Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Господь не писал Библию собственноручно, как некогда начертала незримая десница Его на стене дворца Валтасарова слова предостережения. Он не диктовал Библию писателям, находящимся как медиумы в состоянии транса, подобно тому как греки воображали себе прорициания дельфийской Пифии. Чтобы создать Библию, Дух Святой обращался к посредству людей, которые становились Его орудиями и при этом не утрачивали ни своей личности, ни своих характерных черт, ни своего таланта или гения, ни умственных установок, ни манеры писать. Дух Святой не уничтожал и не насиловал способностей тех, кому поручено было выразить Его Слово. Поэтому не следует забывать о тех последовательных моментах Богодухновенности, которые определил Лев XIII.

Во-первых, Бог побуждал священнописателей к писанию: не по одной только своей воле брались они за труд, как это делают светские писатели; и сколько раз пророки Израиля признавались какой м`укой бывало для них это принуждение и как велико было искушение избежать этого принуждения, ибо говорить от имени Господа - тяжелое бремя.

Во-вторых, Бог просвещал тех, кого Он избирал Своими глашатаями. Но просвещал Он их таким образом, что, оставляя неприкосновенной деятельность человеческих способностей, Он сообщал написанному ими божественное значение. Суждение выраженное таким образом писателем, оставаясь и его собственным суждением, и вместе с тем в силу сверхприродного действия Божия, неотъемлемого от действия человеческого, становилось суждением Божиим.

Писание, по мере того, как оно становилось Словом Божиим, оказывалось "предохраненным от всякой ошибки". Таков непосредственный смысл того, что можно назвать принципом непогрешительности Библии: Священное Писание ошибаться не может. Но такая формулировка еще слишком узка: она слишком ограничивает поле действия богодухновенности. Так как Бог есть Сама истина, то принцип непогрешительности должен быть рассматриваем как неотъемлемое свойство всех дел Божиих.

Этот Божий авторитет распространяется таким же образом на всю Библию, всё содержание которой тоже является делом Божиим. Комиссия по библейским вопросам в постановлении от 17 июня 1915 г. говорит: "То, что автор Священного Писания утверждает, излагает, дает подразумевать, следует рассматривать как утверждаемое, излагаемое и подразумеваемое Духом Святым". Таково утверждение католического вероучения.

Остается третий момент: изложение Священного Писания в письменном виде. И в этой области Бог, без сомнения, воздействовал на тех, на ком лежала обязанность запечатлеть в письменном виде Его Слово. Если основные данные, глубинные понятия непосредственно зависели от Духа Святого, мог ли оставаться вне этой зависимости выбор слов, фраз, выражений, которые в человеческой речи так близко связаны с ними? Но здесь и привходят личные качества священнописателя, человека из плоти и крови, подчиняющегося определенным навыкам мышления, живущего в определенную эпоху и в определенной среде и неспособного освободиться всецело от этих условий, чтобы быть всецело духновением Божиим. Бог решил обращаться к человеку через человека же, следовательно вполне естественно и необходимо считаться с личностью этого человека, чтобы полностью уразуметь его слова.

ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ

Энциклика "Divino afflante Spiritu", отличающаяся исключительной ясностью, обратила наше внимание на толкование Библии. Каждый человек принадлежит определенной эпохе и определенному обществу, которые влияют на его образ мышления и выражения. Поэтому нам надлежит ознакомиться с историческими и социальными условиями, в которых находился священнописатель во время составления данного богодухновенного писания. У каждого человека - свой темперамент, свой характер, который отражается в том, что он пишет: следует, поскольку это возможно, разобраться в его психологии и с ней считаться. Так, например, психология Исаии и психология Иеремии глубоко отличаются одна от другой. Даже у людей, исполненных Духа Святого, личные реакции испытывают влияние их социального положения: совершенно ясно, что суровый крестьянин Амос, сын священника Иезекииль, Исаия, принадлежащий к высшему обществу, говорят не одним и тем же языком.

