Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

него и силой воображения превращаются в самостоятельное существо
- в Бога. Сущность человека, ищущего пути к счастью и не нахо-
дящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается,
раздваивается-- человек абсолютизирует свою сущность и затем уже
противопоставляет себе ее как нечто чуждое.
Л. Фейербах дал подробный анализ христианства. Он показал, что
христианство возникло из иудаизма, хотя и было новой, отличной от
него религией; исследовал соотношение между языческими и христиан-
ской религиями. Он детально проанализировал вопрос о происхож-
дении идеи христианского Бога и пришел к выводу о том, что
христианский бог есть продукт длительного процесса абстрагирования.
Л. Фейербах считал, что религия и мораль противоречат друг другу:
религиозная вера сужает горизонты человека, отнимает у него свободу.
Вера "добра по отношению к верующим и зла по отношению к не-
верующим. В вере лежит злое начало", она "везде осуждает и
проклинает", и главное - "вера уничтожает естественные узы че-
ловечества" . В "Лекциях о сущности религии" Л. Фейербах раскры-
вает социальное и нравственное содержание атеизма: истинный
атеизм, говорит он, положителен - он ставит на место Бога человека,
на место того света - утверждение этого. Атеизм "щедр, свободомыс-
лящ... он от сердца радуется красоте природы и добродетели чело-
века..."; "...на место любви к Богу надо поставить любовь к человеку
как единственно истинную религию"14.
Атеистическое учение В различные периоды истории наследие
К. Маркса и Ф. Энгельса К.Маркса и Ф.Энгельса нередко интерп-
ретировалось крайне неоднозначно. В резуль-
тате складывались устойчивые штампы и стереотипы в отношении
взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на религию и атеизм. Эти взгляды
формировались под непосредственным влиянием младогегельянцев и
Л. Фейербаха, но были соотнесены с требованиями коренного пере-
устройства общественных отношений. К. Маркс и Ф, Энгельс,
анализируя сущность религии, попытались объяснить общественную
природу этого явления, раскрыть его социальные основы. Взяв за
отправную точку исследований в данной области принципиальное
положение Л. Фейербаха об отсутствии у религии собственного (вне
земного мира) содержания, собственного развития и истории, К. Маркс
стремился наполнить эту идею конкретным социальным смыслом. Он
указал на недостаточность, с его точки зрения, абстрактного
понимания человека как "человека вообще", "родового существа"15 и
т. п. Само "сведение" религии к антропологии, произведенное Л. Фей-
ербахом, может привести к правильным результатам только в том слу-
чае, если саму "сущность человека" рассматривать в определенном
социальном контексте, как "совокупность всех общественных отно-
шений"16.

278

После выполнения этой работы ("сведения" религии к ее земной
основе), подчеркивал К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе", "главное-то
остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная
основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как
некое самостоятельное царство, может быть объяснено только само-
разорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы"17.
К. Маркс и Ф. Энгельс видели узость двух наиболее типичных под-
ходов к религии и церкви, представленных в известных им формах
атеизма и антиклерикализма. В первом - "радикальном" - религия
объявлялась главным общественным злом, борьба с которым должна
составить центральную задачу человечества. В итоге оказывались в
тени и выводились из-под глаза критики действительные причины не-
гативных явлений общественной жизни. Другой подход приводил к то-
му, что религия признавалась нелепостью, обманом и т. п., но
функционально полезным институтом, помогающим держать массы в
узде. Атеизм в таком случае становился привилегией утонченной
элиты, достоянием немногих просвещенных избранников. К. Маркс и
Ф. Энгельс доказывали, что фактической основой воспроизводства
религии в обществе оказываются господствующие над человеком - как
какие-то чуждые, враждебные силы - социальные отношения людей
и неподвластные им природные стихии. Религия, отмечал К. Маркс,
"для нас уже не причина мирской ограниченности, а лишь ее про-
явление"*. Это опорная идея марксовского понимания религии - с та-
кой точки зрения не существует особого царства религиозных
сверхъестественных феноменов, первичных в отношении земных со-
бытий, определяющих законы "этого" мира" Известно, что К. Маркс
использовал при характеристике религии просветительские метафоры
типа "опиум" или "фальшивые цветы". Но он не сводил все понимание
проблемы лишь к этим характеристикам, считал религию выражением
"превратного мира" общественных отношений. В религии представлена
попытка преодолеть реально существующие ситуации беспомощности,
придавленности, зависимости человека от гнетущих сил природы и
общества. В ней заключена идея исправить, выправить - особым,
специфическим способом - действительно господствующую в жизни
людей "кривизну" и "превратность" условий их бытия. Надстраивая
над реальным миром, отчужденным и превратным, свой, другой,
"иной" мир, религия претендует на восстановление "должного" поряд-
ка вещей, на преодоление дуалистичности, двойственности, разорван-
ности человеческого бытия.
Религию К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали как сложное, нео-
дномерное, многоплановое общественное явление. Реальное значение
религии приобретает при таком способе рассмотрения конкретно-
исторический характер и всегда нуждается поэтому в специальной,
дифференцированной оценке. Религию, религиозные средства, формы
и облачения могут использовать в своих интересах различные, даже

