Пиши и продавай! |
Ковальский Ян Веруш. Папы и папствоПериод IV Возникновение Папского государства (752—999гг.) СТЕФАН (II). 752. После смерти папы Захария выбор пал на римского священника Стефана, который умер на третий день после его избрания на папский трон, не дожив до посвящения в епископский сан. По этой причине он не был вписан в официальный реестр пап, Данное обстоятельство послужило причиной того, что историки в дальнейшем по-разному нумеровали пап по имени Стефан. 92. СТЕФАН II (III). 752—757. Римлянин. Был первым папой, который совершил поездку в страну франков. Причиной этого путешествия была серьезная угроза Риму со стороны лангобардов. Переправившись в зимнюю пору через Альпы, папа встретился в Понтионе (240 км на восток от Парижа, около Бар-ле-Дюк) с королем франков Пипином Коротким. Хронисты пишут, что король принял Стефана с великими почестями, а на следующий день папа на коленях умолял Пипина о помощи. Король обещал удержать лангобардов от дальнейших захватов и «возвратить» папе занятые ими территории. Был составлен документ (так называемый договор в Керси), который впоследствии пропал. Зато известен другой документ, сфабрикованный в тот период папской канцелярией. Это так называемый акт «Константинова дара», согласно которому римский император якобы подарил папе Сильвестру значительную часть своих владений в Италии. Ссылаясь на этот документ, пары утверждали, что король франков не «даровал», а «возвращал» принадлежавшие римскому епископу земли. Во время своего пребывания во Франции Стефан II заново помазал Пипина ни царство (ранее это сделал уже Бонифаций) и присвоил ему титул «патриций Рима», который до этого давался лишь наместнику византийского императора в Равенне. Папа обещал также подарить королю реликвию св. Петронелы, которая согласно легенде, была дочерью св. Петра и тело которой было «чудесным образом» обнаружено в катакомбах. На этом основании Францию в течение нескольких веков называли «первородной дочерью церкви» (св. Петра). Стефан II установил в приделе собора св. Лаврентия первый в Риме церковный колокол. 93. ПАВЕЛ I. 757 — 767. Римлянин. Был светским человеком, братом Стефана II. Первый папа, который получил во владение не только апостольскую столицу как епископ римский, но и обширные территории панского государства (так называемой Церковной области) как его властитель и государь. О своем избрании на панский трон Павел известил Пипипа в тех же верноподданнических выражениях, которые до того употреблялись по отношению к византийскому императору. Однако с правовой точки зрения формальное верховенство византийского императора еще не было отвергнуто Римом. Павел I с трудом продолжал политику своего брата. Ему не удалось справиться с лангобардами, новый король которых — Дезидерий — начал переговоры с франками; не смог он также установить отношения с византийским императором Константином V, энергично боровшимся с культом икон. Не менее трудным было положение папы в самом Риме. Элиту его населения составляли две часто боровшиеся друг с другом группировки: духовенство и дворянство, состоявшее из представителей старинных сенаторских родов, владельцев загородных имений и военачальников. Усиливались споры за власть, за влияние на выборы папы и политику. Древний римский сенат вот уже полтора века как перестал существовать, хотя название его встречалось в документах до Х в. Светская власть, которая находилась в руках римской аристократии, была подчинена власти духовной — папе и его чиновникам, располагавшимся в Латеранском дворце. Там находились Папская канцелярия и Управление церковным имуществом, из которых позднее сформировалась римская курия. Значительным было и расслоение среди белого и черного духовенства, которое в Риме было чрезвычайно многочисленным. Ближайшее окружение папы выполняло совещательные функции. Оно состояло из 25 священников-настоятелей важнейших римских приходов, а также 14 диаконов и управляющих церковным имуществом. Советниками были также епископы пригородных епархий. Этих духовных лиц называли кардиналами (от лат. cardo — шарнир, ось, отсюда — кардинальный, главный). Отсутствие четких правовых норм, регулирующих взаимоотношения между аристократией, светскими учреждениями и духовенством, было причиной постоянного напряжения