Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

в) В эпоху колониализма исходящая из Западной Европы «техническая революция» охватила одновременно с европейским господством всю Землю. Она так решительно повлияла на способ существования и мироощущение всех народов, как никогда со времен перехода к оседлости в эпоху неолита или со времен возникновения цивилизаций. Одновременно началось формирование нового, обусловленного техникой типа человека, который приобрел везде на Земле, в том числе и в бывших колониях, заметные черты сходства. Наступила новая эпоха мировой истории и, несомненно, техника не проникла бы без колониализма за столь короткий срок во все части света.

г) Под защитой колониальных держав начали деятельность по обращению в свою веру христианские миссионеры. Тесные связи посланцев Церкви с колониальными властями зачастую создавали у местного населения впечатление о том, что христианская миссия — сопутствующее явление европейского колониализма. Поэтому с крушением колониализма неизбежно попали в кризисную ситуацию и христианские миссионеры.

д) Следует признать, что христианская совесть на европейской родине поднимала, видя состояние дел в колониях, голос протеста и выступала за права местного населения. Различаются два больших движения протеста: испанская колониальная этика XVI века, которая привела к созданию великолепного по тем условиям колониального законодательства, и движение за отмену рабства в конце XVIII века. Оба движения вытекают из христианского сознания европейских стран, а не вызваны, скажем, возмущением колониальных народов, которые тогда едва ли пробились к пониманию самих себя.

е) Воздействие европейского колониализма на бывшие колониальные народы должно быть охарактеризовано как мощное и неизгладимое. И после крушения колониального господства возврат к прежнему состоянию уже нигде невозможен. Cложилось сильное и ранимое национальное сознание, которое, с одной стороны, отклоняет всякую опеку, с другой стороны, хочет в кратчайшие сроки догнать технический прогресс современных индустриальных государств.

3. Рассматривая европейское колониальное господство в свете христианских принципов, нужно со стыдом признать, что с точки зрения христианской совести колониализм в своих существенных проявлениях не может существовать. Насильственное устранение политической самостоятельности, экономическая эксплуатация и прочие унижения были правилом, хотя и нельзя не учитывать, что прилежные колонизаторы «предоставили в распоряжение какой-нибудь нищей страны свои знания и умения... вытеснили невежество и болезни, открыли новые пути сообщения и улучшили жизнь» (PP 7). До XIX века господствовала работорговля неграми. Считают, что в течение века около 30 миллионов негров были депортированы в Америку, это — страшная цифра, если подумать, что, пожалуй, столько же погибло при охоте на негров и на транспортных судах.

Напрашиваются четыре вывода:

а) Век колониализма кончился. Государства, которые судорожно стараются удержать свое колониальное господство, не поняли знамения времени. У всех народов мира чрезвычайно живо сознание собственной свободы и достоинства каждого человека.

б) Западноевропейская культура и цивилизация не могут быть представлены в качестве нормы для всего человечества. Определенные выражения западноевропейского мышления, например, техника и индустриализация, правда, обошли весь мир, причем, конечно, следует учесть, что эти явления приняли у отдельных народов различные конкретные формы. Следует в принципе признать самоценность и право на существование всех культур. Было бы неразумно не признавать того факта, что Европа потеряла свое ведущее место и значимость в мире. Центры мировых событий переместились в другие части света. Все эти процессы развития и изменения показывают, что для современного мира, который достиг единства и осознал его, должно обрести значимость закона взаимное оплодотворение различных типов культур для того, чтобы не было всемирных катастроф. Понятно, что бывшие колониальные народы прежде всего склонны к обостренному национализ му, который препятствует мирному обмену культур. К тому же у многих бывших колониальных народов есть лишь тонкий слой образованных, способных руководить людей. Но можно надеяться, что со временем условия нормализуются.

в) Церковь и миссионеры признают ценность и своеобразие народов и культур. Мы не знаем, как долго будет идти Церковь своим путем в истории. Возможно, пройдет еще много тысячелетий до пришествия Христа, так что мы прошли лишь незначительную часть истории Церкви. Церковь Христа «в силу своей миссии и природы не привязана к определенной форме человеческой культуры или к особой политической, экономической или общественной системе» (GS 42). Проявляясь в различных культурах, она, как «королева, окруженная разнообразной роскошью» (PS 44,10), принимает новые богатства и ценности 1.

г) Кто окинет взором историю колониализма, должен признать моральным долгом то, что европейские народы приходят на помощь народам бывших колоний.

