<<< ΛΛΛ >>>
волические. Такое различие неизбежно привело к противопоставлению, кото-
рое стало основой всего дальнейшего развития богословия.
7
Оставалась, однако, проблема signum, отношение которого к res таинства
следовало определить по-новому. Ибо если это не символ, то что тогда? Пост-
патристическое богословие ответило на этот вопрос, определив signum как
cause, и именно здесь понятие таинства и, возможно, опыт его совершения
претерпели наиболее глубокие изменения. В ранней традиции причинность,
присущая таинству, освящение тех, кто участвует в нем, неотделима от его
символизма, так как она берет в нем свое начало. Это ни в коей мере не огра-
ничивает и не опровергает единственное основание всех таинств их установ-
ление Христом ибо, как мы уже говорили, именно в этом установлении за-
ключается исполнение символа Христом и, следовательно, его преобразование
в таинство. Таким образом, это не акт разрыва, но исполнения и актуализа-
ции. Это откровение во Христе и через Него о новом творении, а не о творе-
нии чего-то нового. И если это свидетельствует о связи между творением и
Христом, то потому прежде всего, что существует неразрывная связь между
Христом и творением, чьим Словом, Жизнью и Светом Он является. Именно
этот аспект и установления таинств, и самого таинства практически исчезает
<<< ΛΛΛ >>>
От личия только знак таинства становится во всем богослужении единственнымзаслуживающим внимания трансформации таинства Шмеман А. Таинство и символ 10 церковь Служащая откровением установление отсчета Трансформация таинства в постпатристическом богословиизаключалась Богословие как истинное знание о богеесть результат знания бога
|