Пиши и продавай! |
>
Религиозные традиции мираЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Религии Африки. Традиции в развитииГлава 1. ВведениеГлава 2. Зулу и их религиозные традицииГлава 3. Иоруба и их религиозные традицииГлава 4. Личности, роли и системыСловарь терминовЧАСТЬ ВТОРАЯ. Религии Мезоамерики. Космовидение и ритуальные центрыПрологГлава 5. Введение: подход к изучению религий МезоамерикиГлава 6. История и космовидение в мезоамериканских религияхГлава 7. Религия ацтеков: дороги воина, слова мудрецаГлава 9. Мезоамерика как Новый Свет: колониализм и религиозное творчествоСловарь терминовЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Религии коренных народов Северной Америки. Сила видений и плодородиеГлава 10. ВведениеГлава 11. Религии коренных жителей Америки: общий обзорГлава 12. Религия шошонов Винд Ривер: охота, сила и виденияГлава 13. Религия зуни: земледелие, танцоры в масках, сила плодородияГлава 14. Заключение: единство и многообразие религий коренных народов Северной АмерикиСловарь терминовЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Христианство. Путь к спасениюГлава 15. ВведениеГлава 16. Историческое развитие христианстваГлава 17. Структуры христианской жизниГлава 18. Динамика христианской жизниГлава 19. ВыводыСловарь терминовЧАСТЬ ПЯТАЯ. Религиозные традиции иудаизмаГлава 20. ВведениеГлава 21. Иудаизм как идеологическая системаГлава 22. Иудаизм как ритуальная системаГлава 23. Евреи и иудаизм в новое времяСловарь терминовЧАСТЬ ШЕСТАЯ. Ислам и мусульманская общинаГлава 24. Введение: исламская Умма — община, определяемая историей, религиозным образом жизни и культуройГлава 25. Возникновение и историческое развитие исламаГлава 26. Структура мусульманской жизниГлава 27. Представительные мусульманские учреждения и их динамикаГлава 28. Ислам в современном миреСловарь терминовЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. Индуизм. Эксперименты в области сакральногоГлава 29. ВведениеГлава 30. Индуизм и история: доисторический и ведийский периодыГлава 31. Индуизм и история: от эпического периода до наших днейГлава 32. Мировоззрение индуизма в различных измеренияхГлава 33. Ритуальная практика индуизмаГлава 34. Индуизм сегодняСловарь терминовЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. Буддизм. Путь к нирванеГлава 35. ВведениеГлава 36. Историческое развитие буддизмаГлава 37. Буддизм как единая система верований и практикГлава 38. Динамика жизни буддистовГлава 39. ЗаключениеСловарь терминовЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. Религии Китая. Мир как живая системаГлава 40. ВведениеГлава 41. Историческое развитие китайских религиозных традицийГлава 42. Типы верований и обрядов в религиозной жизни китайцевГлава 43. Динамика: религия в жизни китайцевГлава 44. Религии Китая сегодняСловарь терминовЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ. Религиозные традиции Японии. Множество дорог, ведущих по одному священному ПутиГлава 45. Введение: Япония и японское религиозное наследиеГлава 46. Историческое формирование японского религиозного наследияГлава 47. Мир сакральногоГлава 48. Структура японского религиозного наследияГлава 49. Культовая практика японцевГлава 50. Заключение: современная религиозная ситуацияСловарь терминовВосприятие Африки АФРИКА, известная туристам, — это обширный континент, испещренный современными городами с небоскребами, которые постепенно наступают на заповедные места, где на свободе разгуливают дикие животные, где встречаются небольшие деревни с хижинами, крытыми соломенными крышами, где травянистые долины переходят в густые, часто непроходимые джунгли, где живут чернокожие люди, одетые в пестрые одежды или совсем обнаженные. Для тех, кто не путешествует, а предпочитает романы, телевидение, кино и чтение газет, это земля трехмиллионолетней «Люси», чьи высохшие кости рассказывают о происхождении предков гомо сапиенс, страна Тарзана и обезьян. А