Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

СЛОВАРЬ Буддизма

1 . АБУДДХА — сс. Непробужденный. Простой человек (притхаджана, притхакджана, притхагджана, бала), ведущий обычный образ жизни (самвьявахара). Обыватель. Тот, кто, в отличие от пробужденного (буддха), еще не встал на путь, ведущий к просветлению (бодхи), к освобождению от страданий и новых рождений.

2 . АБХАВА — сс. Небытие . Абсолютного небытия не существует, поскольку есть понятие «бытие» (бхава). Вещь, которая поименована, существует как нечто реальное, идеальное или номинальное. В учении вайшешики перечисляются четыре вида небытия как отсутствия вещи: если она еще не проявилась (прагабхава), если она уничтожена (дхвамса-абхава), не существует в качестве другой вещи, не являясь ею (аньанья-абхава), если с ней нет связи, например она не находится в данном месте (атьянта-абхава). Непроявленное состояние вещи может предшествовать проявленному и выступать как небытие-потенция, источник бытия. В большинстве буддийских школ проблема небытия связана с отрицанием субстанциального «я», души, с концепцией пустоты, пустотности (шунья, шуньята) мира, отсутствия у вещей собственной независимой природы (свабхава). Синоним: асах

3. АБХЕДА — сс. Неразделенность. Тождественность. Единство , целостность мира. Согласно буддийскому учению, единство — истинное состояние мира, который не имеет множественности. Представление о его разделенности признается ложным, свойственным низшим формам сознания на мирском уровне существования. На высших уровнях состояния сознания мир предстает как единый (эка) и постигается через интуитивную мудрость (праджня).

4. АБХИДЖНЯ — сс. АБХИННЯ — пали. Сверхзнание . Высшее интуитивное знание, обретаемое при духовной практике или в результате спонтанного интуитивного прозрения. В буддизме к высшим знаниям относят достижение тождества, единства мира, субъекта и объекта и др. Абхиджня трактуется как проникновенное интуитивное познание, постижение истины и обладание сверхъестественными способностями, ясновидением, ясно слышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых рождениях и др.

5. АБХИДХАРМА— сс. АБХИДХАММА, АБИДАММА— пали. Высшая мудрость . Буддийское учение, изложенное в текстах канона «Трипитака». Один из разделов этого канона. Жанр буддийской литературы, к которому относят философские произведения, например «Энциклопедию абхидхармы» («Абхидхармакоша») Васубандху.

6. АБХИНИВЕША — сс. Привязанность. Влечение. Склонность . В буддизме любые привязанности, в том числе к материальному благосостоянию, к своему положению, к занятию, ритуалу и др., считаются препятствием (пратигха) на пути к достижению высшей цели, освобождения (нирвана). Освобождение даже от привязанности к жизни — одна из задач буддийской практики. Синонимы: асакти, адана, упадана.

7. АБХЬЯСА — сс. Повторение . Одно из правил духовной практики. При повторении в сознании закрепляются следы совершенных действий. Они облегчают воспроизведение прежнего опыта, повышают эффективность действий, углубляют связанные с ними переживания. Результатом повторения может стать скачок в сознании, когда происходит мгновенное достижение цели, успокоение, просветление, освобождение. Повторение неблагих действий приводит к развитию неблагих качеств личности.

8. АВАДХУТА — сс. Устранившийс я. Человек, отрекшийся от мирской суеты. В духовной практике отрешение рассматривается не как уход, бегство от трудностей, а как возвышение над ними, над желаниями и страстями с целью самосовершенствования и освобождения от новых рождений. Жизнь отшельника часто связана с жестоким аскетизмом и изнуряющими упражнениями Буддизм провозглашает срединный путь без излишеств и самоистязания.

9. АВАРАНА — сс. Покров. Пелена. Защита . Завеса, создаваемая иллюзией (майя). На эту завесу сознание проецирует собственные ментальные конструкции, принимаемые им за истинную реальность. При просветлении пелена перед внутренним взором спадает, рассеивается, открывая истинную суть вещей. В буддизме аваранами называют шесть препятствий, не позволяющих познать истину: лень (каушидья), гордыню (мана), самообман (сатхья), высокомерие (ауддхатья), ненасытность (анабхога), пресыщенность (сабхога). В индуистском (индусском) тантризме восемь защит (ашта-аварана) от перерождений означают: культ учителя (гуру), символа мужской силы (линга, лингам), отрешенность (вайрагья, авадхута), святую воду, освященную пищу, священный пепел, зерна для ритуальных предметов и великую мантру (махамантра). Термин «аварана» образует словосочетания типа «клеша-аварана», что в буддизме означает преграду для совершенствования и освобождения, связанную с омраченностью сознания, аффектами (клеша), и «джнея-аварана», что означает преграду, связанную с познаваемостью объектов.

