Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

— Улучшение методов растениеводства путем механизации, ирригации, защиты растений, уничтожения вредителей, применения удобрений и т.п.

— Изменение «утонченных привычек в еде» в пользу голодающих. В промышленно развитых государствах в год используются 300_400 миллионов тонн зерна в качестве фуража для производства мяса. Так что, телята и свиньи важнее голодающих людей?

— Значительное расширение помощи развивающимся странам, даже при условии больших жертв. Положение: «Своя рубашка ближе к телу» будет иметь роковые последствия для будущего человечества.

— Снижение расходов на вооружение. В 1973 году в мире затрачено 207 миллиардов долларов на вооружение. Уже в 1979 г. расходы на вооружение — 518 миллиардов долларов — были удвоены, в 1981 г. по данным Международного института исследования проблем мира (SIPRI) в Стокгольме расходы на вооружение в мире составили 650 миллиардов долларов [...]. Напряженность в мире возрастает и подстегивает гонку вооружений. [...]

— Оказание помощи развивающимся странам со стороны разбогатевших нефтяных стран, у которых накопились миллиардные доходы.

Сложности, которые препятствуют осуществлению этой программы, велики: высокие цены на мировом рынке на сельскохозяйственные машины и удобрения, недостаток капитала, повышение цен на нефть, слишком незначительная помощь развивающимся странам, которая составляет менее процента валового националь ного продукта богатых государств.

б) Со всей серьезностью энциклика «Mater et Magistra» предостерегает от всякого неоколониализма, который злоупотребляет помощью развивающимся странам для вмешательства в их политические дела, «для осуществления притязаний на господство». Такой образ действий «очевидно направлен на то, чтобы создать новую форму колониального господства, которая восстановила бы под лицемерным прикрытием прежнюю, устаревшую зависимость, от которой многие государства недавно освободились». «Техничес кая и финансовая помощь» должна быть по-настоящему бескорыстной, причем развивающимся странам надо помочь «достичь такого состояния, чтобы они в будущем самостоятельно осуществляли свой экономический и социальный прогресс». Только таким путем удастся «объединить все государства в одно сообщество, члены которого, осознавая свои права и обязанности, внесут свой вклад в благосостояние всех» (MM 171_174).

Экономическая помощь развивающимся странам должна начинать не с сооружения крупных престижных предприятий, а способствовать развитию трудоемких процессов в инфраструктуре: строительство дорог, мостов, железных дорог, водопроводов и т.д. Одновременно должно быть создано множество средних и мелких предприятий для производства товаров широкого потребления (текстильные предприятия, мебельные мастерские, предприятия по изготовлению предметов домашнего обихода и т.п.), для того, чтобы заработанным при создании инфраструктуры деньгам соответствовало предложение потребительских товаров; иначе поднимутся цены, и обнищание останется на прежнем уровне.

в) Во многих развивающихся странах, например, в Латинской Америке, настоятельно требуется аграрная реформа (устранение латифундий и минфундий). При их проведении компенсация по рыночной цене невозможна и ее не требует Христианское социальное учение. Если солдат должен ради всеобщего блага жертвовать своей жизнью без всякой компенсации, то можно обязать человека отказаться ради преодоления тяжелейшего состояния, угрожающего существованию государства, от стоимости имущества и получить компенсацию, соответствующую условиям (см. GS 71). Предприниматели и крупные собственники в развивающихся странах грубо нарушают всеобщее благо, если они укрывают средства от «производственного использования» или — например, путем перемещения своих капиталов за границу — лишают «общество материальной и духовной помощи, от которой оно зависимо» (GS 65).

