Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На практике, однако, запрет на изображения не соблюдался израильтянами так строго, как это могло бы показаться на первый взгляд. Археологические источники показывают, что позднеантичный иудаизм также не следовал букве второй заповеди. Так, известно, что стены многих еврейских синагог были расписаны фресками. Наиболее известным примером служит датируемая серединой III в. синагога, раскопанная в Дура-Европос - поселении на западном берегу Евфрата. Ее фрески, хранящиеся ныне в Национальном музее Дамаска, запечатлели сюжеты из Ветхого завета, цель которых - представить в поучительной форме историю Спасения и эсхатологические ожидания израильтян (21).

Например, изображение храма и жертвоприношения Авраама над святилищем со свитками Торы (рис. 13) должно было иллюстрировать мысль о том, что на последнюю были перенесены функции разрушенного Иерусалимского храма. Было также отмечено, что некоторые ветхозаветные сюжеты, которые присутствуют на фресках катакомб на Виа Латина в Риме и датируются IV в., восходят к еврейским образцам (22). В Палестине было обнаружено несколько относящихся к первым векам н.э. синагог с мозаичными полами, на которых помещены изображения Зодиака и Гелиоса в солнечной колеснице.

Это свидетельствует о наличии богатого еврейского изобразительного искусства несмотря на существование второй заповеди и групп его ревностных сторонников. Письменные источники, относящиеся к позднеантичному времени, подтверждают, что запрету были подвержены только те изображения, которые могли иметь отношение к поклонению божеству, особенно - связанные с императорским культом. Что же касается всех прочих изображений, то они допускались (23). Вместе с тем всегда существовали ортодоксально настроенные слои общества, которые придерживались строгих запретов на все изображения. Для этих последних любой вид изобразительного искусства был нарушением второй заповеди. И по сей день наряду с художниками, подобными М. Шагалу (рис. 14), можно найти благочестивых евреев, которые не приемлют любой тип изображений, включая живописные.

4. Христианство

Христианство, возникшее как секта иудаизма, восприняло для себя Ветхий завет с десятью заповедями. В течение первых веков бытования христианства его приверженцы строго придерживались второй заповеди, накладывавшей запрет на изображения. Этому отношению несомненно способствовало то, что им приходилось существовать среди населения, поклонявшегося языческим идолам. Даже в IV в. епископы Восточной части империи, такие, как, Евсевий Кесарийский и Епифаний Кипрский, открыто объявляли себя противниками изображений, опасаясь возрождения язычества. После победы Константина и христианства в 312 г . общая атмосфера изменилась, и рядовое население стало поклоняться изображениям. В этом процессе важную роль сыграли мемориальные изображения, которые вели свое происхождение от портретов, прежде возлагаемых на лица мумифицированных усопших. Христиане имели обыкновение устанавливать на своих кладбищах памятные стелы мученикам и святым, на которых помещались их изображения. Важную роль сыграли также портреты императоров, рассылавшиеся часто во все концы необъятного государства. Портреты выставлялись во время судебных заседаний и в церквах как замещение телесного присутствия самого оригинала. Отцу греческой церкви Афанасию Александрийскому (умершему в 373 г .) принадлежат следующие строки об императорском портрете: "В изображении присутствует понятие об императоре и его облик, и сходство в обоих - одинаково". "В уста" императорского портрета он вложил такие слова: "Я и император - едины. Я есмь в нем, и он - во мне. То, что вы видите на мне, вы видите на нем" (24). Иными словами: через сходство изображение становится тождественным оригиналу. Именно это, судя по всему, привело христиан к идее изображения Христа и Богоматери. В этой идее их поддерживали монахи, и монастыри стали центрами иконописи. В знаменитом монастыре Св. Екатерины на Синае уцелело несколько икон, датируемых до периода иконоборчества (длившимся с 725 по 843 г . с перерывом в 780-813 гг.). Иконоборчество преследовало как изготовление изображений, так и поклонение им. Один из текстов того времени свидетельствует: "...самые разные и странные формы культа начали процветать. Изображения носились на процессиях. Их окропляли в ходе служб, им кадили, их целовали и совершали помазание маслом. Их облекали в одежды и избирали в свидетели при крещении. Люди клялись на иконах. Иконы оживляли усопших и излечивали больных. Они изгоняли дьявола и помогали обрести детей. Руку преступника они заставляли отсохнуть. Они кровоточили, когда их касались" (25). В 724 г . император Лев III ввел запрет на изображения. Демонстрируя свою решительность, он приказал снять распятие, которое висело над вратами его дворца. В 753 г . на Иерийском соборе близ Константинополя епископы утвердили этот запрет. В соответствии с их вердиктом поклонение иконам считалось остатком язычества. Всякий поклонявшийся иконам предавался анафеме, особенно же строгому наказанию подвергались монахи. По решению Иерийского собора Святое Причастие (евхаристия) признавалось единственным возможным образом Христа. Этот образ не был антропоморфен, не имел человеческого облика. Подобно тому как человечество стало сопричастно божеству через воплощение Христа, хлеб и вино Святого Причастия было исполнено Святого Духа. Две сущности Христа - божеская и человеческая - сосуществовали в нем, не сливаясь. Икона же способна была запечатлеть лишь последнюю, разрывая связь между божественным и человеческим в Христе. С этой точки зрения поклонение иконе было лишь битием поклонов перед доступным зрению неодушевленным образом. Налагался запрет и на изготовление изображений Марии и прочих святых. Живой образ святых мог обнаруживать себя только в писаниях, которые сами святые оставили по себе или которые о них сочинили позднее.