279

противоположные общественные группы, движения и классы, как
реакционные, так и прогрессивные. И так же, как религия, столь же
неоднозначными в своих социальных проявлениях способны стать ма-
териализм и атеизм.
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали судьбу религии с определенным
образом понимаемым развитием экономики, политики, права, куль-
туры, морального климата общества и пр. В этом контексте К. Маркс
и высказал мнение, что "религия будет исчезать в той мере, в какой
будет развиваться социализм"19, поскольку, как он полагал, развитие
социализма сужает социальную базу воспроизводства религии в обще-
стве.
К. Маркс поставил проблему совсем по-другому, нежели ее видели
и ставили прежние критики религии: критика религии подчинена за-
дачам иной критики. "Критика неба превращается, таким образом, в
критику земли, критика религии - в критику права, критика тео-
логии - в критику политики" 20. Атеизм получал в итоге четкую
социальную направленность, он преодолевал односторонность "голого"
отрицания религии. Критика религии "...завершается учением, что че-
ловек - высшее существо для человека, завершается, следовательно,
категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все
отношения, в которых человек является униженным, порабощенным,
беспомощным, презренным существом..."21.
Атеистическое содержание отличает и общефилософские исследо-
вания К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка ими категорий ма-
териалистической диалектики, попытка раскрытия механизмов
самодвижения и саморазвития мира, учение о его материальном
единстве, критика агностицизма в области гносеологии, выявление
роли общественно-исторической практики в жизни общества давали
соответствующее обоснование атеистическим взглядам.
§ 2. Свободомыслие в России в ХVII - XX веках
Развитие В XVII в. в России формируется абсолютизм,
светского сознания усиливается закрепощение крестьян, что ве-
в ХVII в. дет к восстаниям; интенсивно расширяется
территория; возникают мануфактурные производства, развивается тор-
говля, расширяется слой купечества.
Культура приобретает во многом светский характер, растет само-
сознание личности, возникают представления о самоценности челове-
ка. Светское начало в культуре выражается в эстетическом подходе
к иконе, в появлении жанра портрета, в культивировании радости от
созерцания внешней красоты, в развитии гражданского зодчества.
Возникает демократическая сатира, в которой содержатся и
антиклерикальные сюжеты.

