Пиши и продавай! |
Буддизм и индуизм Буддизм возник на фоне религиозной жизни Индии. Огромное влияние на него оказали Упанишады - мистическое учение, призывающее оставить свое эгоистическое "я" и соединиться с Бесконечным, как реки, текущие в океан, соединяются с океаном и теряются в нем. Буддизм принял основные концепции Упанишад: "мокши" - т.е. освобождения человека от страдания, "самсары" - т.е. идею о колесе рождений и смертей и новых рождений (превоплощений) и идею "кармы" - т.е. причинности в мире и обусловленности судьбы человека. Но буддизм отбросил идею Брамы (дзен-буддизм к ней вернулся), точнее, он трансформировал ее в нирвану, а также отбросил и идею Атмана, т.е. вечного и неизменного начала в человеке, заменив его понятием человеческой личности, изменяющейся и подверженной разрушению. Будда расширил понимание положения человека в мире, решившись пробиться к реальному, страдающему человеку сквозь индуистские религиозные ритуалы, очень отдаленные от нужд людей. В Индии буддизм недолго занимал господствующее положение. Приверженцы браманизма отвергали его, а те, кто его принял, часто истолковывали его по-своему. В настоящее время буддизм в Индии, соединившись с браманизмом, трансформировался в индуизм или индийскую философию. При наличии многих разногласий буддизм и индуизм готовы в настоящее время объединиться и в других странах как "спасительное послание света и любви", предназначенное нести людям "правду, радость и мир". Будда в современной буддийской литературе приравнивается ко Христу, называется "помазанником", "совершенным", "просвещенным". Апологеты буддизма утверждают, что "взаимное понимание на религиозном уровне есть ключ к духовному единению". Это согласуется с такими же утверждениями индуизма, полагающего, что к началу следующего века будет создана единая "мировая религия". Буддизм в современном мире В последние годы многочисленные организации и журналы миссионерского типа ведут активную деятельность по распространению буддизма в США и Западной Европе, особенно в Германии, где проявляется интерес к буддизму в форме "дзен-буддизма", сейчас там имеются и храмы для молитвы. Буддисты в международном масштабе объединены во "Всемирное братство буддистов", созданное в 1950 году на Международном конгрессе буддистов, проходившем в Коломбо (Цейлон). В странах СНГ последователи буддизма живут в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Якутии, Хакассии. Буддийская церковь в нашей стране возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, избираемым на духовном соборе. Это управление является членом "Всемирного братства буддистов". Оценка буддизма Рассмотрим буддизм с точки зрения учения Библии, основных доктрин христианства: Живой Бог, человеческая душа, грех, спасение, вечная жизнь. Отсутствие знания о Боге неизбежно должно вести к извращению всего религиозного учения и всей моральной деятельности. Библия учит о Боге, что Он есть и ищущим Его воздает (Ин.4,24; Ис.11,12; Евр.11,6). Что говорит Будда о Боге? - "Я никого не вижу ни в небесных мирах, ни в мире Мары (сатаны), ни между обитателями миров Брамы (мировая душа, природа), ни между богами и людьми, кого бы мне прилично почитать". В другом месте написано: "Беспричинна и неведома жизнь смертных в этом мире". Будда построил всю систему без идеи Бога. В буддизме много говорится о "законе", возвещенном Буддою, но нигде этот "закон" не называется законом Божиим. В буддийских книгах много говорится о богах, но нигде не говорится о Боге. Таким образом, учение буддизма в этом вопросе является атеистическим. Буддизм не допускает бытия Творца миров и Отца духов. Будда открыто признавал себя пришедшим в свое собственное имя, и все буддийские писания излагают учение Будды не как открытое ему Высшею Силою, но как созданное им самим. Что касается души человеческой, то буддизм не признает ее существования: "Одно только имя остается неразрушимым от личности того, кто удалился", - так сказано в одной из Питак. В этих словах ярко выражена мысль, что после смерти душа человека перестает существовать. Буддисты верят в "переселение душ", но следует иметь в виду, что у них речь идет не о переселении души как реальной субстанции, но скорее о переселении характера. В философско-религиозных учениях, в которых нет понятия о Живом Боге, отсутствует и понятие о грехе как нарушении закона или воли Божией, извращении человеческих отношений к Богу. В Библии псалмопевец говорит: "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами твоими сделал" (Пс.50,6). В буддизме высшим руководителем человека является его воля, и грех может быть определен только как такое зло, которое имеет известное отношение лишь к воле человека. А то, что грех имеет отношение к какому-либо другому Существу, чем к человеку, совершенно отсутствует в буддийских книгах. Что же считается "грехом" в буддизме? Похоть, желания. Но в буддизме они имеют иное значение, чем в христианской заповеди. Буддизм учит: "Как в глубине моря не бывает волн, но там оно остается в покое, так и аскет должен быть спокойным и свободным от желаний". То есть речь идет об основном "открытии" буддизма, что желания являются источником страдании человека и что должно от них последовательно отказываться путем самосовершенствования. Вопрос "спасения" в буддизме также имеет совершенно иное значение, чем в христианстве. Здесь говорится не об искуплении от греха, но об уничтожении скорбей и страданий посредством подавления желаний. Проповедь буддизма обращена не ко всем: "Это учение для разумного, а не для глупого". Люди неученые, простые, занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, а также женщины - все они остаются вне сферы действия проповеди Будды. Христос Своим спасением дает Своим истинным последователям вечную жизнь. Будда, напротив, обещает своим последователям как самое высшее благо - вечную смерть. Установлен для достойного приготовления к празднику успения богородицы |
|
|
|