Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Религиозный путь ислама

писавшие об исламе иногда настолько заостряли внимание на его религиозной доктрине, что полностью вырывали ее из человеческого контекста, в котором она становилась предметом веры, и обходили молчанием практику, которой она подкреплялась и освящалась. Центральные верования и благочестивые обязанности религии «покорности» Богу (ислам) заучить нетрудно — с такой же легкостью можно представить себе план какой-нибудь конторы, изучив ее чертеж, но и после того, как вы запомните наизусть его элементарные внешние черты, ислам как живая реальность будет сокрыт от вашего взора до тех пор, пока вы не научитесь видеть, каким образом верования и практика становятся интегральными частями общественной и личной жизни в специфических культурных контекстах. Мусульмане — те, что «предали себя» Богу, — не перестают объяснять интересующимся иноверцам,  что  их религия является  «цельным образом жизни»,  неделающим различий между религиозным и светским и не исключающим ни одного предмета из сферы действия авторитета и предписаний ислама.

Ислам и христианство добились заметных успехов в распространении своих учений среди народов всевозможных культур и географических регионов. Среди религий азиатского происхождения самое широкое распространение получил буддизм. Ислам — это единственная авраамическая традиция (как и в иудаизме и христианстве, этот великий еврейский патриарх фигурирует в мифах ислама, который, как и обе вышеуказанные религии, провозглашает веру в единого Бога и завет (договор) с ним), которая оказала на Азию настолько мощное воздействие, что в некоторых ее областях завоевала доминирующее положение. Ислам сохранил более последовательную систему фундаментальных верований и практики, чем любая другая мировая религия, включая и иудаизм. Хотя в исламе и имеются сектантские группировки, они возникают главным образом в результате политических разногласий и не содержат в себе, за исключением незначительных деталей, отступлений в сфере культа и обрядовой практики.

Так как ислам является религией закона и не признает сколько-нибудь принципиального различия между религиозным и светским, все вещи рассматриваются им как подпадающие под Божественное законодательство. Не все жизненные проявления относятся к ритуалу, но все они имеют назначенную им исламским законом ценность, разместившись на шкале с отметками «запрещенное», «безразличное», «обязательное». Священное право известно под названием Шариат, от арабского слова shari'a, обозначающего «путь». Шариат не значит буквально «закон», скорее, он означает предначертанный Богом истинный путь для своих верных созданий, путь, включающий в себя собственно право. Понятие Шариат близко соответствует еврейской концепции Торы.

Мусульмане любят повторять, что «у человечества нет прав, есть только обязанности». Это неприкрытое убеждение чуждо мышлению американцев, воспитанных на Декларации о независимости и Билле о правах. Но исламская преданность пути покорности единому высшему Богу отнюдь не является зловещим тоталитаризмом. Мусульмане настаивают на том, что единственно правильное отношение людей к Богу — это отношение рабов к своему господину. Но Бог сотворил этот мир ради правой цели, и он не только справедлив, но и милостив. Бог даровал творению своих рук — людям — свободу наряду с такими божественными атрибутами, как разум, воля и речь.

Служение Всемогущему должно быть свободным деянием, наградой за которое в этом мире является ответственность. Человек, боящийся только Бога, поднимается над остальными, мелкими страхами и обретает способность вести свободную и активную жизнь халифа, или «заместителя» Бога. Таким образом, обязанности, налагаемые исламом, принимаются добровольно и фактически, согласно представлениям верующих, приносят подлинную свободу от рабства человеческой алчности, беспокойства, стремления к изменению своего положения в обществе и прочих вещей, до которых люди, будучи существами несовершенными, столь охочи. Для мусульман служение Богу не означает унижения своего человеческого достоинства; оно освобождает от низменных стремлений и наполняет жизнь смыслом. Это убеждение разделяют все три авраамические традиции, ибо их общая забота — жизнь, исполненная поклонения и послушания своему единственному истинному божеству.

Ислам и история

принадлежность к мусульманам определяется не только религиозным образом жизни и окружающими их культурными формами, но также и тем историческим развитием, которое привело к их появлению Точно так же как иудеи и христиане находят в понимании собственной истории образец для своей религиозной жизни, мусульмане видят в понимании истории ислама ту модель, которая помогает им сохранять личностную и общинную идентичность Жизнь протекает на плоскости истории, в которой Бог, по представлениям верующих, окончательно явил свою волю через посредничество пророков, знамений и чудес Природе присущи изменчивость и текучесть, но люди не могут фаталистически принимать все, что бы ни случилось, их поведение должно быть осознанным, что подразумевает, как одно из условий, принятие критических решений. Благоприятные возможности появляются и иногда остаются без последствий — им нет возврата. Жить ответственно — значит постоянно совершать трудный выбор. История в библейской и исламской традициях — это необратимый процесс, судьбоносные последствия которого суть плоды завета Бога с человеком или (что чревато опасностями) результат пренебрежения этим заветом.

