Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В России часто говорят о ваххабитах как об исламских фанатиках. Это не совсем так: ваххабиты - последователи Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба, жившего в Аравии в XVIII в. Ныне Саудовская Аравия официально исповедует ваххабизм. Ваххаб учил, что ислам приобрел слишком много позднейших наслоений, и потому надо очистить его от этих непозволительных добавок, строго соблюдая все нормы и требования ислама.

Между теоретиками ислама нет согласия относительно всех этих положений, и внутри исламского мира не утихают споры. Тем более нет взаимопонимания с представителями других религий. И все же между некоторыми христианскими, иудейскими и мусульманскими богословами идет довольно вялый диалог. Это называется "суперэкуменизм" в отличие от просто экуменизма (диалога внутрихристианского). Отношения Запада с миром ислама складываются не так, так с миром конфуцианским и миром индийской духовности. Ислам, как и христианство, претендует на абсолютную универсальную истину. Но если христианство уже значительно смягчило свои требования к нехристианам, то, полагают некоторые аналитики, об исламе этого не скажешь. Они объясняют это тем, что ислам на 600 с лишним лет моложе христианства - мол, и христианство шесть веков назад было куда боевитее: крестовые походы, инквизиция, преследования нехристиан... Но такое объяснение основывается на недоказанном (и недоказуемом) допущении, что все религии живут и развиваются во времени одинаково. Это неубедительно с научной точки зрения и уж вовсе неприемлемо с точки зрения христианского богословия.

Однако в современном мире отношения между исламом и христианством определяются отнюдь не богословами. Есть примеры нормального сосуществования последователей этих двух мировых религий, но немало, к сожалению, примеров обратного. Подсчитано, что в год от рук религиозных экстремистов (прежде всего исламских, но не только) погибает не менее 150 тыс. христиан. В Судане идет самая настоящая антихристианская война, нередки погромы христиан в Индонезии, Египте, других мусульманских странах. Широкую огласку получили такие действия экстремистов, как похищение людей и захват заложников.

Это вызывает осуждения внутри исламского мира, после каждого такого акта на экранах телевизоров появляются интеллигентного вида духовные лидеры мусульман, которые с Кораном в руках доказывают, что действия экстремистов противоречат истинному исламу. С ними трудно не согласиться, но ведь экстремисты тоже ссылаются на Коран. Священные тексты не поддаются однозначной интерпретации, мы, христиане, знаем, что и из Библии в свое время вычитывали невесть что - да и сейчас продолжают вычитывать. Какое прочтение возьмет верх, что такое истинный ислам - это могут решить только сами мусульмане. Несомненно одно: в исламе заложен большой нравственный потенциал, а идеал мусульманина - безоговорочное служение Всевышнему. Само слово "ислам" означает "покорность" - имеется в виду покорность воле Божьей.

Ислам и христианство в России

Положение ислама в России освещено достаточно подробно и глубоко - тут мы должны отдать должное отечественным исламоведам. Благодаря их трудам мы лучше информированы о положении дел в российском исламе, чем, скажем, о положении российского православия (складывается впечатление, что все просто боятся касаться этой темы).

Наши специалисты различают несколько поясов распространения ислама, один из них - Северный - простирается от Синьцзяна в Китае до Боснии на Балканах, куда входит и часть российских территорий. Иногда этот ислам называют периферийным (заметим, что христианство и буддизм в России некоторые аналитики тоже считают периферийными).

Мусульмане России, и не только России, нередко считают всю российскую территорию исконно исламской. Однако в собственно России к мусульманским землям традиционно относят Татарстан и Башкирию, территории в бассейне Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани, Северный Кавказ (Дагестан, Чечню, Ингушетию и другие республики в составе РФ), Южную Сибирь. Большие мусульманские общины существуют практически во всех крупных городах России, только в Москве их более полумиллиона.

Утверждается, что в России проживает около 15 млн. мусульман, хотя встречалась цифра и 10-12 млн, и 30 млн. Следует иметь в виду, что средний мусульманин в России куда теснее привязан к своей общине и строже выполняет предписания своей веры, чем средний российский христианин - своей. Понятие "христианин вообще", о котором уже доводилось писать, в России вполне естественно, а вот понятия "мусульманин вообще" нет и быть не может.

Важно отметить, что, в отличие от стран Запада, ислам в России не пришлый, а автохтонный. Его издавна, еще до принятия христианства, исповедовали многие народы и поныне населяющие Россию. С каких именно пор - тут, кажется, нет единого мнения. Вскоре после празднования 1000-летия принятия христианства Русью, мусульмане нашей страны отметили 1100-летие принятия ислама. Но затем дату отодвинули еще дальше. На одной из конференций довелось услышать - 651 год: тогда арабы появились на территории нынешнего Дагестана, и многие мусульмане склоняются к тому, чтобы перенести дату появления ислама в VII век, вскоре после смерти Мухаммеда.

В результате монгольского нашествия территория ислама расширилась, Золотая Орда приняла ислам. После ее падения православие медленно начало отвоевывать у ислама его земли. Бассейн Волги, издавна заселенный мусульманами, русифицировался: земли раздавались русским помещикам, которые переводили туда население из коренных русских областей. До середины XVIII в. официальная политика царского правительства состояла в обращении мусульман в православие. Долгое время шли так называемые Кавказские войны, тоже не улучшившие отношения с мусульманами, - тогда до миллиона мусульман эмигрировали в Оттоманскую империю, их потомки до сих пор живут в странах бывшей Оттоманской империи и вряд ли испытывают симпатии к России.

Не вызвали их и гонения на веру при коммунистах. Поначалу, правда, они пытались использовать ислам в своих целях, и в 1921 г. в Москве даже прошел Общемусульманский съезд: большевики хотели поднять мусульман против мирового капитализма. Потом от этой идеи отказались и перешли к преследованиям, только с 1918 г. по 1933 г. были закрыты 3560 мечетей.

Однако ислам не исчез, он, скорее, ушел в подполье, но влияния не утратил. Даже местная партийная верхушка как-то учитывала интересы мусульман, причем Москва знала далеко не обо всем происходившем в этой сфере. У мусульман России существовали две параллельные религиозные структуры: официальная, зарегистрированная в органах власти, и неофициальная, нигде не зарегистрированная. По официальным данным, на 2/3 территории Северного Кавказа не было ни одной мечети и ни одного служителя мусульманского культа, о чем местные партийные боссы с гордостью докладывали в Москву. А по неофициальным, там действовали 146 подпольных мечетей, 200 мулл и до 2000 мусульманских братств.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Что же делать христианам отношения между христианством
Подберёзский И. Крест и полумесяц диалог или конфронтация богословия 5 господь

сайт копирайтеров Евгений