280

Появляется бытовая повесть; в некоторых повестях нет
религиозных мотивов, главными действующими лицами являются куп-
цы крестьяне, небогатые дворяне. Известны в XVII в. и критики
религии, например князь Иван Хворостинин (ум. 1625), который
отрицал воскресение мертвых, необходимость постов и молитв.
Просвещение в России Развитие свободомыслия в XVIIIв. связа
XVIIIв. но с модернизацией феодализма Петром I, с уста
новлением тесных взаимосвязей с Европой.
Культурный взаимообмен с другими народами оказывает влияние на
возникновение веротерпимости среди довольно значительной прос-
лойки населения. На первый план выдвигаются формы культуры, ко-
торые прежде находились в тени, например наука, театральное дело,
поэтическое творчество, портретная живопись. Появляются новые
социальные группы: издатели, писатели, читатели. Культура демок-
ратизируется и гуманизируется.
При Петре I влияние церкви было ослаблено в интересах укреп-
ления самодержавной власти. Один из соратников Петра, церковный
деятель Феофан Прокопович (1681 - 1736), был главой Ученой
дружины Петра, куда входили вольнодумцы Антиох Кантемир (1708
- 1744) и Василий Татищев (1686 - 1750). Ф. Прокопович полагал,
что тексты Священного Писания 'не могут служить препятствием для
принятия учения Н. Коперника, Ф. Прокопович написал стихи о
Г. Галилее, в которых заявил, что не папе судить о светлых мыслях
Галилея. В Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович читал курс
"Натурфилософии", где было немало ссылок на достижения естествоз-
нания, на опыты в области механики, гидродинамики, оптики
и т.д., на многих ученых и философов.
Критики церкви и духовенства появились и в среде горожан - тор-
говцев и ремесленников, зарождающейся интеллигенции. Так,
приехавший из Твери в Москву Дмитрий Дерюжкин (Тверитинов;
1667 - 1741) овладел аптекарским и лекарским делом; он восторженно
принял реформы Петра, общался с образованными лютеранами и пред-
ставителями других конфессий, досконально изучил Библию, вы-
держки из которой широко использовал для обличения церковных
нравов, обрядов, некоторых христианских установлений. В свои "Тет-
ради" Дмитрий выписал библейскую заповедь "не делай себе кумира
и никакого изображения". Следует кланяться Богу духом, глядя в небо,
писал он" а не стучать в пол лбом перед крашеной доской. Он выступал
против почитания креста, доказывая, что крест - это виселица, он
послужил злому делу: если у кого убьют сына ножом или палкой,
то эту палку или нож отец убитого как может любить? Он считал
бесполезным кланяться мощам святых и молиться перед их изобра-
жениями. А если иконы и кресты - символы идолопоклонения, мощи -тлен, если молитва священника бессильна превратить хлеб и вино

281

в тело и кровь Христа, то нужна ли сама церковь?22. У Тверитинова
появилось много сторонников, некоторые из них, в том числе двою-
родный брат Фома Иванов, были схвачены, подвергнуты пыткам по
повелению местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворско-
го. Фому в 1714 г. сожгли в срубе на Красной площади, Тверитинова
и его единомышленников по указу Петра оправдали.
Первая в России работа о происхождении религии появилась в 1769 г,:
Д. С. Аничков (1733 - 1788) написал диссертацию "Рассуждение из
натуральной богословии о начале и происшествии натурального бо-
гопочитания". Напечатанные экземпляры по решению Синода были
сожжены. Д. С. Аничков писал о происхождении политеизма, он про-
вел аналогию между анализом причин в "физических и неодушевлен-
ных телах" и "в душевных действиях", в том числе в вере. Философ
так говорит об источниках религиозных верований: "Натурально не-
вежественные народы от страха, привидения и от удивления делают
себе премножество разных богов из всякого непостижимого явления,
собывающегося в натуре"23.
Профессор Московского университета С. Е. Десницкий (ум. 1789)
пытался подойти к истории общества в связи с хозяйственной дея-
тельностью. Диссертацию защитил в Англии, где слушал лекции Адама
Смита (1723 - 1790). Развитие общества, по С. Е. Десницкому,
происходит без вмешательства Бога, по естественным причинам. Вслед
за теоретиками естественного права и общественного договора С. Е.
Десницкий объясняет естественными причинами и возникновение го-
сударства. Но добавляет еще одну существенную мысль: оно появля-
ется как следствие неравенства - физического, в способностях и
имущественного.
Деизм М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов по философским убеж-
дениям - деист, разработал такую картину мира, которая, по существу, исключала вмешательство Бога в дела
природы и человека. Открытый им закон сохранения материи и
движения, который он распространил на всю природу, приводил к вы-
воду о несотворенности движения в безграничном мире. М. В. Ломо-
носов пропагандировал гелиоцентрическую систему мира. Это был
подлинно русский просветитель, человек с разносторонними знаниями
во всех областях, широко мыслящий, не терпящий никакого духовного
насилия, не испытывающий страха ни перед какими авторитетами. В
сочинении "О сохранении и размножении российского народа" он вы-
ступил с критикой повседневной деятельности православной церкви,
ее обрядности. Он с горечью констатирует низкий уровень нравствен-
ности людей своего времени - праздность, убийства в драках между
соседями, мужем и женой, от разбойников, насильственное супруже-
ство, описывает и нравы духовных .пастырей.

