Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

267

дения - мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, в
то время как у деятелей Реформации человек рассматривается в его
непосредственном отношении к Богу.
Гуманисты XV - XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 - 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой - в ней самой. Человек - это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 - 1444), А. Ринуччини (1426 - 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В "Диалоге о свободе" Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие - не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.
Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами- папской иерархией, монашеством, обря-
дами - резкой критике. Л. Валла (1407 - 1457) в 1440 г. опубликовал
историко-филологическое сочинение "Рассуждение о подложности
Дарственной грамоты Константина". Л. Валла доказывал, что так на-
зываемый Константинов дар - грамота, якобы подписанная импера-
тором Константином в целях передачи власти в Римской империи
папам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: "Я дерзаю выступать
против верховного первосвященника", "я предъявляю им (папам -
3. Т.) тяжкое обвинение"16. П. Браччолини (1380 - 1459) и Л. Бруни
написали сочинения с одинаковым названием "Против лицемеров", где
рассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи
- люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-
стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. - таковы оценки
Браччолини17. Дж. Бруно (1554-1600) выступил не только против
духовенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,
против экономического господства католической церкви. Покушение

268

на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-
нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.
Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критике
мировоззрения прежде всего схоластика, в которой
мыслители видели авторитарную догматичес-
кую систему. Авторитет в течение нескольких
веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-
вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первый
план другого мыслителя древности - Платона. В XV в. в Риме была
основана платоновская Академия, члены которой вели борьбу против
папства, намеревались объявить в Риме республику, а вместо
традиционной религии установить философски осмысленное язычество.
Эразм Роттердамский (1469 - 1536), знаменитый немецкий гу-
манист, известный как критик католической схоластики, считал
учение Христа бессильным в преодолении вражды и войн между
людьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его
(Христа) исповедует. В сочинении "Жалоба мира" Эразм утверждает:
"Ни.одна из религии не согласна с другими религиями", "...каждый
человек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и то
же религиозное братство не раздирается раздорами?"18.
Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистические
представления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-
смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,
Дж. Ванини (1585-1619), сожженный церковью, доказывал поло-
жение о смертности души: люди и животные схожи в своих
восприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении и
смерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умереть
вместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,
но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,
чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате "О бессмертии
души" П. Помпонацци (1462 - 1525) выставил возражения против
обоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-
ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-
ственностью.
Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие
о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считал
корыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться на
троне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древних
о страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-
рецием: "Страх был первым создателем богов на земле". Он вводит
и новый - астрологический - фактор в теорию происхождения
религий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-

269

положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волю
людей: "Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-
ются и погибают"20.
В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-
янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли
(1469- 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-
ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующую
им культуру: "Различные формы религиозных учений в течение пос-
ледних 5 - 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая
религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является
уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской
церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов
и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров"21. Н.
Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности
для установления новой, полезной для (Общества и государства религии:
если религия ослабевает, надо менять ее формы.
Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-
но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,
являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы
египетской за сверхъестественные существа, и христианскую,
окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против
христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за
Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что "империи и религии тоже име-
ют свое начало и свой конец", но в отличие от Бруно признает
сущность всех религий одинаковой22.
Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века в Европе характеризуются
и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного
творчества, не в последнюю очередь связан-
ным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер
(1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. - занимаются
проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера
проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-
ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-
бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,
Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или
1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-
жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-
вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,
страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-
ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.
Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-
ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная
литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст-
вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-

270

ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес
сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия
в Европе.

 

Философская Свободомыслие в новое время получает
и естественнонаучная развитие в связи с процессами демокра-
основа свободомыслия тизации общества, с уходом в прошлое ста-
рых феодальных структур, с формированием
и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение
в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное
развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики,
истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна-
менитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме-
сел", созданная в XVIII в., систематизировала имевшиеся к тому
времени познания в области природы, общества и человека. В ней со-
держалось более шестидесяти тысяч статей. Энциклопедия подверглась
цензуре докторов Сорбонны, а в 1759 г. была осуждена и проклята
папой. Она сыграла огромную роль в создании особой духовной ат-
мосферы, пронизанной гуманизмом, вольномыслием, творчеством,
свидетельствовала о том, что помимо теологии и религии существует
разнообразный мир культурного творчества.
XVII - XIX века в Европе, Америке и России характеризуются
интенсивным процессом секуляризации духовной культуры, в част-
ности искусства, этики, философии. Схоластический стиль фило-
софских сочинений сменяется в философии англичан и французов
свободным, ясным, прозрачным языком, максимально приближающим
человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь
и сознание масс.
Материализм, впервые детально обоснованный французскими
философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма.
В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань
традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес-
конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений,
"причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату-
ралистическая философия, противопоставляющая механистическому

