Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[34] Обвинение иудеев в жестокой расправе над собственными пророками было стандартным приемом ведения полемики их христианскими оппонентами. В начале III в. Тертуллиан писал: “Одних своих пророков иудеи побили камнями, других изгнали, третьих предали разного рода смерти”. Автор апокрифа, настойчиво стремясь доказать этот тезис, готов опираться на любые источники, даже если их сообщения расходятся с ветхозаветной традицией. “... побиваемы камнями бывали” — согласно Библии, во время исхода из Египта народ не раз роптал на Моисея, но только однажды, после возвращения разведчиков из земли ханаанской, дело едва не дошло до расправы над ним: “И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы... И сказало все общество: “побить их камнями!”” (Чис.14:2,10). Однако версия о “частом побиении” великого законодателя его соплеменниками несет на себе отпечаток гротеска и, скорее всего, не принадлежит автору апокрифа. Еще до начала христианской эры вокруг этого пророка разгорелась острая греко-иудейская полемика, в результате которой к многочисленным народным и агадическим сказаниям о Моисее добавилась довольно значительная литература, включавшая истории, памфлеты и даже трагедии (как, например, драма трагика-эллиниста II в. до н. э. Иезекииля «Исход»). При этом иудеи всячески возвеличивали своего пророка, греки же, в противовес им, осыпали его насмешками. Бьющая не только по иудеям, но и по Моисею, реплика Ханании едва ли могла родиться в христианской среде и, вероятно, обязана своим происхождением какому-то греческому памфлетисту дохристианской эры.

[35] Ни еврейская, ни христианские Библии не содержат никаких намеков на чьи-либо попытки или замыслы отравить Иисуса Навина. Возможно, такой сюжет существовал в одном из посвященных ему агадических сказаний, изобиловавших не слишком правдоподобными и даже фантастическими эпизодами. (В дошедшей до нас Агаде сохранились рассказы о женитьбе Иисуса Навина на Рахабе из Иерихона, о его препирательствах с солнцем, о том, как он на 36 часов задержал наступление субботы.) Но не менее вероятна и умышленная “подгонка фактов” христианским автором под тезис о расправе иудеев над собственными пророками.

[36] Первосвященника и судию израильского Илия сразил удар при известии о захвате ковчега завета филистимлянами, что явилось карой за недостойное поведение его сыновей-мздоимцев (1 Цар.4:18). Ни в Библии, ни в Агаде нет сведений о лишении Илия сана первосвященника. Очевидно, автор ошибочно, а скорее — умышленно, относит к нему воспринятые церковным преданием (Афраат, Епифаний) агадические легенды о пророке Илие, в которых тот представлен первосвященником, принужденным оставить ковчег и скрываться в горах от преследований царицы Иезавели.

[37] Очевидно, здесь имеется в виду обращенное к Самуилу требование израильского народа о замене власти первосвященника властью царя (см. 1 Цар.11—12), обвинение же иудеев в якобы сопутствовавшем этому требованию отказе от собственного Бога продиктовано тенденциозностью автора.

[38] Сообщения о том, что пророк Исайя за свои обличения царя Манасии был распилен деревянной пилой, в Библии отсутствуют, но сохранились в агадической литературе. Согласно Талмуду, Исайя, спасаясь от преследований Менаше (Манасии), спрятался внутри кедра, впустившего его в свои недра, едва пророк произнес имя Бога, и тогда по приказу царя дерево было распилено вместе с укрывшемся в нем беглецом (Иебамот 49б; Иер. Сангедрин X). В памятнике иудейской апокрифики «Вознесение Исайи» чудо с кедром не упомянуто, хотя описанию казни пророка посвящена целая глава, где сказано: “... и озлился Велиар на Исайю, и вселился он в сердце Манасии, и был Исайя пополам распилен пилой деревянной. А когда его пополам пилили, стояли вокруг лжепророки и обвинитель его Вельхира, смеясь и злорадствуя над Исайей” (V, 1-3). Вероятно, именно этот эпизод подразумевал ап. Павел в послании к евреям (11:37). Дополненное некоторыми интерполяциями, «Вознесение Исайи» получило во II в. широкое распространение среди христиан и было переведено на греческий, коптский, эфиопский и латинский языки, его влияние чувствуется в сочинениях таких церковных авторов, как Иустин Мученик («Диалог с Трифоном иудеем», гл. 120), Иероним Блаженный (Комментарии на послания апостола Павла 11, 37). “Низовая” же христианская литература, интенсивно усваивая устную агадическую традицию, следовала за какой-то иной (хотя и близкой) версией гибели пророка. Отсюда и “уточнения” о самшитовой пиле, отпиливании одной только головы (Апокалипсис Павла 49) и тому подобных обстоятельствах казни.