282

Свободомыслие А. Н. Радищев (1749 - 1802), развивал
А. Н. Радищева антиклерикальные идеи в связи с критикой
угнетения. Порабощение, с его точки зрения,
искажает природу человека, а подлинная сущность человека - это
свобода, вольность. Когда возникает самодержавие, тоща народ ста-
новится для царя "подлой тварью". Ода "Вольность", написанная им
в честь русского народа, обладающего огромной потенциальной силой,
провозглашает право народа на самостоятельное решение своей участи
и участи своих поработителей. А. Н. Радищев связывал существование
религии с бедствиями и страданиями людей: "Не удивительно,-, что
бедствием гонимые, преследуемые скорбило, болезнию, мучением,
ищут прибежища выше жизни"24. Он видел союз самодержавия и
церкви, позволяющий держать народ в несвободе, и выступал •однов-
ременно против того и другого.
А. Н. Радищев высоко ценил человеческий разум, дерзнувший
"объять мыслью самого творца", способность человека проникнуть в
"сокровеннейшие тайны природы". Он осуждал священников за то, что
они подрезали разуму крылья, отягчали его оковами, чтобы не обратил
он "полет свой к величию и свободе". В работе "О человеке, его смер-
тности и бессмертии" А. Н. Радищев, по существу, отверг христиан-
скую идею бессмертия души.
Декабристы о религии Декабристы доставили своей целью устра-
нение крепостного права и самодержавия.
Политическое свободомыслие у ряда де-
кабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым
также европейской культурной традицией. И. Д. Якушкин (1793 -
1857), который взялся за дело освобождения крестьян еще в 1820 г.,
создал училища в городе Ялуторовске, сам составлял таблицы по грам-
матике, арифметике, русской истории. Он отказался от религии уже
в 17 лет: находясь в заключении в Петропавловской крепости, заявил,
что не христианин. Он не считал нужным исполнять "пустой обряд"
причащения, перед смертью отказался от исповеди и запретил ставить
крест на могиле.
А. П.. Барятинский (1798 - 1844) раскрыл свое понимание причин
религии в "Атеистическом стихотворении", написанном на француз-
ском языке; его мысли навеяны французскими просветителями. Он
пишет, что "неизъяснимый ужас" перед природными катаклизмами за-
ставляет признать Бога, как и чувства, охватывающие человека, когда
темной ночью перед ним сияют звезды. Кроме того, поклонение Богу
является естественным результатом воспитания. Личные трагедии -
старость или болезни - тоже могут вернуть человека "к предрассудку,
баюкавшему его детство". На основе доводов разума А. П. Ба-
рятинский отвергает идею Бога:

283

"О, разобьем алтарь, которого он не заслужил,
Он благ, но не всемогущ, или всемогущ, но не благ,
Вникните в природу, вопросите историю -
И вы поймете наконец, что во имя его собственной славы, .
Видя столько зла, покрывающего весь мир, -
Если бы Бог даже существовал, - надо его отвергнуть" .
Свободомыслиe
просветителей -демократов
XIX в.
Идеи свободомыслия получили развитие в
трудах В. Г. Белинского (1811 - 1848), А. И.
Герцена (1812 - 1870), Н. П. Огарева (1813
- 1877), Н.Г.Чернышевского (1828 -
1889), Н. А.. Добролюбова (1836-1861), Д. И. Писарева (1840 -
1868), петрашевцев - М. В. Буташевича-Петрашевского (1821 -
1866), Н. А. Спешнева (1821 - 1882), Н. А. Момбелли (1823 -
1891), В. Н. Майкова (1823 - 1847) и др. Если Н. Г. Чернышевский
и Н. А. Добролюбов группировались вокруг литературно-
публицистических журналов, А. И. Герцен и Н. П. Огарев писали
"издалека", из-за границы, то петрашевцы организовали так называ-
емые "пятницы", собиравшие с 1845 г. вольномыслящих людей.
Деятельность русских просветителей-демократов относится ко вре-
мени, когда в стране нарастало и ширилось освободительное движение
против царизма, крепостничества и поддерживающих их институтов.
Феодализм все больше становился препятствием на пути обществен-
ного развития. Просветители-демократы выступали за революционные
преобразования в России, но они вовсе не ставили целью уничтожение
в ходе революции духовной культуры народа, в том числе художе-
ственных ценностей, связанных с религиозным культом. В этом отно-
шении примечательна позиция А. И. Герцена, который понимал
революцию как взаимодействие эволюционных, постепенных, и рево-
люционных изменений. Он полагал, что грядущий послерево-
люционный порядок, "нанося удар старому миру... не только должен
спасти все, что в нем достойно спасения, но оставить на свою судьбу
все немешающее, разнообразное, своеобычное"26. Он предостерегал от
дикого, необузданного революционного разгула, который может
привести к уничтожению глубинных корней народной культуры.
В то же время просветители-демократы обосновывали тезис о
религии как феномене неплодотворном, тесно связанном с интересами
самодержавия, против которого они выступали. Эволюция взглядов
просветителей-демократов происходила под влиянием немецкой
классической философии, ее выдающихся представителей - И. Канта
(1724-1804), Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), Л.Фейербаха (1804 -
1872). Природа и общество, по мнению просветителей-демократов, на-
ходятся в состоянии постоянного изменения и обновления. "Все
критические эпохи, - писал М. В. Петрашевский, - как в науке, так
и в жизни суть эпохи антагонизма, противоречия, противоборства, но-
вых требований и способов их удовлетворения со старыми, эпохи пере-