271

материализму диалектические идеи, что характерно, например, для
И. В. Гёте (1749 - 1832).
Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо-
мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме-
ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей
первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные
философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т.
Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо
(1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749
- 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок
материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела
природы и общества. Д.Дидро (1713- 1784), стоявший вначале на
деистических позициях, позже подверг деизм критике и перешел на
позиции материализма, согласно которому не существует сверхъесте-
ственных сил; материя, неразрывно связанная с движением, носит суб-
станциональный характер, лежит в основе всех явлений природы,
развивающейся по естественным законам.
XVII век характеризуется ростом свободомыслия среди разных сло-
ев населения Европы. О "катастрофе наступающего атеизма" пишет
немецкий философ Г. Лейбниц, он призывает противостоять атеистам,
натуралистам и скептикам, пишет о том, что есть люди, которые "уво-
дят других от признания и почитания божественного провидения, а
самого Бога или упраздняют в нашем мире, или же, лишив его разу-
ма... и воли, превращают в какую-то всеобщую природную бессоз-
нательную силу, или мировую душу"1.
Начало научного анализа Б. Спиноза в "Богословско-политическом
вероучительных книг трактате" выступил в качестве одного из осно-
воположников научного анализа Библии.
Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно
и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто-
ров. Б. Спиноза подчеркивал: "Метод истолкования Писания... не
отличается, по-моему, от метода истолкования природы, но согласу-
ется с ним совершенно"2. Б. Спиноза стремился учесть обстоятельства
написания библейских книг, изменения в еврейском языке. Важно
знать "о жизни, характере и занятиях автора каждой книги; кто имен-
но он был, по какому случаю, в какое время, кому и, наконец, на
каком языке он написал; потом судьбу каждой книги... и, наконец,
каким образом все книги, которые теперь всеми признаются за свя-
щенные, соединились в одно целое... Важно также знать, по какому
случаю, в какое время и для какого народа или века все правила были
написаны... могла ли она (книга. - 3. Т.) быть испорчена руками под-
делывателей, или нет, вкрались ли ошибки и были ли они исправ-
лены..."3. Опираясь на эти принципы, Спиноза обосновывал
положения о том, например, что автор Торы - не Моисей; Книги Су-

272

дей, Самуила и Царей - переработка более древних книг. Много
внимания Спиноза уделил Книгам Пророков; пророки, говорит он,
обладали живым воображением, но многого не знали. Характер про-
рочеств зависел от темперамента пророка, от условий, в которых он
жил. Б. Спиноза подверг критике идею богоизбранности еврейского на-
рода: нет народов избранных в отношении разума и добродетелей, на-
роды все равны. Анализируя христианство, Б. Спиноза замечает, что
он воспринимает страдания, смерть и погребение Христа буквально,
а воскресение - аллегорически.
Идея связи атеизма На позициях скептицизма стоял известный
и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз-
рение его сформировалось во многом под
влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре-
тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон-
тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление
к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им".
П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божествен-
ного закона: склонность к добру и злу - не от религии, но от самого
человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо-
га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль,
"совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было
слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления
всевозможных видов"5. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности
существования общества атеистов, которое может быть нравственным:
такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения
общественного спокойствия.
Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: "Можно
свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть
причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой
себе..."6. Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой-
ный человек.
Свободомыслие Критиком религиозных суеверий и церкви
философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про-
ходила в самый разгар английской буржуаз-
ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда,
отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без-
властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что
религия может быть использована в интересах его укрепления, она
внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бес-
телесных субстанций не существует, значит, нет загробного мира, где
по религиозным представлениям, обитают души, умерших. Т. Гоббс
предложил метафорическо-аллегорическое толкование Библии: Бог и
Сатана - это нарицательные имена человеческих качеств. Одним из
первых он уделил внимание происхождению религии, видя ее причины

