Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В современном обществе жених и невеста в большинстве случаев заключают союз прежде всего не ради ребенка. Их влекут друг к другу стремление к душевно-телесному сообществу жизни и любви, к взаимному дополнению, счастью и совершенству, вожделенная и самоотверженная любовь. Священное Писание тоже называет на первом месте это единение супругов: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою... потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2, 23_24). Христос поддержал это слово: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью» (Мф 19, 4_5). Апостол Павел также описывает брак как сообщество любви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25). Пробуждение новой жизни, дитя здесь не названо определенно. В большей мере в центре стоит стремление к душевнотелесному единению как силе, соединяющей оба пола. В этом смысле следует также понимать часто цитируемые слова из энциклики «Casti connubii» от 31 декабря 1930 г.: «Взаимное внутреннее формирование супругов, настойчивое стремление вести друг друга к совершенству можно очень верно обозначить, как учит Римский Катехизис, как главную причину и собственно смысл брака. Только тогда нужно понимать брак не в узком смысле слова как институт для рождения и воспитания детей, а в более широком — как универсальную жизненную общность». [AAS 22 (1930) 548 f.]

Разумно воспринимающие мир супруги, конечно, включают в свой союз любви и сильное желание иметь ребенка, при этом следует учитывать, что различные стороны содержания брака тесно переплетены, поскольку личное счастье, удовлетворение и развитие осуществляются как раз в дарении жизни и воспитании. В этом смысле дети имеют для супружеского сообщества жизни и любви неоценимое значение. Поэтому нужно проникнуться глубокой озабоченностью по поводу того, что многие супруги-христиане вообще отвергают детей и что молодым матерям, ожидающим третьего ребенка, делают обидные замечания и подбрасывают подметные письма. Тем самым нельзя преуменьшать сложную проблему «ответственности родителей». Второй Ватиканский Собор с полным пониманием заверил супругов, что он знает их нужды и трудности. Многие супруги «в своем стремлении гармонично устроить супружескую жизнь часто ограничены некоторыми условиями жизни нашего времени»; их положение таково, «при котором нельзя — по меньшей мере сейчас — увеличивать количество детей». По вопросу о количестве детей Собор отмечает: «Это решение супруги должны в конечном счете принимать сами перед лицом Бога». При этом они, конечно, не должны поступать «по своему произволу»; «они должны руководствоваться в большей мере совестью, которая должна ориентиро ваться на Божий закон; они должны слушать указания Церкви, которая аутентично излагает этот Божий закон в свете Евангелия». Супруги должны осознавать, «что не может быть истинного противоречия между Божьими законами о продолжении жизни и тем, что служит подлинной супружеской любви» (GS 50_51). Собор отказался «непосредственно излагать конкретные решения», касающиеся определенных методов контроля за рождаемостью, однако добавил, что «чадам Церкви не разрешается идти в регулировании рождаемости путями, которые отвергают церковные указания в изложении Божьего закона» (GS 51). Супружеская самоотвержен ность должна, как учит Папа Павел VI, «оставаться открытой» для продолжения жизни, это не означает, что супругам запрещено «избегать время от времени или на неограниченное время рождения последующих детей... по веским причинам и с соблюдением нравственных законов» 19. И Папа Иоанн Павел II убеждает супругов не разрывать самовольно обе содержательные стороны супружеской самоотверженности, а именно, союз любящих и рождение новой жизни. Иначе они «изменяют план Бога по собственному произволу; они целостной отдачи», что ведет к «объектив но противоречивому поведению».

Папа призывает душепопечителей к «единой нравственной и пастырской оценке» и профессоров к «согласованному взаимодей ствию теологов, убедительно опираясь на указания Церкви, единственной аутентичной руководящей инстанции народа Божьего». Далее Папа продолжает: «Если супруги считаются в выборе времени с неразрывной связью между встречей и зачатием в человеческой сексуальности, они следуют плану Божьему и завершают сексуальность в ее изначальной динамике целостной отдачи, без манипуляций и фальсификаций» 20.

Папы становятся на защиту человеческого достоинства, которому сегодня угрожают ужасающим образом идеологические, публицистические, педагогические, химические и медикаментозные манипуляции . По сути дела антибэби-таблетки — это манипуляция, воздействие которой на последующие поколения не может с уверенностью предсказать ни одни ученый. Нас должно заставить задуматься и то, что манипуляция, о которой едва ли говорили в год выхода энциклики «Humanae vitae» (1968), в последних дискуссиях расширяет свой диапазон до стерилизации, абортов и убийства престарелых.

§ 8. Брак как договор

1. «Каждый брак», говорится в энциклике «Casti сonnubii», «осуществляется благодаря свободному согласию жениха и невесты». Предметом этого единства воли, которое «не может быть заменено никакой человеческой властью», является только одно — «действительно ли новобрачные хотят вступить в брак и именно с этим конкретным лицом или нет». В этом случае сущностная форма брака «полностью лишена»21 произвола жениха и невесты. В то время как другие договоры заключаются по свободному соглашению партнеров, брачный договор предопределен по содержанию самим Богом.

