Пиши и продавай! |
Как говорится в этой книге, "Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание неба и земли", но хотя по этому учению и было в разное время написано более 550 книг, сформулировать его трудно. Оно унаследовало верования в духов, древнего Китая, останки шаманства, астрологии, алхимии, гаданий, веры в талисманы. В борьбе с конфуцианством оно много заимствовало от последнего, но с появлением в Китае буддизма, учение даосизм, оставаясь наиболее национальным, переняло от буддизма многие формы как изложения своих идей, так и исполнения жреческих обязанностей в кумирнях. Из буддизма были заимствованы обязательные перечни добрых дел (почитание родителей и др.) и религиозная практика - аскетизм, созерцание и т.п. Было введено непременное безбрачие жрецов, но прежней осталась борьба с демонами с помощью талисманов, печатей, заклинаний. Синтоизм Синтоизм - древнейшее верование японского народа, взявшее свое начало от шаманства, "синто", что значит "путь богов". В 3 веке после Р.Х. в Японию начали проникать из Китая буддизм и конфуцианство, а в 14 веке - христианство, но к любым верованиям японцы всегда были традиционно индифферентны. Во все века Япония отличалась исключительной веротерпимостью, никакая религия никогда в Японии не была сделана государственной, и для выполнения какого-либо обряда японец мог обратиться к любому жрецу. Главной чертой синтоизма является поклонение многочисленным божествам и духам (ками), которые связаны почти со всем в окружающем мире и с самими людьми через их общего родоначальника (Иматерау - богиню солнца). Очень высоко почитаются предки и герои. Буддизм, утвердившийся в Японии в 6 в. после Р.Х., оказал сильное влияние своим высокоразвитым метафизическим и нравственным учением на синтоизм, который должен был несколько оживить свои примитивные храмы и сами обряды. В дальнейшем от синтонизма отпочковалось много сект, а его жрецы уклонились в гадания и колдовство. В отличие от буддизма кодекс синтоизма содержит лишь два правила: следовать во всем естественным побуждениям и слушаться микадо (потомка и представителя Аматерасу). Ламаизм В ламаизме буддизм воспринял совершенно чуждые ему элементы, превратившись из философского учения в мистическую обрядность, отправляемую многочисленным духовенством, организованным в сложную иерархию. Ламаизм основан тибетским монахом Цзонкавой в 14 в. после Р.Х. Это учение признает верховным существом и единственным источником всего сущего Адди-будду, т.е. Будду Будд, непостижимого умом, безграничного, всеобъемлющего духа. Путем созерцания Адди-будда выделяет из себя пять диани-будд, проживающих в небесном царстве. Эти последние, тоже путем созерцания, производят будд в человеческом образе - бодисатв, являющихся отражением диани-будц и нисходящих на землю для спасения людей путем проповеди священного учения. Соответственно этому взгляду, первоначальный буддизм был основан четвертым буддою в образе человека Шакья-Муни и он отражал диана-будду Амитабу, и порожденный им бодисатва есть далай-лама. Далай-лама - это верховный глава ламаизма, живущий в Тибете. Основную часть обширной ламаистской литературы занимает изложение религиозных церемоний и молитв, а также священных формул, из которых особое значение имеет формула "ом-мани-пад-мэ-хум", точный смысл которой никому не известен. Ламаиты, принявшие на себя обеты, должны произносить формулу молитвы от десяти тысяч до ста тысяч раз в день. Произнесение ее, однако, может быть заменено верчением многоугольного ящика на вертикальной оси, наполненного листками, исписанными этой формулой. Такой прибор в Забайкалье называется "хурде", а русские его прозвали "молитвенной мельницей". У ламаитов много храмов - "дацанов" с множеством кумиров - изображением божеств из золота, серебра, кости, дерева. Дзен-буддизм В этом течении Будда уже рассматривается не как человек, а как космический Будда-Амитаба (по аналогии с индуистским Брамой), Будда-природа. Здесь вводится новое лицо - бодисатва. Бодисатва - это тот, кто достиг цели очищения и освобождения, но отказывается войти в нирвану из-за любви к тем, кто все еще вне ее. Он откладывает свое вхождение в совершенное блаженство из-за чувства духовного единения с другими. Словом, это человек, спасающий других людей, спасающий даже из глубин ада. Дзен-буддизм можно назвать поэтому реакцией буддизма на христианство. В дзен-буддизме проповедуется всеобщее спасение, основанное на идее единства всего сущего и всех существ: есть много существ и много бытии, но в действительности это все одна семья в ее продленности во времени. Так как все существа едины, то просветления, достигнутого Буддой, должны достигнуть все. Спасение одного человека оказывается несовершенным, пока остается кто-то еще не спасенный, т.е. не уразумевший всеобщего духовного единства. "Спасать себя, спасая других", - такова весть о всеобщем спасении в дзен-буддизме. Спасение других облегчается тем, что достаточно для спасения призвать десять раз имя Будды-природы - Амитаба, а дальше спасенный продолжит свое совершенствование в другом, лучшем мире, в одной из "чистых стран", которых много. Амитаба не ненавидит даже самого грешного. Есть магическое слово "намбутсу", благодаря которому человек может достигнуть Амитабы. "Тот, кто ищет своего, Не находит ничего, И погибла та душа, Что спасена совсем одна". Какой же итог развития богословия в доконстантиновское время |
|
|
|