284

ходного состояния"27. Если бы природа противоречила разуму, отмечал
А. И. Герцен, то все материальное было бы нелепо и нецелесообразно.
Показывая, что природа есть процесс, движение, он говорил:
"Смотрите на нее. как она есть, а она есть в движении; дайте ей
простор, смотрите на ее биографию, на историю ее развития - тоща
только раскроется .она в связи. История мышления - продолжение
истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо
исторического развития"28.
Важной чертой философских воззрений русских просветителей-де-
мократов явилось их обращение к проблеме человека. Осмысливая учение
о природе человека и его сущности, Н. Г. Чернышевский выступил
объяснения его с религиозных позиций, считая ненаучным бо-
гословское учение о дуалистическом разделении человека на душу и тело:
"Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми
ее феноменами служит выработанная естественными науками идея о
единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов
и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека"29. Сфор-
мулированный Н. Г. Чернышевским антропологический принцип
противостоял богословию: кроме данного нам в ощущении материального
мира, нет никакого другого, особого, духовного.
Возникновение человеческого сознания просветители-демократы
объясняли внутренней активностью материи, ее способностью к само-
развитию, указывая на зависимость явлений психической жизни от
состояния материальных органов человека.
Внимательно следя за достижениями естествознания, русские
мыслители пропагандировали новейшие научные открытия, выступали
за распространение знаний в народе. Н. П. Огарев считал, что религия
"не может совершенствоваться, потому что ее сущность в сохранении
законченной суммы верований", что постоянно совершенствоваться и
получатъ новые знания может только наука, что ее сущность "в на-
коплении суммы опытов и познаний"30. В то же время просветители-
демократы видели и трудности в развитии науки; для. преодоления
этих трудностей, по мнению А. И. Герцена, необходим тесный союз
философии и естествознания, поскольку "философия без естествове-
дения так же невозможна, как естествоведение без философии"31.
При объяснении происхождения и сущности религии русские де-
мократы исходили из принципа исторического подхода к ней, Н. А.
Добролюбов, в частности, неоднократно подчеркивал, что религия -
феномен, подготовленный обстоятельствами исторического развития.
Генезис религии, по его мнению, относится к давним временам: когда
человек первобытного общества встречал на своем пути непреодолимые
препятствия, ему начинало казаться, что в природе существуют какие-
то враждебные силы. Размышляя о происхождении религии,
Д. И. Писарев замечал, что "будущий властелин природы" в своевре-