Заключение брака в форме договора перед Богом и людьми является не только требованием общественного строя, но и одновременно выражением супружеской любви, которая заявляет в священных клятвах о своем единстве, своей исключительности и нерасторжимости. В этом смысле брачный договор — это «переведенное на юридический язык понятие любви» (Рене Саватье)22 . В то же время в согласии на брак заключен большой риск, поскольку у обоих супругов подвержены изменениям не только красота, возраст и здоровье, но и симпатия и верность. Только любовь, полагаясь на милость Господню, может взять на себя риск.

2. Можно четко выделить три существенных черты брака, которые должны быть признаны вследствие согласия на брак в любом брачном договоре для того, чтобы он действовал: ориентация на пробуждение новой жизни, моногамность и нерасторжимость. Если государственные законы устанавливают нечто иное, то для христианина имеют значимость слова св. Иоанна Златоуста: «Не ссылайся на законы, изданные мирянами... Бог будет судить тебя в тот день не по этим законам, а по тем, которые он издал сам»23.

В индустриальном обществе многие люди пытаются поставить свое индивидуально-субъективное стремление к счастью выше данных Богом законов. Прежде всего недовольство многих вызывает нерасторжимость брака, но развод, от которого ожидают «облегчения страданий, причиненных браком», «как выясняется, наоборот, увеличивает эти страдания», так как любой развод — это «причиняющее боль банкротство всего капитала страстно любимых грез» (Рене Саватье)24 . Расставание оставляет «участников не полноценными людьми, а подержанным имуществом» 25. Развод — это не беспроблемное расставание, а тяжелая жизненная катастрофа. Потерпеть неудачу в браке трагичнее в личностном плане, чем не справиться на работе. После того, как в ФРГ повышение вследствие войны кривой разводов в первые послевоенные годы [...] сменилось заметным понижением к началу 50-х годов, с 1962 г. она снова поднялась.[...] Поразительный рост количества разводов является показателем неустойчивости нормативного поведения. Неупорядоченность нравственных норм не позволяет ожидать тенденции к снижению количества разводов. Здесь же следует учесть тот многократный ущерб, который наносят своим детям разведенные родители. В целом несчастье разводов обрушилось на 2 миллиона детей одного поколения. Это не говорит о том, что раньше все было идеально, а сейчас все плохо. В XVII_XVIII веках многие правители совершенно открыто имели любовниц с их собственным двором. Можно задать вопрос, что хуже с нравственной точки зрения: тогдашнее сосуществование бракоподобных отношений или сегодняшняя череда регистраций и расторжений брака государственными органами. Следует также принять во внимание, что сегодняшний брак — при средней продолжительности жизни 72 года — подвержен более длительным испытаниям, чем 150 лет назад, когда люди жили в среднем только 35 лет. Нынешняя средняя продолжительность брака — 34 года — равна тогдашней средней продолжительности жизни.

Было бы опасным капитулировать перед поведением большой части населения и — необдуманной социологизаторской реакцией — поднимать изменение взглядов и отношений до нормативного уровня. Верховный Федеральный суд Германии квалифици ровал как неправильное то судебное решение, для которого «социальная действительность служит ориентиром без какой-либо оценки. Оно исходит из того, что не действия человека должны ориентироваться на норму, а действия определяют содержание нормы. В результате это означает отрицание нормы». Заповеди, «которые определяют основы совместной жизни полов и их половые отношения и тем самым одновременно устанавливают и гарантируют должный порядок брака и семьи (а в более широком смысле и народа)», являются «нормами нравственного закона», а не «просто конвенциональными правилами, принимаемыми по изменчивому усмотрению социальных групп»26. Уже несколько лет эти положения, конечно, отклоняются как устаревшие, а «либерализа ция» восхваляется как прогресс. Но распад брака и семьи намного опаснее, чем разрушение системы снабжения электроэнергией. В Соединенных Штатах, в возрастающей мере и в Европе, сегодня распространены дорогостоящие опросы общественного мнения в «интимной сфере» не только для изучения мнений и фактического поведения в половой сфере, но и одновременно для установления новых нравственных норм по принципу «так думают», «так поступают» путем популяризации результатов опросов, основанных на социологическом релятивизме. Христианская вера учит, что грех, т.е. падение нравственных устоев, существует, и тот обманывает сам себя, кто говорит, что он без греха. (см. 1 Ин 1,8). С этой точки зрения впечатление гротеска производит то, что многочисленные отклонения от нравственных норм в половой сфере объявляются чем-то удивительно новым; и еще более странной выглядит попытка поднять найденное путем опросов усредненное греховное поведение до уровня новых нравственных норм.

§ 9. Брак как институт

1. Желание основывать брачное сообщество жизни и любви только на личной симпатии было бы чрезмерным. Чтобы не разрушиться, оно должно быть заключено в те постоянные и надежные рамки упорядоченности, которые мы называем институтом брака. Представители либерального индивидуализма начали с конца XVIII века горячо и энергично протестовать против характерного для всех времен и народов убеждения в том, что брак является институтом с заранее заданной сущностной формой. Основанный Вольтером просветительский «Философский словарь» называл брак в 1783 году «простым гражданским договором», который может быть расторгнут в любое время, «не требуя для этого никаких иных мотивов, кроме настойчивой воли обоих супругов» 27.