Подобно иконоборцам, приверженцы иконопочитания также черпали свои аргументы в учении о воплощении Христа. Во времена Льва III Иоанн Дамаскин, уроженец Палестины, защищал поклонение иконам следующим образом: "мы не сотворяем, утверждал он, изображений незримого Бога, что было бы отступлением от истины. Изобразить бестелесное, невидимое, неопределенное, не имеющее формы вообще невозможно. Мы были бы нечестивцами, поклоняйся мы, как богам, изображениям людей. Этого мы не делаем. Но мы не совершаем никакого отступничества, творя лик божьего воплощения - а именно того, кто явился на Землю в телесной форме, кто жил с людьми и перенял их характер, их облик, цвет их плоти". Феодор Студит, умерший в 826 г ., говорил так: "икона представляет собой модель...честь, которую оказывают иконе, направлена на оригинал" (26). Иначе говоря, символизированная в иконе религиозная реальность, обретает реальность в самом символе.

В 843 г . управление империей после смерти своего супруга, императора Феофила, приняла Феодора: принадлежа к числу иконопочитательниц, она положила конец иконоклазму. Начиная с этого времени изготовление и поклонение иконам получило общее признание, однако самые правила, которые при этом должны были соблюдаться, еще долго служили предметом обсуждений. Например, разгорелась упорная и длительная дискуссия по поводу того, каким образом надлежит изображать Святую Троицу. Сначала утвердилось и находило воплощение аллегорическое толкование ветхозаветной истории из книги пророка Даниила о трех отроках в пещи, а также, особенно, история о трех ангелах, явившихся Аврааму в дубраве Мамре (Быт. 18:2).

Однако при этом помечать одного из ангелов крестом или титлом для того, чтобы выделить в нем Христа, запрещалось, поскольку это противоречило бы тезису о единосущном характере Троицы. Равным образом запрещалось изначально и изображение Троицы, которое сложилось под влиянием западных образцов, в которых Отец изображался в виде старца, Сын - в виде мужчины средних лет и Святой Дух -в виде голубя (рис. 15). Бога-отца не разрешалось изображать вообще. По этой причине мы часто видим лишь Его руки - так, например, как на изображении крещения Христа в Иордане, выполненном в соответствии с западными канонами. Эта работа Вероккио, дописанная Леонардо да Винчи около 1453 г . во Флоренции, может быть вполне использована для демонстрации различий между западной живописью на религиозные сюжеты и восточной иконописью. На иконах изображение персонажей регламентируется строгими правилами и традицией. Поскольку икона является портретом в точном смысле слова, характер изображаемого человека, его положение или должность, степень его духовности должны быть воспроизведены в соответствии с нормами, которые были созданы и зафиксированы традицией. Таковые касаются прежде всего нимба вокруг головы, выражения глаз, символики цвета, использования золота, тонкого красочного слоя. Но еще в большей степени - сбалансированности композиционного решения. В противоположность иконам, персонажи западной религиозной живописи и пластики не являются портретными. Они не могут привлечь к себе молящегося, в отличие от икон, которые этой способностью обладают, будучи объектами культа, sacramentalia. Западная живопись в лучшем случае может способствовать привлечению зрителя к почитанию изображенной фигуры. Французский язык хорошо передает это различие: восточная икона - это "sainte image", западная религиозная живопись - "image sainte". Художник, творящий свободно в соответствии со своими собственными представлениями, неминуемо покушается на самую сущность иконы. По этой причине восточной православной церковью религиозная живопись по-прежнему рассматривается как литургическая обязанность (27).

