Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вторая глава: Организация сообщества народов

§ 1. Необходимость организации сообщества народов

1. Человечество как правовое сообщество только тогда может осуществлять власть, когда оно станет дееспособным благодаря созданию организации — мысль, которая была хорошо известна средневековому orbis christianis (христианскому миру) и нашла воплощение в идее императора. Весь человеческий род, признает, например, Данте в своей «Монархии», является подсистемой огромной, управляемой Богом Вселенной. Итак, человечество только тогда гармонично, как парабола космоса, включается в Божье Творение, когда им правит высочайший монарх. Если бы было много совершенно независимых государств, то в спорных случаях не было бы судьи над ними. Следовательно, на этой Земле должен быть высший судья в последней инстанции, «перед судом которого непосредственно или опосредованно решаются все споры, и это монарх или император», гарант справедливости и свободы1 .

2. Пий XII отметил по поводу плана «создать действенную политическую организацию мира»: «Ничто не совпадает больше с традиционным учением Церкви, ничто не соответствует больше определению ею войны справедливой или несправедливой, тем более в нынешних условиях. Итак, нужно придти к организации такого рода»2. «Путь к сообществу народов и его созданию» имеет «своей единственной нормой в последней инстанции не волю государств», а в большей мере «природу или Творца»3 .

§ 2. Сложность создания действенной организации сообщества народов

1. План правовой институциализации сообщества народов, который прозвучал уже в «Священном союзе» (1815 г.), впервые был воплощен в «Лиге наций» (1920_1946 гг.), вместо которой после Второй мировой войны была создана Организация Объединен ных Наций. Созданные от имени сообщества народов учреждения, конечно, смогут утвердиться только тогда, когда большая и наиболее сильная часть государств признает их. Небольшие страны должны будут подчиниться. Поскольку речь идет о решительном противостоянии великих держав или целых групп государств, всегда существует опасность распада сообщества народов на части. «С этой точки зрения мировая история с ее непрерывной целью борьбы за власть могла бы... представить утопией цель создания правового сообщества свободных государств» 4.

2. Несмотря на все неудачи в прошлом и на сегодняшнее непримиримое противостояние государств восточного и западного мира, необходимость действенной организации сообщества народов — прежде всего перед лицом угрозы человечеству атомного, биологического и химического оружия — сегодня выступает настоятельнее, чем когда бы то ни было. При этом миру на земле уже через несколько лет мог бы в большей мере угрожать страстный протест голодающих народов, чем противоположность между Востоком и Западом, причем будет легко предпринята попытка соединить голод с коммунистической идеологией. Возмущение по поводу того, что богатству в развитых индустриальных странах противостоит голод в развивающихся странах, может быть устранено только сотрудничеством всех народов. Общее благо всего человечества требует, чтобы сообщество народов создало такой строй, «который отвечал бы сегодняшним задачам, прежде всего с учетом многочисленных областей, которые все еще страдают от невыносимой нужды» (GS 84).

1 Dante, Monarchia, lib. 1 c. 10.

2 Pius XII., 6.4.1951 (UG 3995).

3 Pius XII., 6.12.1953 (UG 3966).

4 Pius XII., 6.12.1953 (UG 3965).

Третья глава: Сегодняшние задачи сообщества народов

Предварительное замечание

Полномочия, которые до Второй мировой войны признавали за учреждениями сообщества народов, были направлены в основном на предотвращение столкновений и защиту мира: улаживание межгосударственных споров, предотвращение войн и т.п. И сегодня эти задачи — особенно перед лицом угрозы напряженности между Востоком и Западом — имеют судьбоносное значение для человечества. Со времен Второй мировой войны сообщество народов решает новую, уже не негативно-превентивную, а позитивно-созидательную задачу, апеллирующую к солидарности народов, которую обычно называют «помощью развивающимся странам». Поскольку на эту саму по себе грандиозную акцию бросают тень последствия колониализма, целесообразно вначале кратко охарактеризовать колониализм, а затем изложить проблемы помощи развивающимся странам.

§ 1. Наследие колониализма

1. Обычно различают пять эпох колониальной эры: эпоха колониального господства Португалии и Испании (1492_1598 гг.), нидерландская эпоха (1598_1688 гг.), эпоха французско-английских противостояний (1688_1783 гг.), эпоха колониального господства Англии (1783_1870 гг.) и эпоха мирового колониального империализма в собственном смысле слова (1870_1940 гг.). К началу XX века европейские народы владели почти всеми слабыми в политическом отношении странами Земли, которые превратились в колонии, в протектораты либо в доминионы. Но одновременно приходит упадок. В стихийном движении за независимость, которому неожиданно способствовали обе мировые войны, цветные народы завоевали свою свободу.

2. При попытке охарактеризовать колониализм выделяются шесть особенностей:

а) Западноевропейские народы противостояли другим расам, даже если эти нации обладали тысячелетней культурой, с сознанием собственного всестороннего превосходства. В частности, цветные народы считались отсталыми в культурном отношении и с ними обращались как с людьми «второго сорта». Говорили о «бремени белого человека», на долю которого выпала задача воспитания «примитивных» народов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человеку дано овладеть половым влечением
Омассовлениевторой раздел принципы общественного устройствапервая глава принцип солидарности 1 справедливости принцип
Второй ватиканский собор с полным пониманием заверил супругов
Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение 9 доходов
Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение 4 обществе

сайт копирайтеров Евгений