<<< ΛΛΛ >>>
ся к его сути, но этот знак рассматривается теперь как онтологически отлич-
ный от всех других таинств, символов и обрядов церкви. И из-за этого от-
личия только знак таинства становится во всем богослужении единственным
заслуживающим внимания богословов объектом. Можно, скажем, читать и
перечитывать прекрасные комментарии к таинствам в Summa св. Фомы, так
ничего и не узнав об их литургическом совершении. Можно также скрупулез-
но изучить практически все, что есть в православии и католичестве о свя-
щенстве, не встретив ни одного упоминания о традиционной и органичной
связи между рукоположением и евхаристией. С точки зрения историков бого-
словия, такое изменение связано с тем, что они называют развитием научно-
го богословия и более точных методов в нем. На самом деле, однако, это изме-
нение, будучи далеко не чисто внешним, имеет корни в глубокой трансфор-
мации философских взглядов, по существу, всего богословского мировоззре-
ния. И если мы хотим установить первоначальное значение таинства, нам
надо прежде всего попытаться понять природу этой трансформации.
3
Чтобы УПРОСТИТЬ нашу задачу, мы можем как точку отсчета для этого
исследования взять долгий и хорошо известный спор, который от начала до
конца определяет на Западе развитие богословия таинств, и особенно евхари-
стического богословия. Это спор о реальности присутствия. Нигде так ясно не
прослеживается эта разграничительная линия между двумя подходами к та-
<<< ΛΛΛ >>>
чем является откровением посредством исполнения Это означает отделение таинства от символа Прини маться как символ бога Шмеман А. Таинство и символ 7 необходимого Именно на этом понятии символа сфокусированосегодня все внимание разрыва полного
|