273

в страхе перед бедностью или другими бедствиями, в страхе перед бу-
дущим, в прямом обмане людей власть имущими, в любознательности
и удивлении, в невежестве.
Противником религиозного фанатизма и клерикального гнета был
Ф. М. Вольтер. Он признавал наличие Бога как высшего Разума, вы-
сшего Механика, Мастера, Математика, с бытием которого связывал
движение небесных тел, совершенство строения живых организмов.
Развитие же человека и человеческого общества Вольтер связывал с
естественными причинами. Его антиклерикализм оказал влияние на
распространение антирелигиозных настроений не только во Франции,
но и во всей Европе, а также в Америке и России. Начала религиозного
фанатизма, по Вольтеру, заложены в древневосточных религиях, осо-
бенно в иудаизме, послужившем одним из источников христианства
и ислама. Все эти религии стремятся утвердить авторитарную власть
в обществе. Особенно "досталось" от Вольтера римско-католической
церкви; его призыв "Раздавите гадину!" был подхвачен многими
противниками и критиками экспансионистской политики католичес-
кого Рима.
Английский деист Дж. Толанд (1670 - 1722) издал "Письма к Се-
рене" - сочинение, примечательное для характеристики эволюции
деизма. По существу, Дж. Толанд преодолевает деизм, связанный с
идеей первотолчка. Материя для него - активное начало, обладающее
внутренней энергией. Дж. Толанд полагал, что истинная религия
лежит между суеверием и атеизмом, однако же суеверие гибельнее
для общества, чем атеизм. Под влиянием П. Бейля Дж. Толанд воз-
высил образ атеиста. Атеиста удерживает от преступлений не религия,
а гражданское уважение к своим обещаниям, ничто не заставит его
действовать на погибель другим. Атеист "никогда не преследует не-
навистью или оружием из-за различия в убеждениях, так как его за-
ботит не то, во что веруют другие люди, а как они поступают"7, -
пишет Дж. Толанд. Он говорит о том, что атеист не ожидает посмер-
тного воздаяния, знает, что никто не может достичь счастья без
взаимной поддержки и усилии других людей.
Просвещение в Германии Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало
на себе влияние французских просветителей
— П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения
Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии в
Германии были Г. Э. Лессинг (1729 - 1781), поэт и публицист Ф.
Шиллер (1759- 1805), а также ученый историк, филолог, фольк-
лорист И. Г. Гердер (1744 - 1803). Его книга "Идеи к философии
истории человечества" - компендиум знаний тога времени не только
о происхождении Земли, ее положении во Вселенной, о ее раститель-
ном и животном мире, о происхождении и сущности человека, о его
взаимосвязи с "матерью-природой", но и о религиозных верованиях
народов Земли - китайцев, тибетцев, индусов, египтян, вавилонян,

274

персов, греков, римлян, евреев и т. д. Идея развития от низших сту-
пеней к высшим по естественным законам распространяется и на
историю человечества, на его культуру, науку, религию.
И. Г. Гердер полагал, что общество движется к высшему состо-
янию, которое он назвал гуманностью; это - цель человеческой
природы. Гердер, основываясь на знании истории религий, искал
причины ее происхождения в самой природе человека. Религия
возникла в результате того, что человек почувствовал действие сил
природы; то, что предстает перед человеком, оживляет воображение.
Разбирая религию евреев, он заметил, что "еврейские сочинения" да-
вали доступные ответы о сотворении мира, происхождении зла, но
ложное их толкование причинило ущерб обществу: много жестоких
учений возникло из рассказа о яблоке и змие; естествоиспытатели
прицепляли все феномены строения земли к сорока дням потопа;
историки привязывали все населяющие землю народы к одному бо-
гоизбранному народу. Рассматривая возникновение христианства, Гер-
дер связывает его со все большим обнищанием еврейского народа,
который держался за образ мессии; "откровения" были созданы в это
время "до крайности напряженной фантазией". Гердер обращает
внимание на двойственную роль христианства: оно учило людей верить
в одного Бога и потому превращало народы в братьев, и оно же прев-
ращало народы в рабов, "навязывая им цепи и рабское иго": "Могучие
христианские народы жестоко трепали друг друга, а каждый из них
внутри полнился раздорами"8.
Свободомыслие в Америке В XVIII в. в Америке шла борьба английских
колоний за независимость от метрополии. По-
скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке
стали распространяться пуританские секты; вместе с тем появилось
немало людей, выступавших против религиозного фанатизма с
позиций просвещенного разума. В среде протестантизма появляются
либералы, разделяющие деистические представления. Ярким пред-
ставителем американского Просвещения был Б. Франклин (1706 -
1790), политик, естествоиспытатель и философ. Б. Франклин, как и
все американские просветители, был деистом. Он говорил, что человек
- часть великого механизма вселенной, а его поведение зависит от
него самого. Мораль, проповедуемая Б. Франклином, в основе была
свободной от религии. Он выступал против того, чтобы включать в
конституцию США статью, требующую исповедания веры от членов
конгресса. Самой лучшей службой Богу он считал творение добра
другим его (Бога) детям. Франклин был последовательным
антиклерикалом, выступал против преследований инакомыслящих,
проповедовал веротерпимость.
Один из вождей американского народа в борьбе за независимость,
автор "Декларации независимости" (1776) Т. Джефферсон (1743 -

