|
ΛΛΛ >>>
>
Все книги автора: Тихомиров Л. (6)
Тихомиров Л. Воскресение языческой мистики и экономический материализм
Содержание:
Рационализм на службе мистики.
Нашествие духов, магов и адептов.
Учение оккультизма.
Достоверны ли источники оккультного познания?
Христианская духовная жизнь.
Устойчивость основных мировоззрений.
Атеистическое воплощение религиозного идеала.
Социалистический строй и сверхчувственное бытие.
Примечания.
Из книги
“Религиозно-Философские основы истории” (стр. 472-529). Лев А. Тихомиров (1852-1923).
Мы рассматривали тысячелетний исторический процесс, в котором против христианства, организованного в Церкви, боролись также различные антихристианские мировоззрения,организованные по преимуществу в тайные общества. Это была борьба не только идейная, но также социально-политическая, а в глубине своей психологическая и духовная. Здесь боролись психология христианская и антихристианская.
На почве этой борьбы огромную роль сыграла идея человеческой автономности, возникшая из рационализма.
Незачем повторять, что основная разница в мировоззрении боровшихся сторон, а также и их психология заключается именно в вопросе автономности человека. По христианскому воззрению, человек, будучи по природе способен к свободному существованию и свободному самоопределению, не имеет собственно автономности, признавая себя в руках Бога, Ему подчиняясь, исполняя Его заветы и следуя той миссии, которая ему указана Богом. Объявить себя автономным было бы равносильно отпадению от подчинения Богу, разрыву с Ним. Но если на это способны были отдельные лица, то настроить на это христиан в массе было почти невозможно по тысяче причин. Из них главнейшая та, что, подчиняясь Богу, христианин чувствует себя подчиняющимся не какому-либо чуждому началу, но тому, что сознает Источником высших своих способностей, своим Отцом. Сверх того, христианин имеет в своей вере, подчиняюшей его Богу, все данные для счастливой жизни здесь. Стремление к познанию, столь сильно развитое у человека, становится на более прочную почву, именно, при ясном отграничении мира Божественного, рационально не познаваемого, от мира тварного, доступного опытному чувственному познанию. Этим отграничением христианская вера служила и точной науке, и развитию духовной жизни в одинаково сильной степени. Науку точную она предохранила от вмешательства языческих суеверий, возникавших именно вследствие смешения мира Божественного и тварного, вещественного. Точно так же мистическое начало, жизнь духовная, стремилось при этом к единению с Богом, не смешиваемому с влияниями и силами вещественными. В жизни этической христианская вера открывала такое твердое исходное начало, которое было связано с существом Бога и собственным сознанием человека, то есть — любовь. Вообще, во всех отношениях, оторвать христиан от веры, данной им Откровением, было почти невозможно, пока у них не появилось допущение хотя бы частичной автономности человека, хоть на каком-нибудь отдельном пункте.
Разумеется, когда появилось убеждение, что автономность человека реальна на каком-либо пункте его существования, это, естественно, повлекло за собою мысль, что, стало быть, автономность возможна и плодотворна и в каких-нибудь других отношениях, а это привело к исканию новых областей автономности с постепенно возрастающим “освобождением от Бога.”
ΛΛΛ >>>
Вступило в тесную связь с представителями буддизма на цейлоне До некоторой степени эти способности вырабатываются соответственной подготовкой Настолько ослабление самоконтроля приводит к лже ощущению человеческой способности Тихомиров Л. Воскресение языческой мистики и экономический материализм 11 духовной Соловьев И. Мессианские речи
|
|