10. АВАСТХА — сс. Состояние. Термин впервые встречается в упанишадах. В веданте он означает состояние сознания или три состояния сознания, свойственные всем людям. Состояние бодрствования (джагара, джагарат, джагарита) называют всеобщим (вайшванара). Состояние сна со сновидениями (свапна) называют сияющим (тайджаса), так как в нем сознание не нуждается во внешнем источнике света. Глубокий сон без сновидений (сушупти, сушупта, шупта, супта) называют глыбой мудрости (праджнягхана). Йога ввела представление о пяти состояниях сознания (панчавастха), добавив четвертое (турья, турийя), которое считают космическим, т.к. в нем индивидуальная душа (атман) сливается с мировой, и пятое (турья-тита). В нем постигается творческий аспект (ишвара) бога (Брахман), его сущность (ишвара-таттва). Описаны и другие состояния, такие как нидра (сноподобный йогический отдых), тандра (заторможенность, возникающая при переписывании священных текстов или при распевании мантр), мудха (смятение ума), нивриттимат (спутанное, алогичное сознание), кшипта (беспокойство, рассеянность, несобранность сознания). Буддийская духовная практика направлена на контролируемое изменение состояния сознания (авастха-паринама). Систему измененных состояний сознания (читтакалпа) и их содержание называют буддийским психокосмом.

11. АВАТАРА — сс. Сошествие . Нисхождение божества на землю в более низкой форме другого божества, человека, животного, растения. Наибольшее количество аватар имеет индуистский бог Вишну. Проявление божественной сущности в мире связывают с сс. желанием повлиять на ход событий или с играми (лила) богов, но не с целью эволюции самой божественной сущности. В литературе как синонимы применяют термины «манифестация», «инкарнация», «воплощение» или «эманация».

12. АВАЧЧХЕДА — сс. Разделенность. Состояние мира, свойственное сознанию низшего уровня. Представление о мире как о разделенном на множество субъектов и объектов связано с неведением (авидья), свойственным мирскому сознанию. При достижении высоких уровней сознания человек постигает единство мира. Синоним: бхеда.

13. АВИДЬЯ — сс. АВИДЖДЖА — пали. Неведение . Отсутствие истинного знания. Авидья рассматривается как несовершенство сознания. С ней связывают многие ложные представления, в том числе о собственном «я» как о стабильной субстанциальной душе, что в буддизме считается наиболее серьезным заблуждением (моха, мохи, випарьяя, бхрама), ошибкой (доша). Неведение побуждает человека совершать действия, имеющие тяжелые кармические последствия, приводящие к новым рождениям. Субъективная авидья присутствует в сознании индивида, корневая (мула-авидья) — в абсолюте (татхата). Причины сс. существования неизвестны. В абсолюте, которому присуще всезнание (сарваджнята), она образует космическую двоицу, парную оппозицию всеведение-неведение, что приводит к формированию в нем феноменального аспекта, разделению сансары и нирваны. Аффективную авидью (саммоха), вызывающую волнение, вспышки элементов бытия (дхарма), считают основным аффектом (клеша). Неаффективная (аклишта) авидья не влияет на проявление дхарм. Авидья — одна из основных оков (саньоджана), препятствующих освобождению, спасению не только индивида, но и всего человечества, мира в целом. Это причина проявления творческого аспекта абсолюта (алаявиджняна, татхагатагарбха). Присутствуя в абсолюте, она загрязняет его, но его присутствие в авидье побуждает человека стремиться к полному просветлению и освобождению. Преодолеть авидью и достичь чистого сознания (амала-виджняна), состояния абсолюта можно через духовную практику и постижение высших истин.