[В своей энциклике «Sollicitudo rei socialis» Иоанн Павел II рассматривает с сегодняшних позиций отдельные размеры помощи развивающимся странам. При этом в социально-этичес ком плане нужно выделить следующие высказывания: (1) Критикуются недостаточная помощь развивающимся странам со стороны богатых государств и определенные несправедливые структуры в экономических отношениях между богатыми и бедными странами. Но, несмотря на это, Папа видит ключ к действительно успешному развитию в правовых, политических и экономических структурах самих развивающихся стран (см. SRS 44). — (2) Важным является далее констатация, «что в сегодняшнем мире среди других прав часто нарушается и право на предпринимательскую инициативу. И все-таки речь идет о важном праве не только для индивида, но и для общего блага. Опыт учит нас, что отрицание такого права или его ограничение во имя мнимого «равенства» всех в обществе фактически парализует или даже разрушает дух предпринимательства, т.е. творчество гражданина как активного субъекта. В результате этого возникает не подлинное равенство, а в большей мере «нивелирование до нижнего уровня». Вместо творческой инициативы личности приходят пассивность, зависимость и подчинение бюрократическому аппарату, который, как единственный «располагающий» и «решающий», хотя и не «владеющий» распорядитель всеми благами и средствами производства, ставит всех в почти полную зависимость, подобную традиционной зависимости промышленного пролетариата при капитализме» (SRS 15). В позитивном плане Папа предлагает «странам Третьего мира» модель социального рыночного хозяйства, «которая признает главную и положительную роль предпринима тельства, рынка, частной собственности и вытекающей отсюда ответственности за средства производства, свободную творческую деятельность человека в секторе экономики» (CA 42). — (3) Наконец, Папа требует учитывать экологические взаимосвя зи и взаимозависимости, особенно учитывать «ограниченность природных ресурсов» (CA 34). У человека нет абсолютного права «злоупотреблять природой или использовать ее по своему усмотрению» (CA 34). Он не должен использовать природные ресурсы «с притязанием на абсолютное обладание». Это представляло бы «серьезную опасность» не только для нынешнего человечества, но и для будущих поколений (CA 34).]

3. Вклад Церкви

а) Церковь будет апеллировать к совести своих верующих и всех людей доброй воли.

б) Церковь будет и сама проводить мероприятия по оказанию помощи (например, организация МИЗЕРЕОР). При этом она будет уделять особое внимание помощи в деле образования и создавать, например, профессиональные школы и учебные мастерские. Во многих развивающихся странах невозможно осуществить социальный и экономический подъем без постепенного изменения, путем терпеливого воспитания, сознания и поведения. Только при этой предпосылке будет успешна и «помощь для самопомощи».

Миссионеры показали здесь пример. Однако здесь нужно — как, например, в Латинской Америке, — обеспечить и облегчить доступ к обучению в старших классах школы не только богатым верхним слоям населения, но и одаренным детям широких низших слоев. Итак, будущее Церкви в развивающихся странах будет зависеть от того, смогут ли христиане, не только поодиночке, но и все вместе, проявить справедливость и любовь.

в) Без действенной помощи местных церквей в развивающих ся странах усилия европейской церкви остались бы, конечно, практически безрезультатными. Готовность местных церквей к активному участию в политике помощи развивающимся странам растет из года в год. Это связано с разумным самосознанием местных церквей в третьем мире. В Церкви тоже происходит постепенное перемещение центра тяжести из Европы и Северной Америки на Юг, в Африку, Азию и Латинскую Америку. Участие местных церквей придает мероприятиям по оказанию помощи близость к человеку. Благодаря ему, например, организации МИЗЕРЕОР не нужно самой осуществлять проекты, поскольку местные церкви проявляют достаточно собственной инициативы 2.

Социальные, экономические и политические достижения христиан осуществляются в развивающихся странах не под знаком надежды на Спасение в этом мире, как считают некоторые представители «теологии освобождения». Даже самые крупные социальные реформы не могут удовлетворить страстное стремление человека к долгой жизни, неизменному счастью и вечной любви, потому что человек «неограничен в своих желаниях и призван к жизни более высокого порядка» (GS 10). В этом мире нет перехода из конечности и ограниченности человека в страну окончательной и вечной свободы. Но именно надежда на будущее является для христиан сильнейшим побуждением к социальной и политической активности в служении свободе чад Божьих.

