Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если подмастерье неустанно трудится над светозарным храмом человечества и Божества, то "будет поставлен и последний вопрос: в чем заключается цель, каков конец нашего строительства, наших трудов?" Усталый подмастерье, дойдя до двери ложи мастеров, получает неясный ответ: "Твоя цель — могила".

"Масонство в его глубочайшей сущности, — говорит Шауберг, — это учение о смерти". Подобно античным мистериям, оно рассматривает человеческую жизнь как возвышенную трагедию. Посвящение в мастера служит ее символическим изображением; это высшая мистерия масонства. "Если мастер желает работать для высших целей бытия в духе вечного мирового порядка и в согласии с присущей всему существующему закономерностью, то он должен смиренно принести свои земные радости и свою жизнь на алтарь человечества; он должен иметь силы страдать и умереть за истину, за добродетель и за общее дело". Чтобы глубже внушить эту мысль новому мастеру, его, согласно древнему обычаю мистерий, клали в гроб. Смертный человек со всеми его недостатками и заблуждениями должен быть погребен, чтобы возродился новый человек, который приобщится к более чистой и совершенной жизни и свету.

Символическим характером отличаются и обычаи, употребительные в траурной ложе. Она собирается в честь брата, "вознесшегося к вечному Востоку". Родственники усопшего также имеют доступ в нее. Рабочий зал завешивается черным, свет уменьшается. Среди комнаты возвышается катафалк, украшенный ветвями акации, как немой, но красноречивый свидетель смерти. После молитвы и хорового пения, оратор посвящает несколько слов памяти покойного. Затем произносится речь, обыкновенно кемнибудь из братьев, которые были наиболее близки к покойному при жизни. Перед саркофагом зажигается огонь, как религиозный символ того, что усопший может вознестись к вечному Востоку, вечной жизни и свету. Свет, которого он искал в жизни, как масон, он надеется найти теперь в смерти. Наконец, все присутствующие, полные веры и упования, трижды обходят вокруг катафалка, украшая его розами и цветущими акациями: розы — последний долг, акация — символ смерти, но вместе с тем и вечной жизни и бессмертия.

Учение франкмасонов в том виде, как оно излагается мастерами и ораторами в ложах поучения, покоится на преданиях отдельных систем и заключает в себе мораль, историю союза и его символику.

Цель и содержание франкмасонского учения: братская любовь, любовь ко всему человечеству, любовь к Богу или, по более точному определению Финделя: "Истина, нравственность, любовь к человечеству". Этим требованиям должен отвечать как отдельный человек, так и все человечество. "С постепенным познанием истины растет, в общем, и нравственность, с расширением царства добродетели растет и проявление любви к человечеству, а с ростом любви к человечеству и с осуществлением этого триединого идеала увеличиваются мир, радость и простота отношений между людьми".

Особенно подчеркивается "призыв к деятельной любви к ближнему, кроткому, осторожному суждению о ближнем". Из этого явствует, что франкмасонские нравственные правила совпадают со всеобщими нравственными представлениями, сложившимися под влиянием христианства. Своеобразна во франкмасонстве только форма, в которой оно предлагает свое нравственное учение, связывая его с традиционными символами. Нет никакого основания говорить о какойлибо франкмасонской догме. Франкмасонство, вследствие его чисто человеческого и космополитического характера особенно, избегает всяких догматов. Религиозные догматы разъединяют людей и часто приводят к борьбе мнений. Спор же о религиозных вопросах разжигает самые худшие страсти, превращая их во всепожирающее пламя, и в результате неизбежно приводит к озлоблению и взаимной ненависти. Притом жизнь показывает множество примеров того явления, что одна и та же вера одного воодушевляет до отрешения от всего земного, а другого погружает в самую пошлую погоню за наживой. Франкмасонство не хочет разъединять людей, а, напротив, стремится собрать в своих ложах людей всех вероисповеданий. Благодаря этому оно возвысилось до того понимания религии, которое, по мнению Г. Ф. Трейчке, "одно лишь достойно свободного человека".

Франкмасонство признает, что "религиозные истины — это истины для души; что истины эти для верующего не только не менее, но даже еще более несомненны, чем все то, что может быть измерено и осязаемо, но для неверующего они совершенно не существуют; религия — это субъективная, потребность слабого человеческого сердца, и именно потому она не может быть предметом споров. Вопрос о нравственном достоинстве человека решается не тем, во что он верит, но тем, как он верит".

Ознакомление с поучительной, полной превратностей историей союза служит, по мнению франкмасонов, превосходным средством для надлежащей оценки настоящей эпохи, для доказательства того, что традиция должна быть чтима и что, как говорит Гете, в прошлом живет зерно истины.

Опираясь на традицию и историческое развитие и находясь в живой связи с явлениями и успехами человеческой культуры, франкмасонство стремится представить франкмасонские символы в их нравственном значении и живительной силе, — прекрасная, обширная и благородная задача, но именно поэтому особенно трудная.

Франкмасонство различает (по Финделю) 3х3 главных символа и множество (3х3х3х3х3х3) второстепенных. К первым относятся "три великих светоча" — Библия, наугольник, циркуль, "три столба" — мудрость, сила, красота, "три неподвижных драгоценности" — чертежная доска, необтесанный камень, кубический камень; ко вторым относятся "три малых светоча" — солнце, луна, мастер, "три украшения" — пылающая звезда, мозаичная плита, зубчатая оправа, "три подвижных драгоценности" — молоток, ватерпас, отвес. К этому же причисляются 3х3 жизненных явления — ученик, подмастерье, мастер, подготовка, странствование и т. п., три изображения — прямоугольник, цепь, одежда, три масонских отличия — знак, жест, слово и т. п.