В отличие от православной церкви на Востоке, Римская католическая церковь в Западной Европе всегда воспрещала поклонение образам. В ответ на дошедшее до него известие, что в Германии распространяются и размещаются во многих церквах изображения Святого Духа в виде юноши (рис. 16), папа Бенедикт XIV направил официальное послание, озаглавленное "Sollicitudini Nostrae", епископу Аугсбурга (28). После длительных изучений сочинений отцов церкви и обсуждения вопроса с современными ему богословами, он пришел к заключению, что

только Священное писание может рассматриваться в качестве критерия того, как надлежит изображать Троицу. Поскольку Бог явил себя человечеству в некоторых явственно зримых формах, в принципе изображать его разрешалось. Вместе с тем, поскольку в Библии не существовало единого указания на то, что Дух Святой имел облик юноши, этот образ должен быть отвергнут. С другой стороны, разрешалось, по

мнению папы, запечатлевать третий персонаж Троицы в виде голубя, поскольку Библия свидетельствует, что именно в этом образе Бог явил себя при крещении Иисуса в Иордане. Воспрещались кроме

того изображения Троицы в виде трехликой главы (рис. 17), а также в виде трех идентичных мужских фигур. Напротив, изображения Бога-отца в виде старца, с Христом, сидящим на Его коленях или на правой руке, и Святым Духом-голубем между или над ними (рис. 18) предписывались. Конец своего послания папа сопроводил двумя перечнями изображений, которые были разрешены для вопроизведения без опасений за верующих: один касался Троицы как единства, другой имел в виду ее составные части, например, Бога-отца в виде старца (рис. 19).

В реформаторских церквах Мартин Лютер всегда предоставлял место изображениям. Отрицая поклонение им, он вместе с тем ценил их дидактические возможности для иллюстрации сюжетов Священного писания. Изображения, на его взгляд, помогали понять Библию. В противоположность Лютеру и основываясь на буквальном толковании второй заповеди, Жан Кальвин и кальвинисты всегда неукоснительно порицали изготовление и поклонение всем видам изображений. Они полагали, что все это должно быть изобличено как идолопоклонство. В XVI в. кальвинисты ввели жесточайшее иконоборчество во многих странах Западной Европы. В строго фундаменталистски реформированных протестантских общинах и поныне отрицаются все виды визуальных и пластических видов искусств, включая фотографию.

5. Ислам

Около 610г. в Мекке начал свою религиозную деятельность Мухаммад. В соответствии с традицией он приказал уничтожить все 360 идолов Каабы (рис. 20), установленных почитавшими их племенами арабов-кочевников. Вместо них Пророк стал поклоняться единому и вездесущему Аллаху, о котором в Коране говорится следующее: "Он - Аллах - един, Аллах, вечный; он не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один". Абсолютная непознаваемость Аллаха - основная причина того страха, который в исламе внушает любая попытка изображения или представления (в том числе - мысленного) Бога; его следствием стало запрещение всех видов изобразительного искусства. Бог - вездесущ. Самая мысль о возможности зафиксировать Его присутствие в конкретном месте посредством изображения или символа - богохульство и святотатство. По этой причине мечеть - не священное место, но лишь пространство, где мусульмане встречаются для вознесения молитв и слушания слов Аллаха. В любой мечети в стене, перпендикулярной кибле,

направлению, в котором возглашаются молитвы, находится мираб- ниша, указывающая сторону, где расположена Мекка. В мирабе нет ничего - ни изображений, ни культовых объектов: пустота сама по себе свидетельствует присутствие Бога. Поскольку бог присутствует везде, он нигде не видим. В исламе ничто не может отвлечь внимания верующих от единственности и непознаваемости Бога. Эти Его свойства могут быть постигнуты лишь в ощущении упорядоченности и бесконечности: именно в этом лежит основа зарождения арабесок с их бесконечным повторением геометрических форм, линий, изломов и углов, в которые вплетены выдержки из Корана - слова Бога, каллиграфически выписанные или вырезанные на стенах как знаки Его присутствия (рис. 21).

