Пиши и продавай! |
1 Впервые было произнесено слово. Здесь оно появляется после акта-творения, и таким образом творение не является его функцией. Однако в последующем творение несколько раз осуществляется посредством произнесения слова. Примечательно, что при переводе с греческого слова копты отличали слово как таковое, т. е. произносимое (в том числе и при акте творения), передавая его коптским эквивалентом "шадже", от "Слова как персонифицированного образа в гностицизме; в этом значении они сохраняют термин "Логос". 2 "Ариэл", бог-лев, по еврейской традиции родоначальник одного из левитских родов. 3 В соответствии с числом дней недели. Пронойа имеет эпитет "семерка/ 4 Названия не дошедших до нас гностических сочинений. Норея упоминается в "Сущности Архонтов" (см.), ей посвящена также маленькая поэма (второе сочинение в IX кодексе). 5 Отзвук греческого мифа о Кроносе, отце Зевса, низвергнутом вместе с другими титанами в Тартар. В одном коптском заклинании бог Петбе (Кронос) описывается как прикованный в бездне за ноги, причем его голова возвышается до неба и он рождает гром. Землетрясения приписывались Кроносу, сотрясающемуся в Тартаре. Ялдаваоф сотворил для своих шести детей шесть небес. На нижнем из них, шестом, был андрогин Астафайос — София. Потрясатель опрокинул небо и землю, находящиеся ниже шестого неба, а после усмирения Потрясателя София шестого неба вновь восстановила небо и землю. 6 Выше говорится, что нижнее из шести небес — шестое. Данное же, седьмое небо находится выше всех шести. 7 Саваоф находится на седьмом небе, непосредственно под завесой, отделяющей материальный мир от вышних областей. В материальном мире многое строится по образцу Огдоады (см. введение), для чего Зоя и информирует Саваофа о ней. Ниже, однако, говорится, что его поучает сама Пистис София. 8 Ср. описание видений пророка Иезекииля (глава 1, 3 — 28 и глава 10). 9 Описывая будущий храм Соломона, Иезекииль (41, 17 — 19) упоминает орнамент: пальма между двумя керубами (херувимами), у каждого — лица льва и человека. 10 У Иезекииля — четыре существа, у каждого по четыре лица, человека, льва, быка, орла. В Апокалипсисе (4, 7) у престола на небе четыре животных: "И первое животное подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему". Символы, впоследствии поставленные в связь с четырьмя евангелистами: Матфей был вдохновляем ангелом ("человеческий" образ), Марк — львом, Лука — тельцом, Иоанн — орлом. 11 В коптских мартириях при описании гонений на христиан упоминается, что их принуждали поклониться статуям богов, число которых обычно 70 или 72 . 12 О семидесяти двух народах см. Бытие, глава 10. 13 О стоящих вокруг престола серафимах см. Исайя, 6, 2. 14 Один из Эонов Огдоады, парный Зону "Человек", см. прим. 20. 15 Gp. Исход, 4, 2: "Сын мой первенец Израиль". Он, Иисус Христос и Дева Святого Духа составляют подобие христианской Троицы. 16 См. ниже: "нет никакого благословения у них; невозможно, чтобы рождалось добро из зла". 17 Ссылка на не дошедшее до нас сочинение, ср. прим. 4. 18 Посредством них должны совершиться гибель Архонтов и спасение людей, ср. прим. 36. 19 Также не дошедшее до нас сочинение. Имармена — Судьба, Фатум. 20 Один из образов Огдоады. Архонт сотворил подножие |
|
|
|