаки, аллегорическую азбуку, по которой упражнялись в отыскании высших степеней, формы присяги, нелепой "мистической таблицы" и т. д. К этому времени относится распространение розенкрейцерства и в провинции — в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве. В 1784 г. из Дружеского общества выделилась "Типографическая компания", исключительно для печатанья книг. Душою этой компании был Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В 1785 г. к масонству присоединился Карамзин и еще целый ряд лиц. Но развитию масонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II, относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божьем и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но 461 сочинение было опечатано. В 1786 г. было почти отнято от масонов школьное и больничное дело; из 461 подозрительных сочинений 6 специально масонских, между прочим "Апология или защищение В. К." (вольных каменщиков), было уничтожено, 18 запрещено перепечатывать и продавать; масонам было сделано строгое внушение относительно издания книг. Масонские книги были признаны, вопреки мнению Платона, более вредными, чем книги французских энциклопедистов. Новиков продолжал, однако, издавать книги.

Между тем король прусский ФридрихВильгельм II, ревностный масон и враг России, сделал Вельнера своим советником; следовательно, русские франкмасоны оказались подчиненными советнику враждебной державы. В 1787 г. уехал навсегда за границу барон Шредер; по делам ордена поехал туда и Кутузов. В этом году особенно ярко проявилась филантропическая деятельность франкмасонов, помогавших голодавшему вследствие неурожая народу. К 1787 г. относится начало попыток сближения между московскими масонами и великим князем Павлом Петровичем. В том же году было запрещено печатать духовные книги иначе, как в духовных типографиях, что связывало руки Типографической компании. Розенкрейцеры, предавшись работам 4-ой высшей степени "Теоретического градуса", мало заботились о поддержании лож общемасонских, вследствие чего некоторые ложи закрылись. Таким образом, франкмасонство все более концентрировалось в розенкрейцерстве. С приездом в Москву главнокомандующего кн. Прозоровского деятельность масонов стала окончательно подавляться, а сами они состояли под строгим надзором. В 1791 г. Типографическая компания была уничтожена. В 1792 г. были опечатаны книги, из которых 20 продавались вопреки запрещению, а 48 были изданы вовсе без разрешения; в то же время арестован Новиков. Заточение его в Шлиссельбурге продолжалось по 1796 г. Причина тяжкого наказания, постигшего Новикова, до сих пор неясна; ее видят в сношениях его с вел. кн. Павлом Петровичем. Это тем вероятнее, что приговор относительно остальных масонов, называемых иначе мартинистами, был довольно снисходителен. Книгопродавцы, имевшие у себя в продаже запрещенные книги, были помилованы, франкмасоны на время замолкли.

Розенкрейцерство имело две стороны: духовнонравственную и научнофилософскую. Первая боролась против упадка нравственности в обществе, вызванного отчасти отсутствием просвещения и влиянием непонятной французской философии, отчасти тогдашним общественным строем; вторая стремилась дать положительное знание, в противность скептицизму энциклопедистов. Как и у елагинцев, главное основание этики розенкрейцеров — познание самого себя и указание идеалов, к которым должен стремиться человек. Человек в настоящее время, говорит Шварц, гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мерзостью. Таким он стал со времени грехопадения Адама, от премудрости которого осталась одна только "искорка света", перешедшая к еврейским сектам ессеев и терапевтам, а от них к розенкрейцерам. Надо сделаться безгрешным, каким был Адам до падения, а для этого необходимо самоусовершенствование. Таким образом, девизом франкмасонов является положение христианское: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". "Возрождение во Христе" (работа над диким камнем) было занятием в низших Иоанновых степенях. В масонском сборнике "Материалы для каменщиков" это занятие определялось так: "Мы работаем в трех преддвериях и притворе. (Надпись первого преддверия есть: познай самого себя. Надпись второго: убегай зла. Надпись третьего: стремись к добру. В тенистых переходах притвора: ищи в самом себе истину". Познав свои недостатки, розенкрейцеры готовились к "крещению водою и огнем7., Крещением водою было покаяние во всех проступках и мистическое соединение с Богом для познания тайн, открытых в Слове Божием. "Крещения огнем" наши розенкрейцеры не достигли, так как не пошли дальше теоретической степени. Убегание зла состоит в оставлении 7-ми смертных грехов: высокомерия, скупости, неумеренности, похоти, корыстолюбия, праздности и гнева. Убегание зла часто приводило, согласно учению средневековых мистиков, наиболее распространенных в России (Я. Беме, Таулера и др.) к аскетизму: стремись — говорится в одном сборнике масонов — чтобы быть совершенно без "я" в твоем духе, душе и _теле. Но аскетизм русских франкмасонов не доходил до отрицания искусств и науки. Наоборот, Шварц, например, сам читал лекции по искусству и высоко его ставил; по учению франкмасонов, "человек, скитающийся по полям без просвещения, менее способен к восприятию истины". Наконец, у франкмасонов нет ненависти к миру, а, наоборот, всегда видна любовь к человечеству. Подобное этическое учение сослужило хорошую службу русскому обществу. Только зная и понимая сущность франкмасонства, можно понять деятельность "Дружеского общества" и "Типографической компании". Вторая, научнофилософская часть учения франкмасонства сводилась к "познанию Бога в природе и природы в Боге". По учению розенкрейцеров, Бог создал мир не из ничего, а из "внутренности Существа своего", для чего Бог соединился с самим собою; в результате явились божественные истечения, которые Бог сгустил и отвердил, и таким образом появилось грубое фигурное явление, которое, в свою очередь, сгустило свои истечения, еще более грубые, в материю. Из одного рисунка, где изображена мать мироздания, мы видим, что розенкрейцеры понимали процесс сотворения мира аналогично процессу рождения человека. Современным исследователям кажутся нелепыми их взгляды на химию и физику, стремление вызвать духов, делать золото и т. п. Русские розенкрейцеры алхимией не занимались и даже мало интересовались ею, по крайней мере алхимических сочинений у нас мало, и сам Лопухин, из типографии которого они вышли, называет алхимиков "служителями церкви антихристовой".