Когда франкмасон занимается своим искусством, ему светят три великих светоча: Библия, наугольник и циркуль. Библия направляет его веру, наугольник — его действия, циркуль определяет его отношение к ближним. Эти символы соответствуют трем столбам и трем драгоценностям. Своей внутренней гармонией они указывают на задачи франкмасонства и франкмасонского союза: религиозность, нравственность и любовь.

Наибольшую роль в масонстве играет Библия. Она служит для франкмасона символом религии, в которой сходятся все люди самых различных вероисповеданий — символом веры в нравственный мировой порядок, в конечную победу добра в мире и того благочестия, которое не ограничивается признанием догматических формул, но, не заботясь о временной или вторичной награде, творит добро ради добра.

Наряду с Библией стоят наугольник и циркуль. В древнем Египте наугольник был красноречивым атрибутом судьи мертвых, Озириса, а у древних пифагорейцев он означал меру времени, пространства и количества. В масонской символике наугольник означает закономерность как основу общественного строя, честности и нравственности. Он направляет деятельность масонов, удерживая их в пределах, поставленных божескими и человеческими законами. Циркуль очерчивает совершенную линию, не имеющую ни начала, ни конца, но во всех своих частях равно отстоящую от центра. Вследствие этого он символизирует замкнутый круг масонов, вызывает сознание общности и единения, указывает совершеннейшую форму отношений масона к своим ближним: всеобъемлющую чистую любовь к человеку.

Три столба — это столпы храма гуманности: мудрость составляет план и руководит постройкой, сила выполняет ее, а красота украшает целое. Это священное триединство должно отразиться в мыслях и действиях как отдельного брата, так и всей общины. Чтобы как можно тверже внушить масону эту мысль, эти столпы олицетворяются также тремя высшими должностными лицами: мудрость — мастером, сила — первым, а красота — вторым надсмотрщиком.

Три драгоценности означают три ступени — ученика, подмастерья, мастера и круг их деятельности. Неотесанный камень — символ человека, не достигшего совершенства разума и сердца, который со священным рвением стремится к духовному и нравственному совершенству. Неотесанный камень олицетворяет важнейшие обязанности масона: самопознание, самообуздание и самосовершенствование. Масон должен стремиться к тому, чтобы освободить свой разум от заблуждений и предрассудков, чтобы приобрести этим путем ясность мысли и мировоззрения, прийти к познанию истины, красоты и добра и открыть душу побуждениям чуждой эгоизма любви к ближнему. Так, ученик должен при помощи масштаба и молотка обработать неотесанный камень и превратить его в куб с гладкими, пересекающимися под прямым углом плоскостями. Неотесанные камни, собранные вместе, представляют лишь бесформенную груду. Только кубический камень может плотно и прочно соединяться с другими при постройке храма гуманности. Только тот, кто путем самопознания развивает в себе самообладание и облагораживает душу, имеет право содействовать "духовному и нравственному возвышению своих ближних, может быть достойным членом идеального союза нравственно свободных личностей".

На чертежной доске работает мастер. При помощи масштаба истины, наугольника права и циркуля долга он чертит на ней свои планы различных частей постройки, которые должен выполнять каждый мастер. Так, чертежная доска побуждает к мудрому обсуждению работы и к разумному участию в работе каменщиков. В то время как три больших светоча изображают три духовных символа, три малых светоча — это три настоящие свечи, горящие на трех столбах, они напоминают масону об ограниченности и конечности его деятельности на земле. В солнце, вокруг которого в вечном и неизменном порядке вращаются небесные светила и которое своими лучами пробуждает к жизни каждый зародыш, он видит первоисточник творческой, питающей и управляющей силы. Как вся земная жизнь должна погибнуть без живительных лучей солнца, так и в человеке замирает вся духовная и нравственная жизнь, если свет познания Бога затмевается или совсем погасает в нем. Когда солнце склоняется к закату, оно оставляет луну, кроткий успокоительный свет которой озаряет серый мрак и мрачное молчание ночи. Так "в тихой бесшумной деятельности масон находит радость и награду".

Пылающая звезда принадлежит к числу украшений. Своим светящим согревающим пламенем она символизирует духовную и нравственную жизнь, открывающуюся в свете познания, в силе воли и в теплой братской и человеческой любви. Пять концов ее указывают на добродетели ума, справедливости, силы, умеренности и прилежания.

Мозаичная плита должна изображать пол из мозаики в преддверии храма Соломона. Она символизирует богатое разнообразие божественных даров, и кроме того, изменчивость земного счастья. Она должна склонять масона к смирению в счастье, к устойчивости в несчастье и к постоянной готовности помочь в беде ближнему.

Зубчатая рама образует ограду мозаичной плиты и напоминает масону о том, что "подобно тому, как волны океана омывают, лаская, берега, нежная забота Провидения не покидает его, пока он проявляет добродетели умеренности, стойкости, ума и справедливости".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основанный в 1118 году девятью французскими рыцарями с гугодепайеном во главе
Циркуля долга он чертит на ней свои планы различных частей постройки
Председатель ложи называется мастером стула

сайт копирайтеров Евгений