Декрет Французской революции от 20 сентября 1792 г. также истолковывает брак в индивидуалистическом плане: «нерасторжи мая связь» уничтожает «индивидуальную свободу», поэтому каждому супругу достаточно только указать на несходство характеров, чтобы ставить вопрос о разводе. От французского революционно го права 1789_1804 гг. хотели просто отмахнуться как от недолговечного «переходного права», но его последствия, не в последнюю очередь в брачном праве, отчетливо чувствуются и по сегодняшний день. Так, например, принцип расторжения брака 1792 г. вошел еще в 1938 г. в германский (национал-социалистский) закон о браке.

Хотя либеральный индивидуализм — по крайней мере в своей последовательной идеологии — подорвал основы института брака, все же он должен был признать, что отношения между мужчиной и женщиной нельзя отдавать на произвол судьбы. Этим объясняется, что государство, которое противопоставило индивидуалис тическое понимание общества индивиду в качестве неограниченной власти, взяло на себя формирование брачного права и подчинило институт брака своим законам. Характерно, что Иосиф II под влиянием Просвещения заявил в Законе о браке от 16 января 1783 г. о том, что брак получает «свою сущность, силу и назначение целиком и полностью от наших великокняжеских законов». Это представление получило все большее распространение в XIX и XX веках28.

2. Сегодня многие относятся с подозрением и отвергают всякий институт, в том числе и брак, как нечто застывшее, как принуждение со стороны системы и оковы. Враждебное отношение к институтам связано с идеологией безмерной эмансипации. Но тот, кто разрушает институт, отдает брак и семью на откуп административному «аппарату». На место человеческой любви и авторитета родителей приходит господство чиновников, в чьих руках аппарат является послушным орудием. Утрированная эмансипация ведет к манипуляции.

Вопреки всем попыткам преуменьшить значение брака и предоставить его произволу, христианская вера твердо отстаивает представление о сущностной структуре этого института. «Ни один человеческий закон», говорится в энциклике «Rerum novarum», «ни в коей мере не может ограничить основной смысл брака, определенный авторитетом Бога в начале человеческой истории», брак «старше государства, поэтому он имеет те присущие только ему права и обязанности, которые никак не зависят от государства» (RN 9).

§ 10. Брак как таинство

1. В браке сияет тайна божественного Спасения человека. Бог спас и освятил «не одиночек, независимых от каких бы то ни было взаимосвязей», а заключил союз с людьми и сделал их «народом» (LG 9). Чтобы выразить свою огромную любовь к нам, Бог называет этот союз брачным союзом: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: тобою, говорит Господь Бог; и ты стала Моею» (Иез 16, 8). «Ибо твой Творец есть супруг твой» (Ис 54, 5). Брак был уже в Ветхом Завете символом любви Бога к обрученному с ним народу. Иисус Христос возвысил брак до таинства Нового Завета, т.е. сделал его действенным знамением милости, так что для крещеных не может быть подлинного брака, который бы не был сакраментальным. Жених и невеста дарят друг другу таинство, заключая брак. В таинстве брака открывается пасхальная тайна любви Господа к своей невесте Церкви: «Тайна сия велика», пишет Апостол Павел, «я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5, 32). Муж должен в любви к своей жене следовать примеру Христа. Жена же играет в любви к своему мужу роль Церкви, любящей Господа. Муж и жена встречаются в браке с Христом, женихом Церкви, который в таинстве брака остается с ними для того, «чтобы супруги любили друг друга во взаимной отдаче и в постоянной верности, как Он сам любил Церковь и пожертвовал собой ради нее» (GS 48). Церковь, Христова невеста, символизирует женщин29.

Самые глубинные основы христианского брака и семьи заключены в триедином Боге, поскольку, как сказал Папа Иоанн Павел II в Мехико, Бог есть «в своем внутреннем таинстве не одиночество, но семья»30. Как единство и различие, Троица является в аналогичном смысле источником брака и семьи, для которой также характерно единство и различие.

2. Соединение Логоса с человечеством в воплощении, самопожертвование Христа на кресте и в евхаристии, союз Христа со своей невестой — Церковью имеют в браке не только свое подобие. Христианский брак является в большей мере участием в этой божественной любви и ее воспроизведением в нашем мире. В браке происходит не только экзамен, проверка, самооценка супругов, но и их освящение.

Таинство не снимает естественную структуру брака, но включает его в сакраментальную тайну. При других таинствах это не так. Рождение — это не крещение. Трапеза — это не вечеря. Но свадьба христиан является таинством брака. Брачная любовь обогащается и освящается «спасительной силой Христа» (GS 48). Кто вступает в брак, тот полагается на Христа. Он вступает в брак «в Господе» (1 Кор 7, 39).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Естественное это всегда само собой разумеещееся
Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение
На дальнейшее развитие социальных достижений за прошедшее время было затрачено значительно больше средств страхования общества
Церковь
Отношение человека к государству как воплощению власти во все времена было напряженным

сайт копирайтеров Евгений