Мусульмане изучают свою историю для того, чтобы действовать в настоящем, согласуясь с ее учениями о провиденциальных актах Бога. Стать мусульманином — значит подчиниться этой истории и быть сформированным ею. Как иудаизм и христианство, эта религия одной из своих сторон обращена в будущее, веря, что цель истории — в руках Бога. Таким образом, история становится мерилом поступков в жизни, которая представляет собой промежуток между совершившимися событиями первоначального обустройства и развития религиозной общины и конечной целью истории, Судным днем, когда Бог призовет все человечество к последней расплате и спросит каждого заего деяния. Согласно всем трем авраамическим религиям, откровение в виде Писания как руководства к действиям исходит от Бога. Хотя в жизни природы и наличествуют некоторые циклы и повторяющиеся модели, как, например, времена года и периодически сменяющиеся поколения растений, животных и людей, историческое существование по своей сущности однонаправленно и в силу этого полно новизны и неизвестности. Совокупная история прошлого содержит жизненно важные указания и уроки, как, впрочем, и разубеждения. Исламская священная история отчасти совпадает с библейским преданием: как и Библия, она помнит об Аврааме, Моисее, Соломоне, Марии, Иисусе и других образцовых личностях. Во всех авраамических религиях исторические события подаются и интерпретируются как манифестация Божественного провидения и целей, к которым оно ведет человечество. Летопись происхождения и развития ислама содержит чудесное для мусульман предание о Божьем народе, рассказанное на их языке и повествующее о событиях, личностях и странах их культурного мира. Краткий обзор этой истории будет дан в следующей главе.

Умма

исламская община известна под названием Умма. Содержание этого древнего термина, принятого в арабской религиозной общине, охватывает сферу религии, разделяемых всеми ценностей и общих интересов. Иногда Умма приобретает культурное значение, однако она никогда не обозначает «нацию»-, «род» или «народность», по крайней мере в тех случаях, когда в полной мере проявляется ее главное значение — «мусульманская община». Согласно Корану, всякая религиозная община есть Умма. Мусульманская Умма — это совокупность мусульман, живущих во всем мире в настоящее время, а также чувство причастности к истории ислама, унаследованной от прошлого.

Умма не является какой-либо частной исламской культурой, хотя вес арабского элемента всегда был в ней особенно велик. Скорее, Умма — это семья взаимно совместимых, обладающих общим наследием и дополняющих друг друга культур, принадлежащих мусульманским народам, населяющим множество стран. Эта транснациональная исламская «культура» обеспечивает единство и сохранение Уммы именно потому, что она черпает силы и специфические качества из многих отдельных культур, являющихся ее составляющими.

Существует несколько важных синонимов Уммы. Один из них — арабское слово джамаа («община»), которое выступает как доминантная группа. К родственным арабским словам с тем же корнем относится и слово джами («собиратель», «сборщик»), которое в сочетании со словом маеджид («мечеть») означает соборную мечеть, где осуществляется пятничное моление всех мусульман. Другой синоним — слово иджма («консенсус», «согласие»), являющееся одним из главных источников исламской юриспруденции. Соотнесенность иджмы с Уммой наглядно выступает в знаменитом заявлении Мухаммада: «Поистине, никогда не сойдется моя Умма на ошибочном». Согласно этому утверждению, решение Уммы является непогрешимым.

Еще один важный синоним Уммы — Дар ал-Ислам («Обитель покорности»), обозначающий территории и народы, находящиеся подполитической и правовой властью ислама. В этом понятии наличествует правовое и административное измерение, которого нет в понятии Уммы. Понятию Дар ал-Ислам противоположно понятие Дар ал-Харб («Обитель войны»), обозначающее немусульманские страны и народы. Под «войной» подразумевается как предполагаемое качество таких территорий с точки зрения мусульманина (а именно, отсутствие на них безопасности и порядка, обеспечиваемых Шариатом, и как следствие этого — война всех против всех), так и необходимость джихада («усилия») по распространению истинной веры, в том числе и с оружием в руках. Одно дело — насильно обращать в свою веру, что запрещено Кораном, другое — покорить враждебную территорию во имя Бога и, с мусульманской точки зрения, ради благополучия народов, которые будут облагодетельствованы дарованием им священного закона. Религиозные меньшинства, особенно приверженцы иудаизма и христианства, ставятся Шариатом в положение защищаемых групп, однако на их деятельность накладываются некоторые ограничения, одно из которых — запрет их членам заниматься прозелитизмом.

