Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

64. АХИМСА — сс. Непричинение вреда живому . «Не убий», «не повреди» (химс означает «убивать», «повредить»). Ахимса — основной принцип индийской этики. Даже профессии охотников и продавцов мяса считались нечистыми. Кровавые жертвоприношения долго сохранялись только в школе миманса и в некоторых тантрических сектах, связанных с культом богини Кали. Наиболее последовательно принцип ахимсы соблюдается в джайнизме. Самые последовательные приверженцы этого принципа—джайны носят повязки, чтобы не вдохнуть комара, и метут перед собой дорогу, чтобы не наступить на муравья или другое живое существо. Они отказываются от санитарной обработки белья, помещения. Принцип непричинения вреда распространяется и на имущество другого, он запрещает злонамеренно раскрывать чужую тайну и т.д. Нарушение его имеет кармические последствия и ухудшает следующее рождение. Соблюдение принципа благотворно влияет на общественные отношения. Термин «ахимса» образует парную оппозицию, двоицу с термином «вихимса» (преступность, насилие, ущерб).

65. АЧАРЬЯ. сс. Духовный учитель. Наставник, который учит на собственном примере. Высшая форма учительства . Термин применяют к главе какой-либо школы, к родоначальнику традиции. Как правило, это высокообразованный человек, философ, пользующийся всеобщим уважением. С собственными именами термин образует словосочетания типа Шанкарачарья (учитель Шанкара). В буддизме ачарья — учитель, занимающийся с теми, кто уже прошел обряд посвящения. Синоним: гуру.

66. АШВАТТХА — сс. Дерево из группы деревьев, близких по виду, называемых пипал, пиппала, фиговое дерево, смоковница, ньягродха, баньян. В ведах выступает как мировое древо, ось вселенной. Считается священным древом кшатриев, царей и военных. Дощечка из ашваттхи применяется при ритуальном добывании огня. Один из видов (баньян) имеет воздушные корни, опускающиеся до земли и врастающие в неё, при этом образуется дерево-роща. Ему посвящены знаменитые строфы в «Бхагавадгите»: «С корнями вверх, с ветвями вниз ашваттха считается непреходящим.. Ни конца, ни начала.. Корни крепким мечом непривязанности срезав, нужно стремиться к тому пути, вступив на который, больше не возвращаются». Шанкара сравнивал ашваттху с миром перерождений (сансара). Дерево рассматривают как символ нисхождения, развертывания в мир Брахмана и восхождения к нему человеческих душ. Считают, что Будда получил под ним просветление. В «Дхаммападе» приводятся его слова: «Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх. Вырубив и лес, и чащу, вы.. станете свободными». Этот «лес» человек должен победить в себе.

67. АШРАМА, АШРАМ — сс. Место. Обитель отшельника или группы людей, занимающихся духовной практикой. Община, в которой проживают вместе учителя и ученики . В веданте термин стал означать четыре стадии (ашрамы) жизни благочестивого человека. На первой (брахмачарья) ученик живет в доме учителя, изучая тексты вед, поддерживая жертвенный огонь, соблюдая целомудрие и прислуживая учителю. На второй (грихастха) он живет как семьянин, соблюдая нравственные правила и совершая ритуальные действия. На третьей (ванапрастха), перепоручив дом сыну или родственнику, он уходит в лесные отшельники, чтобы предаваться самосовершенствованию и размышлениям. Три первых этапа называют «три-варга». На четвертом (санньяса, саньяса, саннъяса, санъяса) он становится бродячим нищим аскетом (саньясин), полностью порвавшим с миром, сменившим даже имя, «чтобы слава не ходила за ним». Он сжигает шнур, символ принадлежности к высшему сословию, надевает оранжевые одежды и произносит формулу тройного отречения от миров подземного, земного и небесного. Саньясин не должен жить на одном месте более трех дней, за исключением сезона дождей, и вступать в общение с мирянами. Он как бы умирает для всех при жизни, посвятив себя богу. Первоначально им мог стать только брахман, но затем система распространилась на кшатриев и вайшьев. В расширенном виде системе четырех ашрам соответствует деление жизни любого благочестивого человека на четыре этапа в зависимости от доминирующей цели (артха). В современном тантризме и кришнаизме каждый может стать саньясином. «Из тысяч санньясинов в одежде цвета охры много ли найдется совершенных?.» — задается вопросом Ауробиндо.

68. АШТАНГА-ЙОГА — сс. Восьмичастная, восьмистадийная йога, одна из интегральных йог, описанная Патанджали и, как предполагают, объединяющая практики, существовавшие ранее . Задача йоги — совершенствование, освобождение души от материи и соединение сс. с богом. Элементы аштанга-йоги полностью или частично восприняты всеми индийскими школами. Восемь аспектов, этапов йоги: яма (воздержание, самоограничение, самоконтроль), ньяма, нияма (самодисциплина, дисциплина духа, духовное совершенствование), асана (правильные позы), пранаяма (правильное контролируемое дыхание), пратьяхара (отрешенность от внешнего мира, раздражителей), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (овладение техникой изменения состояния сознания, медитации), самадхи (транс). В процессе занятий адепт должен сочетать все аспекты под руководством опытного наставника.

69. АЮРВЕДА — сс. Учение о долголетии и здоровье . Традиционная индийская медицина, свидетельства о которой имеются в ведах и упанишадах . В основе философии аюрведы лежит идея о том, что непроявленное (авьякта) порождает дух и материю. Нарушение гармонии между ними ведет к болезни. Врач должен знать теорию гун и уметь оперировать первоэлементами материи (бхута), чтобы регулировать состояние в организме ветра (вата, вайю), желчи (питта) и флегмы или слизи (капха). В аюрведе присутствует представление о передаче потомкам свойств, признаков через семя, сперму (шукра, биджа). В аюрведе рассматриваются вопросы профилактики, врачебной этики, врачебной тайны. Считается, что каждый врач должен уметь лечить и людей, и животных. Буддийские монахи изучали медицинские тексты и переводили их на различные языки, так как для занятий духовной практикой нужно иметь хорошее здоровье, а сострадание — одна из добродетелей буддиста. Все это сыграло большую роль в распространении медицинских знаний.

70. АЯТАНА, АЙАТАНА — сс. Место. Область. Локализация. Сфера. База. Опора восприятия. Основа сознания . Согласно буддийскому учению о дхармах, двенадцать аятан соответствуют двенадцати комплексам вспышек дхарм. Шесть внутренних аятан (адхьятма-аятана) связаны с познавательными способностями человека. Их называют шестью субъективными источниками сознания, шестью входами в сознание, каналами, через которые информация поступает в сознание. Шесть внешних аятан (бахья-аятана) называют шестью объективными источниками сознания, которым соответствуют шесть органов чувств. Согласно учению буддийской школы мадхьямика, дхармы пустотны. Следовательно, пустотны и аятаны как комплексы их вспышек. Классификация дхарм по аятанам — одна из трех, наряду с классификацией их по группам (скандха) и по классам (дхату), имеющим родовые признаки.

 <<<     ΛΛΛ   

через информация поступает в сознание
Результатом повторения может стать скачок в сознании

сайт копирайтеров Евгений