§ 2. Помощь развивающимся странам

1. Сегодня суггестивное воздействие развитого индустриаль ного общества исходит на весь мир. Народы, которые тысячелетиями жили в известной статичной непритязательности, пробудились и пришли к новому сознанию; но это пробуждение происходит на фоне цивилизационного комфорта развитых индустриаль ных держав, в сравнении с которыми другие народы чувствуют себя обездоленными, обойденными и даже эксплуатируемыми. Подобно тому как во второй половине XIX века индустриальный рабочий класс Европы осознал свое классовое положение в буржуазном обществе, что имело самые серьезные политические, общественные и экономические последствия, во второй половине ХХ века люди в развивающихся странах осознали свое положение среди народов и стран всего мира, что приведет к более мощным последствиям. Со времен Второй мировой войны прежде всего политическая мудрость богатых держав побудила к оказанию широкомасштабной экономической помощи развивающимся странам, так что помощь развивающимся странам может в большей или меньшей степени быть причислена к мероприятиям «холодной войны». В противоположность этому Христианское социальное учение ставит на первый план вопрос о нравственном долге оказания помощи развивающимся странам. Напрашиваются следующие соображения:

а) Сердца и совесть людей в богатых странах должны быть потрясены тем, что сегодня из почти 4 миллиардов людей один миллиард частично недоедает, частично буквально голодает. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), за период с 1974 г. по 1976 г. в среднем 436 миллионов в мире голодали или умерли с голоду. На 1990 г. число этих страдающих людей оценивается почти в 350 миллионов. Масштабы бедствия можно показать на примере Африки. Каждый шестой африканец недоедает или голодает. Голод в мире стал главной устойчивой проблемой нашего общества. Несмотря на усиленную борьбу с голодом, этот бич будет существовать еще долгие годы. Не преувеличивает тот, кто говорит о грозящей катастрофе голода, которая — в силу тесной связи всего человечества — как рок висит и над богатыми странами.

б) Положение: «Чем выше плотность населения, тем больше голод» не соответствует действительности. Рурская область относится, например, к наиболее густонаселенным районам Земли. Несмотря на это, там в последние годы был недостаток в рабочей силе. В Рур привезли сотни тысяч иностранных рабочих, так что плотность населения еще больше возросла. При всем этом люди в Руре не страдают от голода. Наоборот, эту область обычно называют в качестве типичного примера так называемого общества благоденствия и изобилия.

Подлинными причинами голода являются не неурожаи и не плотность населения, они в большей мере заключаются в конкретных общественных и экономических условиях. В так называемых развивающихся странах экономический подъем тормозят остатки феодальных систем, недостаток капитала, примитивные методы земледелия, недостаточное профессиональное образование, затянувшаяся аграрная реформа, низкие цены на сырье, предлагаемое развивающимися странами на мировом рынке, и многие другие причины. Последствия представляют цепь нужды: нехватка рабочих мест — безработица — бедность — недостаточный спрос — незначительное сельскохозяйственное производство — незначительное предложение — недоедание — голод. Конечно, в этой ситуации отягчающим образом проявляется то, что, поскольку прогресс в области медицины и гигиены в развивающихся странах достигается легче, чем прогресс в экономике, численность населения растет быстрее, чем производство продуктов питания.

в) В этой ситуации действует заповедь общечеловеческой справедливости общего блага — оказать этим народам действенную помощь. Голодающие народы ждут от христиан прежде всего «предзнаменования». Если не будет этого предзнаменования, грозит опасность того, что «второй мессия» будет подстрекать массы «громкими, но обманными обещаниями» и отдаст их на откуп «тоталитарным идеологиям» (PP 11).

г) Любовь обязывает индивида внести свой вклад в помощь развивающимся странам как можно лучше и по-своему. С теологической точки зрения есть не только солидарность человечества в грехе (solidaritas peccati originalis totius generis humani), о чем теологи высказывали глубокие мысли в учении о первородном грехе, но и солидарность человечества в любви (solidaritas caritatis totius generis humani), что до сих пор истолковывалось лишь в незначительной степени. Чем больше человечество в индустриальный век становится единым, тем больше люди иных рас и цивилизаций становятся нашими ближними и тем больше христианская любовь должна выходить за пределы семьи, родственников, соседей, деревни, народа и обращать внимание на нужду, от которой страдают люди в других частях света.

2. Цепь нужды может быть порвана лишь тогда, когда будут проведены следующие мероприятия по оказанию помощи в мировом масштабе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Государства гарантирует свободу человеку
Обоснование принципа солидарностивторая глава принцип общего блага 1
Подобно тому как церковь обладает благодаря милостивой воле божьей в себе
Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение 10 интеграция
Необходимость организации сообщества народов 2

сайт копирайтеров Евгений