[39] Иезекииль — великий пророк периода вавилонского пленения. В Библии ничего не говорится о последних годах жизни, а тем более — о насильственной смерти Иезекииля, однако сходное описание расправы над ним встречается и в других апокрифических сочинениях (см., напр., Апокалипсис Павла 49). Вероятно, оно входило в круг устных церковных преданий, которые в течение первых ста лет существования христианства интенсивно усваивали агадическую традицию.

[40] Хабаккук (традиционная русская транскрипция — Аввакум) — один из 12 “малых” пророков. Сведения о времени, месте и обстоятельствах его жизни в Библии отсутствуют, но, как всегда бывает в таких случаях, пробелы в Священном Писании с лихвой восполняет легендарная традиция. Согласно одному из преданий, Хабаккук во время нашествия Навуходоносора на Иерусалим, предвидя падение города, удалился в пустыню.

[41] Автор апокрифа вольно или невольно путает пророка Захарию с Захарией, сыном Варахиина, убитым, по словам Христа, “между храмом и жертвенником” (Мф.23:35; Лк.11:51). Впрочем, попытки отождествить этих двух Захарий делались и позднее.

[42] Малахия — последний из 12 “малых” пророков описывает в своей книге пререкания иудейских священников с Богом (Мал.1:6-7). Разгневавшись, Бог говорит иудеям: “Нет Моего благоволения к вам и приношение из рук ваших не благоугодно Мне” (Мал.1:10).

[43] В книгах Священного Писания не упоминается о чьих-либо замыслах убить пророка Элишу, но, возможно, в апокрифе отразилось одно из древнееврейских преданий.

[44] Такова авторская последовательность изложения событий или же погрешность переписчика.

[45] “... на двенадцати тронах славы... Иаковлевых”. — Ханания неточно цитирует слова Иисуса Христа, обращенные к ученикам: “... сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мф.19:20).

[46] Ковчег и корабль уже во II в. (если не ранее) символизировали у христиан храм и Церковь вообще. В знаковой системе древних христиан водная стихия символизировала приобщение к жизни вечной.

[47] Дельфин, часто изображавшийся на христианских надгробиях, означал новообращенного, которого ждет воскрешение во плоти.

[48] Трудно отказаться от мысли, что вопрос Филиппа подсказан знаменитой фразой другого апостола, обращенной к Христу — “Камо грядеши, Гокподи?” Если наша догадка верна, то это еще один пример сниженного (“друг мой” вместо “Господи”) и в определенном смысле инвертивного уподобления Ханании Иисусу.

[49] Увещание апостола составлено из вольно цитируемых стихов ряда ветхо- и новозаветных текстов. “... Аз воздам”. — Ср. Рим.12:19. “... на главу его”. — Ср. Прит.22:23; Рим. 12:20. “... добром зло одолевайте”. — Ср. Рим.12:21. “... на дом твой”. — Ср. Прит.24:18. “... а праведных и на злобных”. — Ср. Мф.5:44-45. “... обидчиков ваших”. — Ср. Мф.6:14-15. “... милость на них”. — Ср. Мф.6:7.

Апостол Фома - один из двенадцати учеников Иисуса, упоминается в первых трех евангелиях Нового завета и в Деяниях апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15, ДА 1:13; никаких подробностей о нем в этих писаниях не содержится). В Евангелии от Иоанна Фома занимает больше места: наиболее яркий эпизод, связанный с ним, - описание "неверия" Фомы. В этом евангелии говорится, что первоначально Фома не поверил рассказу учеников о Его воскресении во плоти, но увидев явившегося Христа и его раны, уверовал (20:24-28).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

апокрифов Деяния Филиппа 13 отражает
Явился в иерусалиме апостолу филиппу господь наш иисус мессия
Агадические легенды о пророке илие
История филиппа апостола апокрифа

сайт копирайтеров Евгений