14. АВЬЯКРИТА — сс. АВЬЯКАТА — пали. Невыделяемый . Непроясняемый . Неопределенный . То, что не может быть раскрыто через логическую формулу, вербально-дискурсивным способом в прямом ответе на вопрос. В буддизме к типу авьякрита относят четырнадцать вопросов, на которые не существует определенного ответа. На них следует отвечать либо контрвопросом для прояснения сути обсуждаемого, либо после глубокого анализа, либо не следует отвечать вообще. Описания дискуссий свидетельствуют, что на подобные вопросы Будда отвечал «громовым молчанием». Например, задается вопрос, имеет ли мир предел, конец, границу. Тема не входит в проблематику буддизма. Понятие всеобщего спасения и «конца мира» в учении психологичны. По словам Нагарджуны, «с точки зрения высшей истины обретение успокоения не является концом обыденного мира. Вот почему Будда-Победитель молчал, когда его спрашивали, конечен ли мир» («Драгоценные строфы наставления царю»). Это молчание — приглашение к рефлексии, к размышлению и, в конечном счете, к обретению буддийского мировоззрения. Известны замечания Будды, которые он делал в процессе полемики: «Не ведет к нирване». «Не имеет меры» и др. Обычно он побеждал своих оппонентов, так как в совершенстве владел искусством диалога. Синонимы: анидершья, анирвачанья, авьякта.

15. АВЬЯКТА — сс. АВЬЯКАТА — пали. Непроявленный . Неявное . Неопределенный . То, что не воспринимается органами чувств, т.е. находится за пределами эмпирического мира. Трансцендентное. Термин встречается в упанишадах. Согласно учению санкхьи, мир проявленный (вьякта), включая его материальный (пракрити) и духовный (пуруша) аспекты, порождается непроявленным, который вечен, един, вездесущ и непостижим. Являясь причиной, он сам причины не имеет. Приблизиться к нему можно через духовную практику. В учении веданты тонкое кармическое, каузальное, или причинное, тело человека относится к категории непроявленного (авьякта), которое может существовать без проявленного, предшествовать ему или пребывать параллельно с ним. Считается, что вещи могут совершать переход из состояния непроявленного в проявленное и наоборот. Буддийская школа мадхьямика ввела представление о пустоте (шунья, шуньята) как основе мира. Она характеризуется как наполненная, «ничто, содержащее всё», потенции всего того, что проявляется в эмпирическом мире. Актуализированные потенции, проявленное и есть феноменальный мир. Термин «авьякта» образует словосочетания типа «авьякта-шабда» (непроявленный звук). Синонимичен термину «авьякта» термин «авиджняпти» (непроявленное, неосознаваемое, неинформативное). В некоторых позициях как синоним выступает «авьякрита».

16. АГАМА — сс. НИКАЯ — пали. Источник . Передача . Традиция . В веданте агамой называют традицию вед и врожденное знание моральных норм и нравственных правил. Агамы — авторские вставки, введенные в священные тексты вместо утраченных фрагментов. Считается, что они создавались в состоянии интуитивного прозрения и точно воспроизводят первоначальный смысл. Агамы — индуистские тексты, связанные с культом Вишну, Шивы или Шакти. Агама выступает как синоним термина «тантра». В джайнизме агама — синоним термина «сиддханта», означающий «собрание канонических текстов». В буддизме агамой называют писания, основанные не на собственных домыслах, а на достоверных словах, высказываниях Будды. Слово Будды.

17. АГНИ — сс. Огонь . Огненное начало, свет, жар, энергия . Бог огня , воля бога . Огонь внешний и внутренний, огонь в прямом и в переносном смысле. Агни выступает как бог жертвенного костра, домашнего очага, очищающего огня, как речь, зрение, слух, разум, дыхание. Это первоэлемент материи (бхута), одна из великих стихий (махабхута). Ритуал добывания огня при помощи двух дощечек символизирует сакральный половой акт. Жертвоприношение огню (агнихотра) в виде возлияния в него молока существует в современной Индии. В буддизме стихия огня — один из факторов становления и разрушения мира. С ним сравнивают дискурсивное мышление, уничтожающее плоды духовной практики. Термину «агни» синонимичны джйотис (свет, огонь) тапас (энергия) и теджас (жар, энергия). Одно из имен огня — Вайшванара (принадлежащий всем, всеобщий).