С другой стороны, не надо забывать, что библейские тексты, которые мы читаем, являются переводами. В прошлом нередко бывало, что это были переводы с переводов: на французском языке приходилось читать фразы, переведенные с латинского языка, которые в свою очередь были переведены с греческого, а эти последние иногда с древнееврейского. В наше время очень много сделано для непосредственного перевода с оригинала. Кроме того, каждый из языков, которыми в разное время пользовался избранный Народ, еврейский литературный, на котором писалось Священное Писание, арамейский разговорный и даже народный греческий, которым пользовались апостолы, имел свой собственный присущий ему дух языка, своеобразные обороты речи, выражения, которым часто невозможно подыскать точного соответствия на наших современных языках. Перевод с этих языков, более чем любой иной перевод. всегда в какой-то степени является "предательством". Наконец, когда речь идет о восточных языках, легко прибегающих к гиперболе, насыщенных поэзией, пропитанных усиливающим значимость лиризмом, переводу с этих языков следует применять какой-то коэффициент, позволяющий понизить тон до уровня, принятого у нас при нашей более сдержанной манере выражаться. Некоторые выражения, чисто идиоматические, когда их приводят дословно, остаются непонятными современному читателю, тогда как они были совершенно ясны для семитов, современников Христа: кто знает теперь у нас, что в Библии всюду сердце считается органом мышления, а почки - органом чувств, или, что рог является символом могущества? Например, такая фраза, как "Бог воздвиг нам рог спасения" (Лк 1,69) значит: "Бог посылает нам могущественного Спасителя".

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

Для того, кто хочет глубже вникнуть в смысл Библии, будет столь же важно разбираться к какому литературному жанру относится та или иная из библейских книг. Каждый человек, знакомый с литературными произведениями, знает, что поэт, романист, философ, историк не применяют в своих писаниях один и тот же регистр и стиль. Библейские писатели, перед которыми стояло задание выразить данные ceepxnpu-родного порядка делали это, сообразуясь со свойствами того литературного жанра, в котором они писали. Поэзия или песня могут быть не менее ценными свидетелями истины, чем историческое повествование или философский трактат, но свидетельствуют они иным образом. Среди народа Израильского пользовался большим успехом своеобразный литературный жанр, называвшийся "мидраш". Это был род притчи, рассказ с нравоучением, от которого требовалось не столько точный пересказ каких-либо происшествий сколь выявление глубокой вечной истины. Подход к этому жанру исключительно с точки зрения исторической критики может привести к ошибочному толкованию. Вся Библия абсолютно истинна, и как целое и в каждой части своей, но каждая часть ее истинна в той мере, в какой она может выразиться в данной литературной форме. И в этом вопросе энциклика Пия XII "Divino affiante Spiritu" ставит всё точно на свое место, а позже Энциклика "Humani Generis" (1950 года) еще раз говорит о том же применительно к началу Библии т.е. к книге Бытия. Итак, выявление литературного жанра какой-либо части Писания должно быть одной из первых забот комментатора Библии; а богатство содержания Священной Книги станет благодаря этому еще очевиднее: предыстория в книге Бытия, история государственная в книгах Царств и Маккавеев, историческая апология в Паралипоменон, бытовые притчи нравственного содержания в книгах Руфи, Товита, Есфири, сборники изречений в Притчах Соломоновых и Екклесиасте, философский трактат в драматической форме в книге Иова, возвышенная поэзия Песни Песней - все эти литературные жанры и некоторые другие собраны в Ветхом Завете; о в Новом Завете какое разнообразие между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, разными Посланиями и, наконец, Откровением Иоанна Богослова.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЙ

Мы изложили главные условия, при соблюдении которых мы можем надеяться воспринимать, читая Библию, обращенное к нам Слово Божие. Но это еще не все: Библия - не только высказанное Слово Божие, она повествует нам и о явлении Бога в делах Его. На всём протяжении Священной Книги мы не только слышим голос Господа, но видим и Его дела не менее поучительные, оказывающие не меньшее влияние, чем Его слово. Конечно, вся история человечества, "вся эта цепь частных причин, приводящих к созданию и разрушению империй, зависит, как говорит Боссюэ. от тайных велений Провидения", но истинная цель Библии - отчетливо выразить и показать людям, что "вся их история, всё, что с ними случалось изо дня в день, было постепенным и непрестанным исполнением того, что предрек им Дух Святой". Библейские тексты неоднократно напоминают нам о том, что человек в историческом процессе. - в противоположность взглядам, присущим греко-римскому язычеству. - не игрушка слепого Рока; он в руках некоей Силы, некоего Начала, личного Бога, от Которого всё зависит и воля Которого - вести человека к его подлинной цели. Библия в обеих своих частях есть, стало быть, повествование - правда неполное, ибо в ней есть и пробелы, - но совершенно связное о действии Бога в мире от самого начала времен и до того часа, когда перед кончиной последнего из апостолов, слово Откровения было вручено на хранение Церкви Христовой. Случалось иногда, что это действие Божие проявлялось непосредственно, внешне и ощутимо- чудесами. Первый Ватиканский Собор утверждает, что чудеса - "доводы, доказывающие всемогущество и всеведение Божие и, таким образом, они являются знамениями Откровения Божия, достоверными и доступными разумению каждого". Эти знамения следует принимать в их исторической объективности, не преувеличивая, но и не умоляя их чудодейственного значения. Некоторые из этих чудес могут быть теснейшим образом связаны с естественными явлениями, как, например, десять казней Египетских, их возникновение, их чрезвычайный размах, их накопление, помощь оказываемая ими Избранному Народу, и последствия, ими вызванные, - всё это доказывает, что они совершались по воле Божией. Более того, чудеса Христовы своей вдохновенной простотой, бесконечной любовью, своим богатством нравоучительного смысла обязывают ум признать их доподлинными проявлениями неизреченной воли Божией. Однако действие Божие становится в Библии доступным человеческому разуму не только посредством чудес. Это действие нам следует признать на каждой странице Священного Писания. Оно проявляется как в душах, так и в делах; оно направлено к тому, чтобы постепенно возвысить человечество ко всё более полному свету, ведя его путями поистине нелегкими, не прямыми, но восходящими; эти пути надо проследить от начала и до конца текста Библии, чтобы понять последовательность отдельных ее частей, которая нас иногда озадачивает. То, о чём повествует Книга книг, от сотворения мира, описанного в книге Бытия и до Страшного Суда, символически представленного в Откровении Иоанна Богослова, - есть не что иное, как вся история человечество под водительством Божиим.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Ветхий Завет заключает в себе первую часть этой Священной истории человечества. Он начинается с повествования о происхождении мира и человека по преданиям, бытующим с незапамятных времен и хранимым Евреями. В то же время Ветхий Завет с изумительной точностью вскрывает те психологические предпосылки, которые, переходя из поколения в поколение, легли в основу человеческого поведения. Настоящая история Откровения начинается в тот день, когда некий семит-кочевник из окрестностей `Ура Халдейского услышал зов и повиновался повелению Свыше. Чей призыв? Призыв единого истинного Бога, Который избрал Себе Авраама глашатаем Своего слова и повелел, чтобы он сам и его семья порвали навсегда с заблуждениями и мерзостью многобожия, окружавшего их. С момента, когда прозвучал глас Божий, люди стали перед лицом истины, и служить ей стало их долгом. В этом смысле человечество всецело чадо Авраамово, когда оно верно истине, а Ветхий Завет не что иное как история потомства этого патриарха. Верность Богу Авраама и его потомства была вознаграждена и скреплена событием первостепенного значения: СОЮЗОМ. Тот народ, который произошел от патриарха из Ура, Бог избрал Себе в свидетели, в глашатаи и хранители Его Слова. Союз - это своего рода договор; народ, который позже получил имя Израиля, с самого начала своего существования пользуется особым покровительством Всемогущего, он - "Народ Избранный", при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям Господним и, главное, не отступит ни в какой мере от единобожия. Этот Союз, неоднократно подтверждаемый, является как бы ядром всего Ветхого Завета, тем ядром, по отношению к которому всё остальное обретает свой подлинный смысл.

О БОЖЕСТВЕННОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Итак, все священные тексты отмечены печатью Божией. все они отражают тоску души, алчущей и жаждущей Господа. Не иметь в виду эту главную цель ветхозаветных. книг - значило бы обречь себя но полное непонимание Библии. Так, например, невозможно понять глубокие намерения священнописателей исторических книг Библии. предъявляя к этим авторам те требования, с которыми мы подходим к современный историкам: единственная и подлинная цель библейских авторов - раскрыть действие Божие и в мире, и во времени. Современная и столь спорная так называемая "объективность" здесь неприложима. В Библии не только история написана под руководством Божиим соответственно Его предначертаниям; учительные книги тоже ставят себе задачей помочь человеку уразуметь, как он должен повиноваться заповедям Божиим; и в многообразных поэтических творениях провозглашается слава Бога и верующим открываются пути к молитве Ему, а "мидрашим" дают уразуметь, как непреложно совершается Его воля.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Будучи книгой Божией, Ветхий Завет в то же время и книга человеческая, ибо божественная история коренится в истории человеческой. Одним из самых значительных достижений библейской науки за последние полвека можно считать установление на самой твердой основе взаимоотношений истории народа Израильского с историей других народов, с которыми Израиль соприкасался. В силу того, что Еврейский народ часто вел скитальческую жизнь и по той причине, что Палестина, по своему географическому положению, находится на перекрестке дорог, ведущих с севера на юг и с востока на запад, Еврейский народ был вовлечен в великий поток исторических событий имевших место в восточной части Средиземноморского бассейна, в Малой Азии и Месопотамии. События Ветхого Завета развиваются на фоне грандиозной фрески, где исполняя свое назначение попеременно возникают и рушатся великие империи. Халдеи, Хетты, Финикийцы, Египтяне, Ассирийцы, Греки, Скифы и Римляне проходят перед нами, как действующие лица решающих событий, но и они не более как пешки на шахматной доске Господа.

В этом отношении новейшие исторические исследования внесли значительный вклад в изучение Библии. Сколь многие главы Библии, будучи поставлены в соответствующий исторический контекст, благодаря археологическим открытиям стали гораздо более понятными. Например, такой эпизод как жертвоприношение Исаака Авраамом, предполагающий существование человеческих жертвоприношений, стал понятнее после открытия в халдейских гробницах и на высотах Палестины скелетов детей и рабов, которые явно были принесены в жертву. Ритуальные сожжения Иерихона и других городов, о которых говорится в книге Иисуса Навина, не только напоминают сожжение Трои, следы которого обнаружены Шлиманном, но, по всей вероятности находит себе подтверждение в самих развалинах Иерихона, где были найдены кладки стен с остатками пожарища. Иные подробности Священного Писания, остававшиеся непонятными нашим предкам, теперь нашли себе благодаря историческому контексту исчерпывающее объяснение. Так Хеттеяне, или Хетты, о которых иногда идет речь в Библии (напр., Урия, муж Вирсавии, был Хеттеянин), почти не были известны до нахождения знаменитых таблиц в Богазкёй (Хаттушаш). Данные некоторых библейских повествований о происходившем в соседних с Палестиной странах, достоверно подтверждаются данными археологии. Так, египтология подтверждает данные исторических повествований об Иосифе и Моисее. Археологические данные помогают теперь понимать даже и те главы Библии, которые скептики долго считали не более как баснями. Библейский потоп находится в тесной связи с потопом, о котором повествуется в месопотамском эпосе о Гильгамеше, а Вавилонская башня не может не напоминать священные многоярусные башни астрального политеизма Вавилона. Всё это нельзя недооценивать.