Политические взгляды русских розенкрейцеров, как и елагинцев, отличаются большою умеренностью. С французской философии они свою ненависть перенесли и на французов, с творцов этой философии и революции — на саму революцию. "Равенство! Свобода буйная! Мечты, порожденные чадом тусклого светильника лжемудрия, расположенные безумными писаниями нечестивых татей философского имени, адским пламенем стремящихся отвращать взор человеческий от тени светлого Софиина лица", — говорит Лопухин. По его мнению в природе и в жизни не может быть равенства, как не может быть и золотого века. Розенкрейцеры примирились со всякими государственными формами, со всяким правительством; они хлопотали только о нравственном и религиозном совершенствовании "внутреннего человека". В царствовании Павла I масоны несколько оправились от удара, нанесенного им Екатериной II. Павел приказал немедленно освободить Новикова из заточения и отменил все стеснения для других масонов, но ордена возобновить не разрешил. Только в царствование Александра Первого начинается возрождение масонства, во главе которого стояли вначале Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Лобзин. Масоны существовали еще долгое время, особенно в провинции, где они несомненно приносили пользу, облагораживая нравы и содействуя просвещению.

С дарованием религиозной свободы в 1905 г. начинается возрождение розенкрейцеровской работы в России. Эта работа протекает через масонские (не надо смешивать с политическим, революционным масонством), мартиниста ческие и образовательные кружки и относится, главным образом, к изучению оккультизма и мистики. Бурный поток богоискательства, захвативший многие передовые умы русской интеллигенции в предреволюционную эпоху, в значительной степени обязан своим возникновением деятельности розенкрейцеров.

Одним из учредителей автономного отделения Достохвального Братства Р. К. и самым заметным его деятелем был Генрих Оттоннович Мебес, автор "Энциклопедии Оккультизма", которому многие из современных тайноведов обязаны посвящением в эзотерическое учение Ордена.

"Доновиковское" масонство мало исследовано (вернее, о нем сохранилось мало материалов). Масонство эпохи Александра I освещено довольно хорошо, но по нему нет никакой сводки материалов (источники — архивы и журнальные статьи). Масонство позднейшее (1905—1917 гг.), не исследовано, но и не представляет интереса, как преимущественно "карбонарское" (политические кружки). Было несколько лож регулярных (французских послушеств), несколько "мартинистских" и вообще "масоноидных". Коекакие материалы дает оккультный журнал "Изида" (1902— 1911 гг.), слабограмотный и содержавший много вздора.

Изданий антимасонских не приводим по большой их безграмотности и отсутствию скольконибудь интересных материалов (на иностранных языках есть издания солидные и заслуживающие внимания). Любопытна антимасонская русская (или переводная) литература екатерининского периода ("Масон без маски", "Мопс без ошейника", "О некоем противонелепом обществе" и проч.), но все это очень редкие книги.

В литературе иностранной о русском масонстве нет ничего скольконибудь значительного. Даже в книгах, издаваемых масонами, сведения крайне сумбурны и толкования поверхностны.

Строительные союзы. Из существующих тайных обществ самым распространенным и известным является несомненно франкмасонство. Общество это существует более 200 лет. О происхождении и сущности его имеется громадная литература на всех языках. Одни писатели приписывают создание масонства английской нации; другие видят его начало в Германии; третьи считают масонство наследием тамплиеров; четвертые полагают, что оно естественно развилось из строительных союзов, постепенно утративших свое первоначальное ремесленное значение; пятые видят его источник в древних египетских мистериях и т. д. Относительно самой сущности масонства существуют также различные мнения. Чаще всего ему приписывают характер философсконаучного и благотворительного общества.