среди населения города, который присвоил себе право называться столицей христианства. Нередко проблемы решались путем насилия, иногда — подкупом или вмешательством иностранных войск. Во время выборов Павла I начались беспорядки, которые свидетельствовали, что отнюдь не все население Рима поддерживало политику Стефана II и его брата. Павел первым отреагировал на это с большой жестокостью: всех своих противников, будь то даже кардиналы, он бросал в тюрьмы, а некоторых приговорил к смерти. Один из папских хронистов утверждает, правда, что папа по натуре был очень мягким человеком, поскольку он навещал заключенных в местах их казни, а иногда даже заменял смертный приговор пожизненным заключением. По инициативе папы в соборе св. Петра была выделена новая часовня, в которой были помещены мощи св. Петронелы, дочери св. Петра. Традиция признала Павла I святым. КОНСТАНТИН. 767 — 769. Антипапа. Итальянец, происходил из Непи. После смерти Павла I был насильно посажен на папский трон своим братом — князем Тото. Через 13 месяцев после избрания был брошен в тюрьму. ФИЛИПП. 768. Антипапа. Происхождение его неизвестно. Был посажен на папский трон насильно королем лангобардов. Через несколько дней был заключен в монастырский карцер. 94. СТЕФАН III (IV). 767—772. Происходил с Сицилии. После смерти Павла I римская аристократия, которая стремилась захватить власть, вызвала новую смуту в городе. Папский двор, которым руководили энергичный кардинал-диакон Христофор и его сын Сергий, овладел ситуацией. Антипапы были устранены. Их ослепили, а затем заточили в монастырские тюрьмы. Духовенство избрало папой Стефана — кардинала-настоятеля собора св. Цецилии за Тибром. Новый римский епископ немедленно сообщил о своем избрании королю франков Пипину. Однако последний к этому времени умер, и опеку над папством приняли его сыновья Карл и Карломан. По просьбе папы они послали в Рим 12 епископов, которые приняли участие в синоде, созванном в Латеране в 769 г. Это собрание иерархов приняло постановление, в соответствии с которым кандидатом на папский трон могло быть только духовное лицо, принадлежащее к группе кардиналов. Светские же люди были полностью исключены из числа выборщиков папы. Это предписание, как показывает история, позднее часто нарушалось. Синод решительно осудил иконоборчество и его сторонников в восточном христианстве, а также подтвердил приговор, вынесенный антипапам. Стефан III оказался человеком неповоротливым. Он не умел ориентироваться в хитросплетениях политики сына Пипина Карла, который стремился к созданию нового, сильного государства на Западе. Папская дипломатия не понимала, что судьбы Европы и всего западного христианства определяются уже не в Риме, а на границе между государствами франков и германцев. Своему давнему покровителю Христофору, которому он был обязан папской тиарой, Стефан III отплатил черной неблагодарностью. Когда в ближайшем окружении папы снова подняли голову сторонники лангобардов, Стефан III дал согласие на вынесение заслуженному кардиналу-диакону и его сыну жестокого приговора: они были ослеплены и замучены. Победа сторонников лангобардов не была прочной. Вскоре оказалось, что Карл, ставший после смерти своего брата Карломана единодержавным королем франков, намеревается порвать союз с лангобардами. Стефан III безоговорочно принял известие о разводе Карла, который бросил свою законную жену Дезидерату, дочь короля лангобардов, чтобы жениться на швабке Хильдегарде. 95. АДРИАН I. 772—795. Римлянин. Происходил из влиятельного аристократического рода. Его избрание обошлось без эксцессов. Папа последовательно проводил политику союза с королем франков, который в 774 г. начал победоносную войну с лангобардами, окончательно ликвидировав их длившееся полтора века господство. Еще до окончания военной кампании в Италии король Карл прибыл в Рим и подтвердил дарения, обещанные его отцом Пипином. Однако с реализацией этой дарственной он медлил до 781 г., когда снова появился в Риме, чтобы указать территории, которые отдавались под управление римского епископа. Решения Карла, которого уже тогда называли Великим, не учитывали всех притязаний папы. На юге Церковное государство доходило до реки Лира (около Монте-Кассино), на востоке оно охватывало бывшие территории