Ислам как ортопраксическая религия

в последние годы среди ученых, занимающихся сравнительным религиоведением и изучающих ислам, широко распространилась тенденция подразделять различные религии на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Эти термины происходят от греческих слов ортос («правый», «правильный») и докса («мнение») или праксис («практика»). Разумеется, все религии состоят из обоих этих компонентов — учений и практики: их предметом являются как доктринальные вопросы — понятия, символы, вероучения и богословские системы, так и вопросы деятельностные — ритуал, право, благочестивая жизнь. Таким образом, называя ту или иную религию ортодоксальной или ортопраксической, мы только подчеркиваем присущую ей тенденцию — деятельностную или доктринальную.

Иудаизм и ислам являются ортопраксическими религиями, поскольку каждая из них придает особое значение закону и регулированию общинной жизни, — иудеи согласно Торе, мусульмане согласно Шариату, аналогичным установлениям, основывающимся на откровении и интерпретируемым уважаемыми знатоками закона. В противоположность им, христианство — религия ортодоксальная, ибо оно традиционно придает наибольшее значение вере и ее разумному структурированию в рамках вероучения, катехизиса и богословской системы. Антизаконническая тенденция христианства, в частности, в том виде, как она была провозглашена апостолом Павлом в Послании к Римлянам, привела к возникновению значительно более децентрализованной системы культа и жизни христианской общины, несмотря на мощные и длительные усилия католицизма, особенно в его римской форме, навести порядок в учениях и обрядовой практике христианской церкви. Христианская ортодоксия простирается также и на вопросы культа и жизни общины, однако именно догматика является ее краеугольным камнем, будучи главным выражением опыта откровения. Ортодоксальные иудейская и, исламская традиции также крайне озабочены правильностью мышления своих приверженцев и четкой формулировкой своей веры, но знать истину и не поступать по истине — это суетность. В действительности истину нельзя просто знать, т.е. находиться в состоянии ее мысленного созерцания; полное знание подразумевает осуществление истины в поступке.

Ортодоксия и ортопраксия на самом деле могут противопоставляться друг другу только аналитически, а поэтому эти понятия следует использовать исключительно в качестве обобщения. В любой религии вера и практика, а также их человеческий контекст являются интегральными измерениями совокупной системы символов и действий. И все же чрезвычайно примечательно, что иудаизм и ислам не имеют общепринятых положений веры, обнаруживая в то же время поразительное единообразие литургической и юридической практики. Христианство же породило разнообразные символы веры, один из которых (Апостольский) и поныне оглашается в чрезвычайно разнородных инстуциональных и литургических контекстах римскими католиками, восточными православными и протестантами.

Мусульманский мир  сегодня

сегодня внушительные мусульманские общины существуют в Африке, на Среднем Востоке, в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии (рис 1). Во многих из этих регионов мусульмане составляют большинство населения. На Западе, особенно в Северной Америке, издавна бытовало убеждение, что исламский мир состоит главным образом из арабов, хотя в наши дни в него включают обычно также турков и иранцев. Справедливо, что арабский язык, история и культура сыграли решающую роль в истории ислама (которая будет рассмотрена в следующей главе), однако ислам является мировой религией, которая соперничает с христианством, если не превосходит его, в способности распространяться в чрезвычайно далеких друг от друга культурах и регионах.

Крупнейшая в мире исламская община существует в Индонезии, из 191 млн населения которой приблизительно 90% исповедуют ислам. Вторая по численности национальная исламская община находится в Пакистане — около 97% из 113 млн; на третьем месте Бангладеш — 85% из 118 млн и на четвертом Индия — 11,5% из 850 млн. Другие крупные мусульманские общины существуют в бывшем Советском Союзе (около 45 млн) и Китае (здесь численность мусульманской общины оценивается в 14 млн, что, вероятно, сильно занижено).

Эти данные свидетельствуют о том, насколько широко распространены и многочисленны мусульмане в Азии и что сфера их распространения не ограничивается арабским, турецким и иранским Средним Востоком. Арабы — это все, для кого родным языком является арабский, а не только обитатели Аравийского полуострова. Они живут в странах Среднего Востока и Северной Африки. Всего на арабском языке говорит более 160 млн человек, 90% которых являются мусульманами. Из 55 млн. жителей Ирана по меньшей мере 93% — мусульмане, а из 55 млн жителей Турции не менее 98% исповедуют ислам. Схожие данные могут быть обнаружены в большинстве других стран Среднего Востока и Северной Африки. В африканских странах, расположенных южнее Сахары, проживает как минимум 100 млн мусульман.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С исторической точки зрения название южная азия равнозначно названию индия
Исполняют ритуалы с алтарями
человеком
Мусульмане настаивают на том
Благодаря этому весь размах традиции постоянно звучал в иудейской общине

сайт копирайтеров Евгений