Сам по себе Коран не содержит исходящих от Бога запретов на изображения. Таковые могут быть обнаружены в хадитах, традиционной литературе. Во многих ее текстах этот запрет выражен в общей форме: в виде утверждения, например, что ангелы не войдут в дом, где есть собака, или изображение, или нечестивый человек. В соответствии с другими текстами, изготавливать и держать дома изображения запретил сам Мухаммад. Как показывают исследования, подобные запреты впервые были введены в ислам между 675 и 725 гг.(29) Изготовление изображений не только противоречило тезису о непознаваемости Бога, но воспринималось также как дерзость или безрассудство: ведь создание любых образов есть акт творения, каковое - промысл Божий. От нарушителей запрета в День Судный Бог потребует вдохнуть жизнь в их творения: если они не сумеют этого выполнить, будут отправлены в ад (30). Однако не все хадиты содержат запрет в подобном виде. Во многих текстах изображения живых существ, например на стенах домов или занавесях, запрещаются, но вполне допускаются на коврах и подушках. Равным образом не возбраняются изображения, лишенные головы.

Однако несмотря на запрет на изображения, который и в наши дни соблюдается весьма строго фундаменталистскими группами, в исламских странах тем не менее процветают визуальные виды искусства. Известны в том числе и изображения обнаженной натуры в эротических сюжетах.

Для всех правил, конечно же, есть свои исключения. Например, предполагается, что лицо самого Мухаммада должно быть всегда закрытым тканью (рис. 22), однако известны изображения Пророка, в которых его лицо остается открытым (рис. 23).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монотеистическим религиям, о которых шла выше речь, строгий запрет на создание и поклонение изображениям не был свойствен изначально. Он возник как результат преобразовательных движений внутри самих религий в соответствии с определенными теологическими концепциями. Особенно строго вето на изображения толковалось и соблюдалось в ортодоксально-фундаменталистских группах.

Очевидно, что найти объяснение этому запрету в пределах какой-либо одной гипотезы вряд ли возможно. Конкретные практические, теологические, идеологические факторы играли очень важную роль. Делались попытки объяснить страх перед изображениями ссылками на практику магии и осознание опасности общения с божеством. Однако, с одной стороны, магия - не изолированный феномен религии и не просто совокупность противоречивых религиозных ритуалов. Магия неотторжимо связана со взаимоотношением бога и человека. С другой стороны - во всех религиях существует различие между самим богом и его изображением, которое выступает в качестве praesentia realis dei. Это означает, что бог проявляет себя в своем изображении, но они не тождественны.

Во многих случаях мы можем установить различия между официальной идеологией и доктриной и благочестием и формами религиозности рядового населения. Поклонение Богу через посредство его изображений относится к числу глубочайших религиозных потребностей человека, в особенности - масс простого населения, для которого грамотность оставалась недоступной. Люди ощущают настоятельную потребность визуализировать божество и создать изображение того "ты", с которым связан их религиозный опыт, кого они стремятся увидеть, с кем мечтают соприкоснуться. С этой точки зрения изображение божества выступает особенно важным, поскольку именно оно и делает возможной эту встречу "лицом к лицу" -встречу, которая означает много больше, чем просто "ощущение" или "слыщание". Во всех религиях, которые составили предмет обсуждения в данной статье, усилия теологов были направлены на то, чтобы свести взаимоотношения с невидимым божеством лишь к слышанию его слов, к молитвам, послушанию. Они воспрещали созерцание Бога через посредника - его изображение, икону. Однако усилия эти оказывались напрасными и впредь таковыми и останутся. Совершенно непознаваемый Бог не только находится за пределами человеческого разумения, но также вступает в противоречие с сокровеннейшей религиозной потребностью во взаимоотношении с Богом, которого можно не только лицезреть, но и осязать.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Плас ван Д. Запрет на изображения в монотеистических религиях богословия

сайт копирайтеров Евгений