экзархата Равенны, от Лорето до долины Паду на севере. На северо-западе оно граничило с княжеством Тоскана. Папские планы, направленные на захват всего, что осталось после королевства лангобардов, включая Милан, не осуществились. Также и территория княжества Сполето, и области, расположенные еще южнее, где папам принадлежали большие поместья, стали в течение последующих веков предметом частых и острых споров. Главной целью правления Адриана I было увеличение папских владений. К королю Карлу он относился подобострастно, рассчитывая, что лестью добьется умножения папских богатств. По отношению же к константинопольскому двору он вел себя более решительно, грозя отлучением, чтобы вернуть себе владения на Сицилии. В 787 г. наступило радикальное улучшение отношений между папством и восточной церковью. Императрица-регентша Ирина VII созвала в Никее Вселенский собор (VII), на котором были аннулированы все иконоборческие постановления. В соборе принимали участие папские легаты, которые не председательствовали на его совещаниях и не брали слова, но решения подписали. Сближение папства с Восточной империей вызвало опасения Карла Великого, который в 794 г. созвал во Франкфурте синод западного духовенства. Адриан послал туда своих легатов, которые подписали решения синода, осуждающие Никейский Вселенский собор 787 г. Папа, правда, объяснял, что поводом для недоразумений были ошибки в латинском переводе постановлений Никейского собора, написанных по-гречески, но его собственные туманные объяснения доказывали, что он просто боялся вызвать гнев Карла Великого. Папские хроники подчеркивают заслуги Адриана I в восстановлении римских акведуков, храмов и разрушенных городских стен. 96. ЛЕВ III. 795 — 816. Римлянин. Занимал высокий пост казначея и кардинала церкви св. Сюзанны. После своего избрания на папский престол переслал Карлу Великому ключи св. Петра и папское знамя в знак признания власти короля как римского патриция. В Латеранском дворце была помещена мозаика с изображением фигуры св. Петра, вручающего палий папе Льву III и знамя — Карлу Великому. Спустя четыре года после начала правления Льва III в Риме вспыхнуло восстание против папы и сторонников его профранкской политики. 25 апреля 799 г. во время религиозной процессии вооруженные заговорщики, среди которых были родственники папы Адриана, похитили Льва III и заточили его в соборе св. Сильвестра, где палачам было приказано ослепить его и вырвать ему язык. Однако полностью искалечить папу заговорщикам не удалось. С помощью друзей Лев III бежал и укрылся в Риме, затем перебрался в Сполето и оттуда — в Падерборн (Вестфалия), где находился Карл Великий. Под охраной королевских войск Лев III вернулся в Рим. Вслед за ним туда прибыл и Карл Великий. Король потребовал от папы очиститься от обвинений в разврате и нарушении клятв, которые выдвигались против него. 23 декабря 800 г. папа торжественно поклялся на Евангелии, что он невиновен. Двумя днями позднее, в рождество, во время богослужения в Ватиканском соборе папа возложил на голову Карла императорскую корону, а собравшиеся толпы провозгласили его римским императором, Августом. Церковные хронисты рассказывают, что Карл был потрясен этим жестом папы. Думается, однако, что все это было заранее оговорено. С этого времени над христианским миром властвовали два императора: восточный и западный. В 812 г. Византия признала Карла императором и согласилась на равноценное существование двух империй. Империя Карла стала зародышем того, что в средние века получило название Священной Римской империи. В феодальной иерархии император находился на самом верху, над всеми королями. Он считался также защитником церкви и покровителем папы. Карл не терпел вмешательства церкви в политические дела, но сам вмешивался в религиозные проблемы. В частности, он приказал ввести в обедню песнопение «Credo» («Верую») в соответствии с текстом, используемым в испанских епархиях, который гласил, что дух святой «исходит от Отца и от Сына» (filioque). Этот текст не был известен ни в восточной церкви, ни в Риме. Лев III пытался протестовать, но—безуспешно. Текст «Credo», распространенный императором Карлом, был введен в Риме только в начале XI в., при папе Бенедикте VIII. И поныне проблема исхождения святого духа составляет