Пиши и продавай! |
Царь воздал этому хвалу и затем спросил у другого, как ему соблюсти истину. В ответ на вопрос тот сказал: “Признав, что ложь наводит великий позор на всех людей, и еще более – на царей. Ибо поскольку они имеют власть делать, что хотят, зачем им прибегать ко лжи? В прибавление к этому ты должен помнить, о царь, что Бог любит истину”. 207 Царь принял ответ с великим удовольствием и, глядя на другого, сказал: “Что есть научение истине”. И тот отвечал: ”Если ты не хочешь, чтобы зло случилось с тобою, но хочешь быть причастником всего благого, тогда ты должен соблюдать одно и то же в отношении к твоим подданным и к преступникам, и ты должен кротко увещевать благородного и доброго. Ибо Бог привлекает к Себе всех людей Своей благостью”. 208 Царь похвалил его и спросил у следующего по порядку, как ему быть другом людей. И тот ответил: “Наблюдая то, что человеческий род возрастает и рождается во многом смятении и великом страдании. Посему ты не должен легкомысленно наказывать или подвергать их пыткам, поскольку ты знаешь, что человеческая жизнь состоит из боли и наказаний. Ибо если ты поймешь всё, ты преисполнишься жалости, ибо Бог также преисполнен жалости”. 209 Царь принял ответ с одобрением и спросил у следующего: “Что есть основное отличие правления?” “Блюсти себя, – отвечал тот, – свободным от пьянства и соблюдать трезвость в течение большей части жизни, почитать праведность превыше всего и делать своими друзьями людей подобного рода. Ибо Бог любит также праведность”. 210 Выказав своё одобрение, царь спросил у другого: “Что есть истинный признак благочестия?” И тот ответил: “Постигать то, что Бог непрестанно творит во Вселенной и знает всё, и ни один человек, делающий несправедливое и творящий развращенное, не может избежать Его взора. Поскольку Бог благотворит всему ми ру, также и ты должен подражать Ему и быть свободным от преступлений”. 211 Царь выказал своё согласие и сказал другому: “Что есть сущность царствования?” И тот ответил: “Хорошо управлять собою и не уклоняться ради славы или богатства к неумеренным или непристойным желаниям, – вот истинный путь правления, если ты хорошо уразумеваешь дело. Ибо всё, что тебе нужно, у тебя есть, и Бог свободен от нужд и добросердечен. Пусть твои мысли будут такими, какие достойны мужа, и желай немногого, но только того, что необходимо для правления”. 212 Царь похвалил его и спросил у другого мужа, как его разсуждения могут привести к наилучшему. И тот ответил, что если он будет постоянно полагать пред собою праведность во всём и думать, что неправедность равносильна лишению жизни. Ибо Бог всяческих обещает высочайшее благословение праведному. 213 Похвалив его, царь спросил следующего, как он может быть свободен от безпокойных мыслей во время сна. И тот отвечал: “Ты задал мне вопрос, на который очень трудно ответить, ибо мы не можем руководить собою в часы сна, но твердо удерживаемся в них 214 воображением, которое не может управляться разумом. Ибо наши души обладают чувствами, которые на самом деле видят то, что входит в наше сознание во время сна. Но мы ошибаемся, если мы полагаем, что мы на самом деле плывем на корабле по морю или летаем по воздуху или путешествуем по другим странам или что-нибудь иное в этом роде. И всё-таки мы на самом деле воображаем, что 215 эти вещи происходят. Насколько я могу решить, я достиг следующего решения. Ты должен, о царь, управлять своими словами и делами в законе благочестия всяким возможным образом, так чтобы ты мог сознавать, что ты соблюдаешь добродетель и никогда не решал вознаграждать себя за расточение разума и никогда не превышать своей власти до того, чтобы 216 презирать праведность. Ибо ум по большей части занимается во сне тем же, чем он занят, бодрствуя. И тот, кто направил все свои мысли и дела к самым благородным целям, утверждает себя в праведности и во время бодрствования и во время сна. Благодаря этому ты можешь пребывать неуклонно в постоянном самоблюдении”. 217 Царь воздал хвалу мужу и сказал другому: “Поскольку ты отвечаешь десятым, то когда ты выскажешься, мы предадимся пиру”. И затем он задал вопрос: 218 “Как я могу избегать недостойных дел сам по себе”. И тот ответил: “Всегда обращай внимание на твою славу и твоё верховное звание, так чтобы ты мог говорить и думать только то, 219 что совместимо с ними, зная что все твои подданные думают и говорят о тебе. Ибо ты не должен казаться хуже актеров, которые тщательно изучают свои роли, которые им надо сыграть, и сообразовывают с ними все свои дела. Ты не играешь роль, но ты – истинный царь, поскольку Бог наделил тебя царскою властью, чтобы ты соблюдал её вместе с твоей славой”. 