18. АДАНА, АТАНА — сс. Понимание . Овладение . Схватывание . Захват . Восприятие . Привязанность к объекту или состоянию . В буддизме привязанности рассматриваются как препятствие к освобождению. Буддийская логика (хету, хетувидья) исследует процессы, связанные с привязанностью и с восприятием мира сознанием человека, с его представлениями о мире, при этом для обозначения восприятия обычно используется термин «граха, грахана». Другие синонимы аданы: абхинивеша, асакти, клишта-мана, упадана.

19. АДВАЙТА-ВЕДАНТА — сс. Недвойственная (адвайта) , монистическая веданта Шанкары ( VIII — IX века). Одна из влиятельных религиозно-философских систем. Учение о недвойственности (адвайта-вада). Согласно Шанкаре, мир возникает в результате божественной игры (лила) и преобразования (паринама) высшего начала (Брахман). Сила иллюзии (майя) создает пелену (аварана), из-за которой у людей создаются ложные представления об истинной реальности. Считают, что учение об иллюзорности мира (виварта-вада) возникло под влиянием буддизма. Мир кажется разделенным (бхеда) на уровне мирской истины (лаукика-сатья). Брахман воспринимается людьми как персонифицированный бог, наделенный признаками (сагуна-Брахман), а мир предстает перед ним как единство духовного и материального, проявленного и непроявленного. Атман — аспект Брахмана, чистое сознание, свидетель (сакшин) всего происходящего. Другой аспект Брахмана—его творческое начало, персонифицируемое как бог-творец Ишвара. Души (джива) людей из-за неведения (авидья) и незнания (аджняна) инициируют поступки, действия (вьявахара), имеющие кармические последствия (кармасварупа), что препятствует их освобождению (мокша). Человек может получить освобождение через слияние души с Брахманом, следуя по пути знаний (джняна-марга), накопления заслуг (пунья) и стараясь избегать регресса (анавастха). При освобождении возникает одновременное переживание состояний бытия (сат), чистого сознания (чит) и блаженства (ананда), сат-чит-ананда. Прекращение при жизни влияния тела на душу обеспечивает прижизненное освобождение (дживанмукти). Полную свободу и бессмертие (амара, амарта, амрита, амарана) душа получает после смерти тела. Созданы учение о внутреннем свете, теория ошибок при восприятии, учение о ложном видении (дришти). Шанкара создал общину по типу буддийской. После его смерти школа разделилась.

20. АДЕША — сс. Приказ . Наставление . Обучение . Императив . Установка , воспринимаемая как указание свыше. Голос, глас божий, внутренний голос, зов, призыв. Адеша выступает как внутреннее побуждение, импульс к совершению определенных действий, в том числе религиозных. Внезапно возникшая потребность, приводящая к поиску истины, вступлению на путь к освобождению.

21. АДЖИВИКА, АДЖИВАКА — сс. Философско-этическое течение , сформировавшееся в Индии в период, называемый шраманской эпохой ( VIII — V вв. до н.э.). Духовным лидером адживики стал современник Будды Маккхали Госала (Гошала Манкхалипутта, Маскарина, «Аскет с бамбуковым посохом»), изучивший все философские системы своего времени. Его сторонники противопоставляли свой образ жизни (аджива, адживана) нищенствующих аскетов-странников жизни под тотальным контролем жрецов-брахманов. Гошала увлекался астрологией, нумерологией, мантикой и другими протонауками. Он признавал необходимость и строгое предопределение. Согласно его учению, все управляется судьбой (нияти) и случаем (сангати). Каждый только разматывает свой «моток пряжи». Попытки изменить судьбу бессмысленны. В процессе перерождений происходит спонтанное (сватас) очищение (сансара-шуддхи) человечества, все само идет к конечному благу. Адживики практикуют недеяние, избегая совершать волевые поступки. Они придерживаются аскетизма, не употребляют мясо, рыбу, вино, наркотические средства. При этом они не выясняют, кем и зачем составлена программа развития мира. Карма рассматривается ими как предустановление, жизненная сила (айюс, айюшья), как стихия (махабхута). Госала организовал первый собор учителей, представляющих различные религиозно-философские направления. Тексты адживики не сохранились. О ней известно по свидетельствам других школ.

 ΛΛΛ     >>>   

О состояниях сознания человека человека буддизме
Свойственным низшим формам сознания на мирском уровне существования буддизме состояние
религиоведения Гностики или о лжеименном знании.

сайт копирайтеров Евгений