предмет спора между восточной и западной церквами. В 804 г. Лев III еще раз навестил императора, стремясь укрепить связь между папством и империей. Карл Великий был выдающимся инициатором обновления науки и искусства. Его правление называют периодом «каролингского возрождения», однако в Риме отклик на призыв к возрождению культуры был очень слабым. За год до смерти Карл Великий лично, без посредничества папы, короновал императорской короной (813 г.) своего сына Людовика. Лев III пережил Карла Великого на два года. По свидетельству хронистов, народ не оплакивал папу: когда весть о его кончине распространилась, толпа разграбила загородные папские дворцы. В более поздний период (вплоть до XVIII в.) стало всеобщим обычаем, что римский народ грабил дворец, составляющий собственность того кардинала, который был избран папой. Имя Льва III, как и имя Карла Великого, внесено в список католических святых. 97. СТЕФАН IV (V). 816—817. Римлянин. После своего избрания папой получил освящение, не ставя об этом в известность императора Людовика. Затем папа лично направился к Людовику, чтобы в Реймсе помазать его в императоры и подчеркнуть тем самым верховенство власти римского епископа над властью императора. 98. ПАСХАЛИЙ I. 817—824. Римлянин. Был аббатом монастыря св. Стефана. Стремился к независимой от императора политике. В 823 г. папа помазал в императоры сына Людовика—Лотаря. Был сторонником «твердой руки». Врагов и заговорщиков Пасхалий бросал в тюрьмы, где им вырывали глаза и доводили пытками до смерти. По требованию императора Людовика папу принудили поклясться на Евангелии, что он лично не принимал участия в этих пытках и казнях. После смерти Пасхалий был признан святым. 99. ЕВГЕНИЙ II. 824—827. Римлянин. После смерти Пасхалия выборы проходили бурно. Дворянство и рыцарство пытались провести на трон св. Петра своего кандидата монаха Валя, который, однако, спустя несколько часов отказался от папского трона, признав законным избрание Евгения, кардинала церкви св. Сабины — кандидата большинства духовенства. Император Лотарь прибыл в Рим, чтобы успокоить страсти. По этому случаю он издал документ, известный под названием «Римская конституция», который требовал от новоизбранного папы принесения присяги императорскому послу. Епископ римский и владыка Церковного государства был подчинен таким образом феодальному праву. Конституция Лотаря допускала возможность участия светских лиц в выборах папы. 100. ВАЛЕНТИН. 827. Римлянин. Его понтификат длился около года. 101. ГРИГОРИЙ IV. 827—844. Римлянин. Во время его понтификата начался период политического и культурного распада империи, созданной Карлом Великим. Папство использовало слабость преемников великого монарха, чтобы заявить о собственной (духовной и светской) независимости. Формально признавая императорский протекторат, Григорий IV стремился к восстановлению авторитета папы в христианском мире. В осуществлении этого ему мешали нападения сарацинов — арабских племен, которые после завоевания Сицилии угрожали Риму с юга. В 843 г. в восточном христианстве закончились споры с иконоборцами. Замаячила перспектива объединения с западным христианством. В этом же году в Вердене государство Каролингов было поделено на три части между Людовиком Немецким, Карлом Лысым и Лотарем I. Вскоре, в конце IX в., раздел государства Карла Великого на Францию, Германию и Италию окончательно утвердился. В период понтификата Григория IV в церковный календарь введен праздник Всех святых. Культ святых, их икон и реликвий усиливался и становился доминантой религиозности христианских народов Европы. 102. СЕРГИЙ II. 844—847. Римлянин. Горстка духовенства выбрала папой мало кому известного Иоанна. Но последний вскоре должен был отступить перед законно избранным папой Сергием — кандидатом аристократии и высших церковных кругов. Сергий короновал сына Людовика—Лотаря, короля Италии (лангобардов). Впервые в истории папства хронисты отмечают, что Сергий II явно покровительствовал членам своей семьи, а брата своего рукоположил в епископы после получения от него солидного куша. В 846 г. сарацины высадились около Остии (римский порт), разграбили город и два собора: св. Петра и св. Павла. ИОАНН. 844. Антипапа. Смещен вскоре после незаконного его избрания. Антипапа |
|
|
|