285

мя был самым жалким рабом всех окружающих его предметов. В
мучительной борьбе многих поколении "с напряжением и с болью вы-
рабатывались первые начатки языка и первые очерки религиозных
представлений"32.
По словам М. В. Петрашевского, религия не есть случайное
явление, не выдумка чьего-либо досужего воображения, но "выра-
жение действительного требования определения причинности явлений;
она есть не что иное, как миросозерцание, соответствующее
различным степеням умственного развития различных народов"33.
Во взаимоотношении с окружающим, еще неведомым ему миром
человек прибегал к религии и стремился с ее помощью облегчить свое
существование - к такому выводу пришли просветители-демократы,
осмысливая вопрос о происхождении религии и ее сущности, ак-
центируя внимание на реальных, конкретных людях и их зависимости
от существующих внешних сил. По мнению А. И. Герцена, одной из
причин религиозности угнетенных масс является то, что крестьянин
"слишком задавлен, слишком несчастен, чтоб не быть суеверным"34.
Утешая иллюзией загробного блаженства, религия примиряет угнетен-
ных с их тяжелой участью. "Чем безропотнее выносили люди вре-
менные несчастья земной жизни, - отмечал А. И. Герцен, - тем
полнее было небесное примирение, и притом не на короткий срок,
а во веки веков"35.
Церковь являлась одним из институтов, используемых властью для
реализации политических принципов. "Известно, - писал Н. А. До-
бролюбов, - что православная церковь и деспотизм взаимно под-
держивают друг друга; эта круговая порука очень понятна"36.
Источник бедственного положения народа просветители-демократы
видели в существующем строе, поэтому и направляли свои усилия на
борьбу за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и
установление новых социальных отношений. Революция была для них
желанной, и они призывали к ней народ.
Наряду с социальными преобразованиями, улучшением материаль-
ных условий жизни людей и их просвещением русские демократы
большое значение придавали обеспечению политических свобод для
народа: свободы слова, печати, собрании, свободы вероисповедания и
т. д. Так, Н. П. Огарев проводил мысль о том, что для осуществления
свободы совести необходимо невмешательство государства в дела
церкви, необходимо, чтобы церковь перестала быть политическим уч-
реждением. В одной из своих прокламаций "Что надо делать народу"
Н. П. Огарев выдвинул программу действии, направленных на осу-
ществление принципа свободы совести, предлагая специальным пос-
тановлением земского собора запретить гонения за веру. Эти идеи
развивали петрашевцы, которые были сторонниками свободы вероиспо-
ведания; они осуждали преследования людей, не принадлежащих к

286

официальной православной церкви. Осуждая борьбу между протестан-
тами и католиками, призывая к веротерпимости, петрашевцы считали
возможным заключение соглашения между атеистами и верующими
с целью организации определенных совместных действии. По мнению
Н. А. Спешнева, при всем различии миросозерцания и систем атеистов
и христиан некоторые результаты и выводы из них могут быть
идентичными. Это значит, что они могут служить основанием для фор-
мулировки некоторых общих требований37.
Свободомыслие народников Продолжателями традиции свободомыслия
были народники - М. А. Бакунин (1814 -
1876), П. Л. Лавров (1823 - 1900) и др. Они сосредоточили свое
внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лав-
ров стремился "найти в истории общества те обстоятельства, которые
породили... ложное верование"38, противопоставить теологическому
объяснению истории "вмешательством богов" рационалистический
анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от
пронизывающих "быт" противоречий. М. А. Бакунин писал: "Мы дол-
жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре-
емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании
людей"39.
По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные
страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые
им всякий день, являются теми социальными причинами, которые спо-
собствуют проникновению религии во все сферы общественной и
личной жизни. Религиозные представления - явление .еще более
практическое, чем теоретическое, а именно не столько заблуждение
ума, сколько протест самой жизни, воли и страсти против невыносимой
жизненной тесноты40. И человек стремится найти выход из этого поло-
жения. "Но для этого, - отмечал М. А. Бакунин, - у него есть лишь
три средства, из коих два мнимых и одно действительное. Два первых
это - кабак и церковь... Третье - социальная революция"41. Как в
церкви, так и в кабаке народ забывает хоть на минуту свой голод,
свой гнет, свое унижение, старается успокоить память о своей .ежед-
невной беде один раз в безумной вере, а в другой раз - в вине. Одно
опьянение стоит другого42. Социальную функцию религии М. А. Ба-
кунин видел в возможности ее использования социальными верхами.
Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с воп-
росом о революции, тем самым критика религией пропаганда атеизма
становились у них отраслями политической деятельности. Правда, са-
мо понимание "религиозного вопроса" в его соотношении с конкрет-
ными задачами политической борьбы было у них различным.
П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в
формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Скрупулезно излагали идею достоверности происхожденияи действий божественной династии японских императоров
Сюда приходят человеческие существа
По отношению к религии формально-логическая дефинициячерез указание рода
Нерелигиозная деятельность осуще-ствляется во внерелигиозных областях
Взаимоп-роникновение человека

сайт копирайтеров Евгений