СВИДЕТЕЛЬСТВО РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА

Следует однако еще раз повторить, что историческое изучение Ветхого Завета, каким бы захватывающим оно ни было, как бы много оно ни объясняло, не должно отвлекать от главной цели. Изучение данных исторических, археологических, научных и литературных, тех данных, совокупность которых создала среду в которой совершалось Откровение, полезно и даже необходимо: оно помогает лучшему пониманию религиозной действительности. Но всякое исследование, ограничивающееся лишь установлением данных такого рода, не достигнет подлинного понимания смысла Библии. Конечной целью человека, внимающего словам Священного Писания, может быть только - услышать Слово Божие.

Истина Божия открывается людям не сразу и не во всей своей полноте, даже тем, кого Господь избрал, чтобы быть Ему свидетелями. В продолжении всей истории Израиля постепенно происходило восхождение к Свету и проникновение в неизреченное познание. Восхождение это было, несомненно, нелегким, и само это проникновение происходило среди соблазнов и угроз, ибо дело касалось людей легко поддающихся всяким искушениям. Но эта немощность, на которую священнописатели, не колеблясь, проливали беспощадный свет, не только не вредила Истине в целом, но еще и утверждала ее. Так, в силу контраста добродетель возникшая там, где царит порок, является еще прекраснее. Таков закон постепенного образования Священного Писания: закон восхождения ко все более полному откровению. Этот подъем совершается как бы тремя этапами: Авраам слышит призыв единого Бога, Который заключает с ним союз; Моисей на горе Синай начертывает по Откровению Всемогущего религиозный и нравственный закон, которому должен будет следовать человек; наконец пророки стремятся перевести религию из плана социологического, на котором верность священным заповедям совпадает с принадлежностью к Избранному Народу, до уровня внутренней духовной жизни, где каждый несет ответственность только за свои поступки, - за все свои поступки перед судом своей совести и перед Всевидящим Богом.

ПРОРОЧЕСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

За этим восхождением как бы действует некая направляющая его сверхприродная, вневременная сила, предрекающая и объясняющая ход событий; эта сила и есть дух пророческий. Им проникнут весь Ветхий Завет. Носители этого духа не только Богодухновенные люди, называемые пророками, но и все великие деятели священной истории, в той мере, в какой они были орудием Бога. Обладая подлинным даром пророчества. Авраам сознает себя "отцом множества народов", Иаков благословляет перед кончиной свое потомство, царь Давид предвидит во вдохновенном псалме своего отдаленного Потомка. Всё происходит так, как если бы по воле Провидения, Библия была книгой огромных размеров, сверхвременной, написанной до исполнения изложенных в ней событий, и к которой имели доступ богодухновенные люди. Дух пророческий некоторым образом оказывается опытным доказательством действия Божия.

Этот дух пророческий действует в избранниках Божиих, в патриархах, царях, пророках, обладающих исключительным даром конкретно предвещать будущее. И так как библейский текст охвачен и пронизан этим духом, он исполнен значением, превышающим его буквальный смысл. Любая фраза Библии всегда значит больше, чем составляющие ее слова. Понимать их следует не только в конкретном смысле; слова эти вызывают соответствующие обертоны, выражающие более сокровенные истины, раскрывая в образах то, чего не может выразить язык человеческий. Иначе говоря, за пределами точного, формального смысла, существует еще и смысл символический, еще более значительный.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ВСЕЛЕНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ДаниельРопс А. Общее введение в Священное Писание 9 история
Принадлежит по существу к жизни человеческой

сайт копирайтеров Евгений