<<< ΛΛΛ
[45] Варианты: “Или таков народ ваш?”; “вы и народ ваш”, “даже по сравнению с народом вашим”; “народ ваш или вы?”
[46] Апокрифическое Письмо Понтия Пилата Клавдию (иногда — Тиберию) сохранилось в нескольких, существенно отличающихся друг от друга вариантах. Хождение в христианской среде таких подделок зафиксировано уже в первой половине II в., об одной из них упоминается в Первой Апологии Иустина Мученика (гл. 35). О письме Пилата императору Тиберию знал и Тертуллиан (Апология, 5, 21).
[47] “Бесстыдство же иудеев дошло до того...”. Вариант: “и до того злы на него иудеи были...”.
[48] Варианты: “двух природ”; “двух сущностей”.
[49] В оригинале: “Ego me inter uos поп conuenio”.
[50] Ячменный хлеб в греко-римских поверьях обладал большой магической властью над инфернальными силами. В «Метаморфозах» Апулея ячменные лепешки служат Психее пропуском в подземный мир и охраной во время ее пребывания там. “Не думай, что потерять эти ячменные лепешки — пустое, ничтожное дело, — говорит ей башня, — если хотя бы одну утратишь, света белого больше не увидишь” (VI, 19).
[51] Здесь явно подразумеваются так называемые «Клементины», главы: II, III, VI, XVI, XX.
[52] В одном из манускриптов в этом месте имеется вставка, почти дословно воспроизводящая текст VIII и IX глав “малых” «Страстей Петра и Павла».
[53] В обычном написании — Ианний и Иамврий. Эти египетские чародеи безымянно упоминаются в книге Исход (7:11-22; 8:7-19; 9:11) как противники Аарона и Моисея, но в комментариях на Исход Талмуда и таргума Ионафана они названы по имени. В новозаветных текстах их имена встречаются только у апостола Павла (2 Тим.3:7): “Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере”. Любопытно отметить, что вину за гибель фараона и его войска апокриф возлагает на противников Моисея.
[54] Здесь автор апокрифа допускает явный анахронизм, т. к. во время описываемых событий (середина I в.) еще не сложился институт епископов как полновластных предстоятелей христианских общин.
[55] В манускриптах, сохранивших этот текст, последняя фраза читается по-разному и обращена в одних случаях к Симону (при этом купируются слова “в сенате”), в других — к Нерону. Второй вариант выглядит более логичным.
[56] Навмахией назывался расположенный за Тибром цирк Калигулы, в котором для развлечения римлян часто устраивались потешные “морские сражения” с участием гладиаторов.
[57] Папа Григорий Великий (ок. 540—604) пишет о попытке восточных христиан “украсть тела блаженных апостолов”. См.: Epistolae, IV, 30.
<<< ΛΛΛ
Апокрифические сказания об иисусе язычников составители апокрифов Свенцицкая И., Скогорев А. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и 11 христос Заклинаю богом творцом всего сущего иисусом христом Дьявола одеждой радостны
|