Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

6. И наконец. Священное Писание, похоже, дает нам представление о том, что реальность разделена на четыре уровня космической иерархии. Высший уровень остается за Богом, господствующим надо всем. Под ним располагается человеческий уровень, занимаемый по праву всеми существами, созданными по образу и подобию Божию. Еще ниже мы находим то, что можно назвать уровнем среды обитания, предназначенным для животного и растительного мира. И на самом нижнем уровне находятся материя, энергия и законы природы.

Не существует ничего, что бы не относилось к одному из этих уровней космической иерархии. И далее - до тех пор, пока каждая сущность остаетсяв пределах предназначенного ей уровня, в мире преобладает порядок? Грех совершается, когда существо, сотворенное для бытия на человеческом уровне, пытается выбраться из своей ниши и захватить по праву принадлежащее Богу место властелина вселенной.

Право же, в идее индейцев, может быть, содержится гораздо больше того, что схватывает разум в первом осмыслении.

В предыдущих главах я говорил только о патриархах, апостолах и христианских миссионерах, по всему миру сталкивавшихся с феноменом, который можно назвать "естественным монотеизмом". И теперь читатель вправе спросить: "А знают ли ученые, огородившиеся в своем академическом мире. об этом феномене? И если знают, какой они находят в нем смысл?"

Ответы на эти вопросы составляют одну из интереснейших глав в ранней истории антропологии и этнографии.

Сначала - несколько предварительных сведений.

Девятнадцатый век был временем, которое характеризовалось страстными поисками истоков всего - в целом и по отдельности. Основной энтузиазм брал свое начало в общей надежде, что учение, веками создаваемое определенными философскими школами, сможет, наконец, послужить ключом к открытию всех тайн. Учение это называли по-разному - от теории материалистического трансформизма до теории развития или эволюции. Последнее название все больше занимало преимущественное положение.

Когда Чарлз Дарвин развернул эволюционные принципы и использовал их для объяснения того, как разнообразные биологические формы могли развиться из форм простейших, общее возбуждение еще увеличилось. Другие мыслители, трудившиеся более или менее в одно время с Дарвином, расчитывали, что принципы эволюции помогут им раскрыть тайны еще одного феномена - происхождения человеческого общества, культуры и религии. Как же предполагали ученые этой последней группы объяснить с помощью эволюционной модели происхождение такого сложного явления, как например - религия?

Прежде всего, они отвергли утверждение Библии о том, что первой появившейся на земле религией была монотеистическая вера - вера, которую единый истинный Бог с давних времен укреплял последующими откровениями.

Не приняли они и другую библейскую идею, утверждавшую, что вера в духов и политеизм, во всех их формах, явились результатом упрямых попыток самого человека переделать естественную истинную веру после того, как он сам, введенный в заблуждение, сделал ошибочный выбор. Другими словами, сторонники эволюции стерли разницу между истинной и ложной религиями, сочтя ее с научной точки зрения несущественной. Смешав все религии в одном тигле, они выступили со смелой гипотезой о том, что первыми возникли как раз те религии, которые Библия считает ложными.

Англичанин Эдвард Тайлор, к примеру, в своем двухтомном труде "Первобытная культура" выстраивает теорию, согласно которой представление о человеческой "душе" должно было стать тем семенем, из которого произросли все остальные религиозные концепции. По предположению Тайлора, древние дикари вообразили, что у них есть душа, встретившись с двумя видами биологических загадок: сном, эмоциональным исступлением, болезнью и смертью - с одной стороны, мечтами и видениями - с другой. Представление о душе укреплялось по мере того, как дикари замечали собственное отражение в воде или свою тень, видя в них как бы продолжение своего "я". Проснувшись, они осознавали, что видели себя во сне в таких местах, где они никогда не бывали, по крайней мере - физически.

Как только первобытные люди привыкли к мысли, что у них есть душа, - продолжает Тайлор, - их осенило, что другие субъекты существования - животные, деревья, реки, горы, небо и даже сами силы природы - тоже могут быть ею наделены. Так родилась вера в духов (Тайлор называет ее "анимизм") - первая религия!

Многими веками позже, говорит Тайлор, в некоторых человеческих сообществах возник новый феномен - расслоение на классы. Властвуя над простыми людьми, аристократы человеческого рода ввели и идею аристократии богов, правящих заурядными божествами и духами. Таким образом, из веры в духов вырос политеизм - но только там, где его спровоцировал феномен расслоения общества на классы.

Еще позже некоторые аристократические слои испытали дальнейшее превращение. Одному аристократу так повезло, что он возвысился над своими подданными, как монарх. И снова религиозно настроенные умы перенесли эту ступень общественного развития в свои представления о сверхъестественном мире. В результате один из членов местного пантеона богов стал приобретать преимущества перед своими божественными коллегами в качестве нарождающегося "высшего бога". Так политеизм постепенно развился в монотеизм - но опять лишь в тех районах, где его подсказал общественный феномен монархии.

Эволюционная модель Тайлора безусловно подразумевала по меньшей мере четыре пункта. Во-первых, не оставалось более ничего таинственного в отношении религии - естественное происхождение религии и ее последующее развитие просто не были до сих пор научно объяснены. Во-вторых, поскольку монотеизм отмечал конечную стадию в развитии религии, она теперь оказалась в самом конце тупика. В-третьих, дальнейшее развитие человеческого общества уже диктовало следующий шаг для тех людей, которые хотели оставаться на вершине эволюционной волны - забыть о религии со всеми ее вымершими духами, богами или богом.

Если и есть необходимость во что-то верить, разве не больший смысл имеет верить в эволюционный процесс, как таковой. То, что способно сначала "создать" духов, божеств и даже самого бога, а затем вывести их из моды, наверняка должно быть более великим, чем они!

Но в чем же заключался четвертый вывод, предполагаемый теорией Тайлора? Это был тот самый пункт, который позволял проверить ценность тайлоровских тезисов практическими исследованиями. Если Тайлор прав, первобытные общества не должны были обладать монотеистическим предрасположением, поскольку расслоение на классы и следующая за ним идея монархии еще не подтолкнули людей к представлению о монотеизме.

Привлеченные впечатляющей стройностью теории Тайлора, десятки известных ученых оказали ему существенную поддержку. Наиболее подробное свидетельство о том, что произошло дальше, можно, пожалуй, найти в работах австрийского католического священника Вильгельма Шмидта, который был одновременно профессором Венского университета и редактором научного журнала "Антропос". В своей книге "Происхождение и развитие религии" Шмидт писал: " [Теория Тайлора] с ее подавляющим весом фактов, с ее гладкой и непрерывной последовательностью этапов развития, точным и бесстрастным стилем изложения, не оставляла места возражениям... в течение следующих трех десятилетий она оставалась "классической теорией"... почти не утрачивая своего престижа. Даже Теория Призраков [Герберта] Спенсера, которая явилась непосредственно вслед за ней, не смогла поколебать ее высокого положения."

Затем, на странице 77-й Шмидт продолжает:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Племя каренов
Европейские христиане предали ацтеков
Ричардсон Д. Вечность в их сердцах 1 обещания
Каренские пророки неустанно укрепляли свой народ в противостоянии идолопоклонству
Будешь ты в благословение

сайт копирайтеров Евгений