Французские исследователи тайных обществ пришли к убеждению, что масонство должно быть рассматриваемо не как самостоятельное явление, возникшее в Англии 200 лет назад, а лишь как одно из звеньев непрерывной цепи тайных обществ, тянущейся на протяжении веков.

Большинство масонских писателей производит тайное общество франкмасонов от ремесленных союзов каменщиков, при этом одни имеют в виду средневековые союзы каменщиков, другие — строительные коллегии Египта. В Египте архитектура, как и все отрасли человеческих знаний, находилась в руках жрецов. Поэтому египетские строительные коллегии имели характер религиозных обществ с тайными обрядами посвящения и символами. Вследствие общеизвестной связи, существовавшей между культурами Египта и Греции, организация, обычаи и мистерии египетских строительных коллегий перешли в те строительные союзы Греции, которые, занимаясь преимущественно постройкой храмов, были связаны с культом языческих божеств. Из Греции мистерии, соединенные с изучением архитектуры, проникли в римские строительные коллегии, основание которых приписывается легендарному римскому царю Нуме Помпилию. Эти строительные коллегии распространились затем во всех странах, подпавших под владычество мировой державы Рима, укрепляя повсюду победы римского оружия сооружением городов, крепостей, мостов, дорог и т. д.

Римские строительные коллегии пользовались большими привилегиями: они имели собственный культ, собственный суд и управление. Пополняясь людьми различных национальностей и религий, они издавна отличались величайшей терпимостью и охотно давали в своей среде приют самым разнообразным верованиям и тайным учениям. Благодаря именно этой терпимости и космополитическому составу римских строительных коллегий, туда, приблизительно в эпоху Юлия Цезаря, начали проникать и иудеи, а вместе с ними и тайные иудейские учения, символы и обряды. Христианство также с давних пор нашло себе многочисленных приверженцев среди членов римских строительных коллегий. Когда в 313 г. христианство было признано государственной религией Римской Империи, строительные коллегии стали сооружать христианские храмы. С падением западной Римской Империи в 476 г. строительные союзы, лишенные покровительства государства и не находя применения для своей деятельности, частью распались, частью перешли в Византию, Сирию и Египет.

С 6го века центрами всякого просвещения, а также и строительного искусства становятся монастыри. При них малопомалу учреждаются строительные братства, в состав которых входят почти исключительно монахи и послушники, причем настоятели монастырей, в большинстве сведущие архитекторы, составляют планы построек и руководят работами. Весьма возможно, что, как утверждают масонские писатели, к этим монастырским братствам примкнули коекакие остатки распавшихся после падения Рима строительных коллегий. Возраставшая постепенно потребность в строительстве заставила монастыри прибегнуть к помощи мирян. С 11го века уже начали основываться независимые от монастырей строительные ложи. Ложа — строение, в котором каменщики собирались для общей работы и для совещаний.) Ложи служили также для хранения инструментов, а иногда и для трапезы и ночлега. В 13ом веке строительное искусство окончательно перешло в руки организованных мирских союзов каменщиков или масонов.

Если даже допустить, что действительно коечто из тайных египетских и иудейских учений, символов и обрядов проникло через остатки римских строительных коллегий в средневековые союзы каменщиков, а оттуда и в современное масонство, то, зная о. многовековом преемстве тайных обществ, нельзя сомневаться в том, ч1о_всю полноту своего учения союз франкмасонов получил не от строительных союзов, а от тайных обществ (по линии тамплиеры — розенкрейцеры).

Для нас, рассматривающих все с точки зрения оккультизма, политическая, общественная, просветительская и другие стороны деятельности первых масонских организаций имеют второстепенное значение. Поэтому мы переходим сразу к т. н. Символическому Масонству, учреждение которого обычно относят к 1717 г.

Символическое масонство. Уже в первой половине 17го века произошло, повидимому, слияние английского союза каменщиков с Орденом Розенкрейцеров, так как собрания этого Ордена происходили в лондонских строительных ложах. В 1648 г. член Ордена Розенкрейцеров, знаменитый антиквар и основатель Оксфордского музея, Илья Ашмоль, составил для вольных каменщиков новый ритуал, который был принят всеми английскими ложами. Актом замены прежнего ритуала было положено начало всемирному тайному союзу франкмасонов, хотя руководители его сочли, повидимому, более осторожным не оглашать этого события, и новое тайное общество продолжало существовать под видом строительного союза еще в течение 71го года, т. е. до официального своего выступления в 1717 г. Успеху нового союза много содействовало то обстоятельство, что в силу преследования еретиков и политических противников во время тридцатилетней войны Англия стала сосредоточием различного рода тайных организаций, а вместе с ними и культурных сил. Эти представители "истинного просвещения" приобрели сочувствие в среде английского правительства и, возможно, немало содействовали росту английского империализма.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Избранным же передавали свое учение в школах мистерий
Исправить ошибки природы
Циркуль очерчивает совершенную линию

сайт копирайтеров Евгений