[Энциклика «Sollicitudo rei socialis» обстоятельно рассматри вает вопрос, в чем состоит специфический вклад Церкви в развитие народов. Наряду с уже упомянутыми социально-этичес кими позициями особо важны следующие высказывания: (1) Иоанн Павел II называет представление, согласно которому развитие народов — это якобы проблема, решаемая исключительно техническим и экономическим путем, — «наивным оптимизмом механистического толка» (SRS 27). Он противопостав ляет ему свой главный тезис этики развития: «Развитие, которое не охватывает культурные, трансцендентные и религиозные измерения человека и общества» (SRS 46), никогда не достигнет цели «экономического развития». Достижения в области наук, от которых, само собой разумеется, нельзя отказываться, и их применение в технике, экономике и политике только тогда будут способствовать «подлинному развитию человека», если они будут «направляться основной нравственной установкой» (SRS 28). Ее самую прочную основу Папа видит в «воле Божьей... единственном подлинном фундаменте этики с абсолютными обязательствами» (SRS 38). Иначе говоря: Без соответствующих «моральных решений» (SRS 35), «действующих на уровне поведения человека как ответственного лица» (SRS 35), не может реализоваться общество, основанное на ответственности. — (2) Важный аспект вклада Церкви в обществен ное развитие заключен в сфере мотивации людей. Христианин знает о злом начале в человеке. Но он не должен предаваться унынию, несмотря на весь негативный опыт: «Кто хотел бы под предлогом тяжести борьбы и постоянного напряжения для преодоления трудностей или даже из-за опыта неудач и отбрасывания назад отступить на исходные позиции от трудной, но и благодарной задачи облегчить участь человека как целого и всех людей, тот изменил бы воле Создателя» (SRS 30). Церковь испытывает, несмотря на реалистическое видение зла в мире, «и доверие к человеку», поскольку в личности человека «наличествует достаточно качеств и энергии... поскольку человек — подобие Создателя и находится под влиянием спасительного воздействия Христа, «который близок любому человеку», и поскольку могучее воздействие Святого Духа (Так в тексте — Прим. перев.) «наполняет вселенную» (Прем 1, 7). Поэтому нельзя оправдывать ни «отчаяние, ни пессимизм, ни пассивность». «В сфере недостаточного развития» тоже можно «грешить страхом, нерешительностью и, в сущности, трусостью» (SRS 47).]

4. Во многих развивающихся странах Церковь сталкивается с марксистским Анти-Евангелием, которое возвещает с претензией на абсолютную истину всем народам посюстороннее Евангелие бесклассового общества. Удивительно, что великие народы, которые по праву гордятся своей культурой и историей, некритически воспринимают диалектический материализм, бесспорно являющийся типичным продуктом европейского мышления, не задумываясь о том, что они становятся таким образом жертвами идеологического неоколониализма.

[В последнем разделе своего учебника Йозеф Хёффнер указывает на «марксистское Анти-Евангелие», с которым Церковь сталкивается «во многих развивающихся странах». Спустя год после опубликования последнего издания этого учебника он подверг критике в своем докладе на Германской епископской конференции 3 использование «марксистского анализа» в некоторых исходных позициях теологии освобождения. Энциклика «Sollicitudo rei socialis» указывает на «позитивные ценности, но и на неправильное развитие и опасности, связанные с этой формой теологической рефлексии и труда», как их показывают «церковные указания» в инструкциях «Libertatis nuntius» (6.8.1984) и «Libertatis conscientia» (22.4.1986). Она (энциклика — прим. перев.) не оставляет никакого сомнения в том, что «главный вклад» Церкви в «решение настоятельных проблем развития» состоит в том, чтобы возвестить «истину о Христе, о себе самой и о человеке и применить ее к конкретной ситуации. В качестве средства для достижения этой цели Церковь использует свое социальное учение». Этому нет альтернативы. Поэтому она считает уместным «точнее знать и шире распространять» «сумму основных принципов, критериев оценки и директив по конкретным действиям», как это представлено в социальном учении Церкви (SRS 41).]

1 См. J. Hoffner, An den Quellen der Evangelisierung, Koln 21974 (Themen und Thesen 7). — Его же, Kolonialismus und Evangelium. Trier 31972.

2 См. J. Hoffner, Der Hunger in der Welt. Koln 1975 (Sonderdrucke 31).

 <<<     ΛΛΛ   

Только для нынешнего человечества
В третьих более всех прогрессирует интеграция общество рукописи
Социально теологических онтологичес ких принципах
Предпосылка социального качества человека1
Хеффнер Йозеф. Христианское социальное учение 3 революция

сайт копирайтеров Евгений