для людей, склонных к эзотеризму и мистике, это мрачный континент загадочных ритуальных церемоний и обрядов, фантастических преданий о возникновении мира и происхождении его обитателей. Этот очерк посвящен некоторым религиозным традициям Африки, их необычной на первый взгляд обрядности и представлениям. Чтобы они стали более понятными, мы будем рассматривать их в общекультурном контексте. В этой попытке постигнуть образ мышления и действий людей, ведущих, как может показаться, в корне отличный от западного образ жизни, мы будем идти по пути, намеченному предшествующей нам блестящей плеядой исследователей. Изучение африканских традиций началось давно, а в течение нескольких последних десятилетий интерес к «мирам» Африки заметно возрастал как среди ученых, так и в широких общественных кругах. Однако, несмотря на рост интереса, подогреваемого началом деятельности Корпуса мира в 1960-х годах, недавними палеонтологическими открытиями и непрерывными революциями и переворотами, Африка по-прежнему сохраняет таинственный образ «темного» континента, обширной, слабо изученной географической области, и это в особенности относится к ее прошлому. Это тем более поразительно, поскольку Африку изучают в течение очень долгого времени. Финикийцы в VI в. до н.э. плавали вдоль берегов континента. Васко да Гама и Бартоломеу Диаш (Диас) четыреста лет назад исследовали его в поисках путей в Индию, а голландцы к середине XVII в. стали селиться в его южных регионах. Серьезное изучение, началось позже, но и оно уже насчитывает по меньшей мере столетие. Поэтому Африку никак нельзя считать вновь открытым континентом, поднявшимся, подобно Атлантиде, из таинственных морских вод в ожидании своего исследователя. И тем не менее Африка все же нуждается в новом открытии, потому что, вопреки сложившемуся стереотипу загадочности, таинственности и непохожести, ее история — это наша история. Мы все — африканцы. Последнее утверждение звучит странно для нашего слуха, но оно основано на прочном фундаменте научных фактов, касающихся происхождения человека на Земле. Несколько миллионов лет назад в восточной части Африки, особенно в районе, известном как Великая рифовая долина, произошли исключительно важные эволюционные перемены. Если говорить кратко, они сводятся к следующему. Первые гоминиды, самые ранние предки человека, появились около 4 млн лет назад на территории современных государств Танзании и Эфиопии. А около 2 млн лет назад в долинах Восточной Африки уже расселилось несколько видов гоминид. Особенно интересен среди них гомо эректус (человек прямоходящий), который появился свыше 1 млн лет назад. Он создавал и использовал орудия и уже умел добывать огонь — одна из первых, самых ранних примет культуры. Гомо сапиенс появляется около 40 тыс. лет назад и быстро утверждается как доминантный вид. Он создает более совершенные, чем гомо эректус, орудия, овладевает охотничьими навыками, регулярно пользуется огнем, начинает ритуальную и художественную деятельность. Итак, именно в Африке были совершены первые культурные открытия, сейчас бесспорно доказанные: изобретены первые орудия, впервые добыт огонь, посажены первые растения, основаны первые поселения, произнесены первые слова на первом языке. Все это — приметы человеческой цивилизации. Первые люди отправились в свой долгий исторический путь на другие континенты, где начали возникать столь многочисленные и непохожие друг на друга культуры. В течение последнего столетия эта версия нашего общего африканского происхождения с трудом, но была принята; в настоящее время она положена в основу западной научной мысли. Однако и до наших дней многие африканские народы продолжают придерживаться собственных вариантов первоначальной человеческой истории. Их содержание отличается от изложенной нами выше точки зрения, но тем не менее интерес к собственным корням идентичен в равной мере и свидетельствует о серьезных интеллектуальных поисках.