220 Когда царь похвалил громко и долго и весьма любезно, гостей стали побуждать отдохнуть. И так, когда прекратился разговор, они предались течению пира. 221 На следующий день всё было устроено по-прежнему, и когда царь уловил подходящий момент, чтобы задавать вопросы мужам, он спросил первого из тех, кто оставался 222 неспрошенным: “Что есть высший образ правления”? И тот ответил: “Управлять собою и не поддаваться порывам. Ибо каждй человек от природы обладает особым умственным увлечением. 223 Возможно, большинство людей склонны к еде, питью и наслаждениям, а царь увлекается приобретением земель и великою славой. Но хорошо, когда во всём этом соблюдается умеренность. Что Бог дает, то мы должны принимать и хранить, но никогда не стремиться приобретать то, чего мы не в силах достичь”. 224 Довольный этими словами царь спросил у следующего, как ему быть свободным от зависти. И после краткого молчания тот ответил: “Если ты прежде всего будешь смотреть на то, что славою и великим богатством всех царей наделяет Бог, а не сам царь своею властью. Все люди хотят иметь такую славу, но не могут, потому что это – дар Божий”. 225 Царь похвалил мужа в длинной речи и затем спросил у другого, как ему научиться презирать врагов. И тот ответил: “Если ты будешь выказывать добродушие ко всем и добиваться их дружбы, тебе не надо будеть никого бояться. Пользоваться всеобщею любовью – это наилучший из даров, которые можно получить от Бога”. 226 Похвалив этот ответ, царь велел следующему мужу ответить на вопрос, как он может сохранить свою высокую славу. И тот отвечал так: “Если ты будешь щедр и открыт сердцем, оделяя других добродушием и благодеяниями, ты никогда не утратишь твою славу, но если ты хочешь, чтобы и впредь милость пребывала с тобою, ты должен постоянно призывать Бога”. 227 Царь изъявил своё согласие и спросил у следующего, кому надлежит мужу являть щедрость. И тот ответил: “Всеми признано, что нам надлежит являть щедрость по отношению к тем, кто благорасположен к нам, но я думаю, что нам должно являть то же самое щедрое расположение духа и к тем, кто враждебен нам, чтобы мы могли привлечь их к правде и выгоде для них самих. Но мы должны молить Бога о том, чтобы это совершилось, ибо Он управляет умами всех”. 228 Выразив своё согласие с ответом, царь просил шестого мужа ответить на вопрос, кому мы должны выказывать благодарность. И тот ответил: “Нашим родителям постоянно, ибо Бог дал нам важнейшую из заповедей относительно должного почитания родителей. Затем Он поместил отношение к друзьям, ибо Он говорит: “друг – словно твоя душа”. Хорошо тебе постараться сделать всех твоими друзьями”. 229 Царь сказал ему ласковое слово и затем спросил следующего, что по цене подобно красоте. И тот сказал: “Благочестие, ибо оно есть преимущественный образ красоты, и его сила – в любви, она же – Божий дар. Ты уже приобрел это, и вместе – все благословения жизни”. 230 Царь с великою любезностью одобрил ответ и спросил у другого, как ему, совершив ошибку, вновь вернуть своё имя на прежнюю степень. И тот сказал: “Невозможно тебе совершить ошибку, ибо во всех людях ты взыскал семена благодарности, приносящие урожай благожелательности, 231 который могущественней самого сильного оружия и обезпечивает величайшую безопасность. Но если кто-либо совершает ошибку, он никогда не должен повторять того, что привело к ней, но ему надлежит сообразовываться с дружбою и творить справедливость. Ибо дар от Бога – быть способным творить дела добра, а не противные ему”. 232 Восхищенный этими словами царь спросил у другого, как ему быть свободным от печали. И тот ответил: “Если ты никогда никому не причинял вреда, но творил добро и следовал стезею 233 праведности, ибо её плоды дают свободу от печали. Но нам надлежит молить Бога о том, чтобы нежданное зло вроде смерти, болезни, скорби или чего-либо в этом роде не нашло на нас и не принесло вреда. Но поскольку ты предался благочестию, никакое из этих несчастий никогда не постигнет тебя”. 234 Царь одарил его великою похвалой и спросил десятого, что есть высший образ славы. И тот ответил: “Почитать Бога, и делать это не [только] дарами и жертвоприношениями, но в чистоте души и святом убеждении, поскольку всё образовано и управляется Богом по Его воле. Этой цели ты добиваешься неотменно, как это видно для всех в твоих свершениях в прошлом и настоящем”. 235 Громким голосом царь поблагодарил их всех и говорил к ним милостиво и выразил своё одобрение всем, кто был тут, особенно же философам. Ибо те превосходили их и поведением и доводами, поскольку они положили Бога источником себе. Затем царь, чтобы показать свои добрые чувства, начал пить за здоровье гостей. Затем спросил у другого ответил похвалил |
|
|
|