|
<<< ΛΛΛ >>>
ная [22, 229],
Перевези ты нас церезь огненну реку, Церез огненну реку да ко пресветлому раю [35, 150],
Возми с нас злата и серебра, И силья наши имения и богатство!» Отвечал им Михаиле Архангел судья правед
ная:
«Ах вы грешные, беззаконные рабы! На что же вы ко мне приближаетесь И золотой казной своей спосуляетесь? Не надобно нам ваше золото, серебро, Ни силья, ни именья, ни богатества» [22, 229].
Грешным душам предлагается Архангелом Ми хаилом только искать «броду мелкого».
А идите вы, души грешныя, да униз по реке. Ищите себе броду мелкаго, Броду мелкаго, переходу себе цястаго [22, 231].
Во время искания «мелкаго броду» души грешных, по духовным стихам, идут
Все плацюци, узридаюци, На себе й одежду обрываюци
и, не пройдя переходу, они предаются отчаянию, бросаются на землю, осуждая родителей за то, что те плохо учили их уму-разуму; осуждают и самих себя за свою греховную жизнь. Однако они не могут ос таться на берегу. Михаил Архангел велит ангелам и архангелам «брать прутья железные и гнать злых- окаянных через огненную реку» [22, 241], но, не имея помощи от высшей силы, души грешные не могут перейти реку, как бы этого ни хотели, — их ждет здесь гибель.
Побрели, как души грешны церезь огненну реку, —
так говорит об этом ходе один из духовных стихов, —
Тела те у них да опаляются,
А власы те на главах да загораютсе
[22, 165; 35, 149, 151],
Не мусуть яны перейти церез огненну реку,
и
Идут же яны, грешныя, на веки вечцьныя. На вечки вечцьныя яны мучитися [22, № 150].
Сохраняя в христианстве представление о водном пространстве, предок сохранил представление и о мо сте, ведущем в рай, что мы и видели из сказания Пафнутия Боровского. Хотя это сказание в христи анстве и явилось поздно, но уже одно то, что оно сохранилось даже в позднейшее время, дает нам пра во предполагать, что предок, приняв христианство, не оставил этого представления.
Сохранил предок в христианстве и представление о сторожах, охраняющих царство мертвых. Так, ныне существует суеверное представление, что рай охраняется апостолом Петром, который его запи рает ключами на ночь, чтобы как-нибудь не про бралась в него грешная душа. Этот же апостол хра нит и ключи ада, но ад им не запирается 122 . Такое представление можно отнести и к первым векам христианства на Руси, ибо предок слышал слова Евангелия: «Дам тебе ключи царства небеснаго», сказанные Спасителем своему апостолу, и эти слова еще тогда могли ему дать возможность видеть в роли сторожа страны отцов уже определенное хри стианское лицо — апостола Петра.
<<< ΛΛΛ >>>
Говорит стоян Представление души в образе птиц послужило основанием существующего Разобраться в этом двойном представлении предков язычников о заг робном месте жительства души умершего Как вообще жизнь всякого человека религиоведения Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям 8 повешение
|
|