Реальности Африки ЧТО ТАКОЕ «КОНТЕКСТ» РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ, Которые мы собираемся исследовать? Как может «темный» континент осветить нам путь? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые африканские реалии. Африка — второй по величине континент нашей планеты. Ее население сейчас достигает примерно 400 млн человек. Ее земля покрыта густыми лесами, плато с высокими травами и низкорослыми деревьями, безводными пустынями. Для нее характерно поразительное разнообразие типов человеческих обществ, на ее дорогах и улицах звучит великое множество разных языков. Одна нигеро-конголезская языковая семья насчитывает 900 языков, каждый из которых включает ряд диалектов; банту, одна из подгрупп этой языковой семьи, в свою очередь состоит из целого ряда языков. Явно выраженная массивная нерасчлененность Африки уже сама по себе способна поразить каждого, кто поставит перед собой задачу изучить хотя бы одну из сторон жизни континента, будь то интерес к его языкам, происхождению человека, социальной организации африканских обществ, политическим переменам или богатейшей фауне. Поэтому необходимо с самого начала решить, какому же именно аспекту будет уделено наибольшее внимание. Большинством ученых принято лишь самое общее деление континента на два обширных региона. Один включает область Средиземноморья, простирается до южной границы Сахары и обычно именуется исламской Африкой. Другой охватывает всю остальную часть континента и известен как субсахарская, или черная, Африка. Последний термин крайне условен, поскольку Африка к югу от Сахары состоит из народов, принадлежащих к разным этническим группам и традициям. Кроме того, хотя исламской считается лишь северная часть Африки, религия эта достаточно распространена и в ряде районов южнее Сахары, так как ислам на протяжении столетий проводил настойчивую и вполне успешную политику проникновения во многие страны субсахарского региона. Так, например, за последние несколько веков он завоевал прочные позиции в Нигерии, в частности, многие представители народа йоруба перешли в эту религию. Наше внимание будет сосредоточено на религиозной жизни народов Африки к югу от Сахары. О них уже написано много книг. Не меньше книг написано и о «примитивных религиях». В последних эти народы и их религиозные традиции рассматриваются в одном ряду с «малыми» обществами Полинезии, Северной и Южной Америки и даже Арктики. Авторы этих книг убеждены, что столь широко разбросанные по всему миру общества имеют между собой немало общих черт. Однако на этом согласие их кончается: очень часто оно сводится к утверждению, что в культурах перечисленных народов отсутствует письменность и все они принадлежат к числу «малых» обществ. В этой книге мы не будем использовать термин «примитивный» и обращаться к проблемам, вызывающим споры. В равной мере мы не станем рассматривать все народы субсахарской Африки как единое целое, а также утверждать, что все они схожи между собой, — трудно вообразить себе что-либо более далекое от истины. Одна из особенностей Африки — ее многообразие. Это видно хотя бы из того, что ее общества демонстрируют широкий спектр вариантов социальной организации. Одни предстают как королевства с миллионами подданных, что уже само по себе исключает применение термина «малые» общества. Наглядный пример такой общественной организации — Нигерия. Другие представляют собой небольшие группы семей, кочующие в песках пустыни Калахари. Многие африканцы с давних времен ведут городской образ жизни, например йоруба в Западной Африке. Третьи, как, например, зулу Южной Африки, в течение веков проживали в небольших деревнях. Столь же отличаются друг от друга политические организации различных обществ. Некоторые политические системы являются централизованными и находятся под управлением абсолютного монарха. Другие почти полностью децентрализованы, власть в них принадлежит деревенскому совету или старосте. Некоторые сохраняют племенную организацию, в которой власть сосредоточена в руках вождей. Есть, наконец, и такие, которые состоят из небольших групп; их существование зависит от охоты и собирательства, и управляются они с общего согласия всех членов отдельной группы. Субботний день отмечен особым праздничным настроением |
|
|
|