275

1826) публично выступал за отделение церкви от государства и
религиозную свободу. Разум и свободное исследование - вот
единственно действенная сила против заблуждений, считал он. Т.
Джефферсон показал негативные последствия принудительного вве-
дения христианства: миллионы людей после введения христианства
были сожжены, замучены, оштрафованы, брошены в тюрьмы. Резуль-
татом принуждения было то, что "половина мира была объявлена ду-
раками, а другая половина оказалась лицемерами...".9
Т. Пейн (1737 - 1809), активный участник войны за не-
зависимость Америки и затем - Французской революции, критику
религии связывал с пропагандой и использованием современного ему
естествознания. В сочинении "Век разума" он показал несостоятель-
ность учения христианства о тайнах, чудесах и пророчествах, полагая
их вымыслами, использованными для обмана человечества. Пейн стоит
за создание новой истинной религии, "...которая не была вымышлена
и божественное происхождение которой очевидно, есть чистый и про-
стой деизм. Он должен быть первым и, вероятно, будет последним,
во что верит человек"10. Он делает вывод, что человек может открыть
Бога лишь с помощью своего разума. Он анализировал одну книгу
Библии за другой и пришел к выводу об их человеческом происхож-
дении.
Атеизм французских Атеизм нашел выражение в сочинениях
просветителей ХУШ в. французских материалистов - Д. Дидро, К. А. Гельвеция (1715- 1771), Ж. О. де Ламетри
(1709 - 1751), П. Гольбаха (1723 - 1789). У истоков атеизма XVIII в.
стоит творчество сельского кюре Ж. Мелье (1664 - 1729), который в
своем единственном сочинении "Завещание" доказывал вечность и не-
сотворенносгь мира, критиковал доказательства бытия Бога, выступал
против деизма. Главная идея этого сочинения - полное отрицание вся-
кой идеи сверхъестественного - была воспринята, обоснована и
развита французскими просветителями. Атеизм, опирающийся на ма-
териалистическую философию, разработал П. Гольбах. В труде "Систе-
ма природы", названном современниками "библией материализма", он
писал, что Вселенная - это колоссальное соединение всего существу-
ющего, и являет она нам лишь материю и движение, а движение это
заключено в ней самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто
не может существовать.
Ж. Мелье обнаружил, что многие христианские чудеса совпадают
с языческими. Например, рождение Иисуса от девы напоминает ле-
генду древних римлян о рождении Ромула и Рема от девы-весталки;
вознесение Иисуса на небо - вознесение Юпитером троянского коня
Ганимеда. Д. Дидро установил, что многие положения христианства
заимствованы из античной мифологии.
Французские атеисты резко критиковали религиозную мораль.
П. Гольбах полагал, что Христа нельзя считать образцом нравствен-

276

ного поведения, безнравственны попытки Христа разделить сына с
отцом, дочь с матерью. Он полагал, что религия не содействует улуч-
шению нравов, что само по себе убеждение в наличии Бога не
удерживает человека от дурных поступков. В сочинении П. Гольбаха
подробно разбираются факторы, порождающие религию: бедствия,
страдания, обман, незнание, страх перед внешними силами, деятель-
ность воображения, заключения по аналогии. Возникнув в глубокой
древности как результат невежества народа, а затем и как следствие
обмана жрецов, религия стала передаваться по традиции: "Вера в бога
- не что иное, как укоренившаяся с детских лет привычка"11. Понятие
же Бога возникло в результате перенесения качеств человека на
природу и поклонения затем продуктам собственной фантазии.
Большинство просветителей полагали, что религия противоречила
требованиям разума, препятствовала развитию науки, а также здо-
ровой естественной нравственности. Ж. Мелье обвинял религию в под-
держке социального неравенства и угнетения, называя ее и политику
двумя ворами-карманниками, которые защищают и поддерживают
друг друга.
Атеизм Л. Фейербаха В Германии выделяется колоритная фигура
материалиста и атеиста Л. Фейербаха. Он
исследовал причины возникновения религии; в работах "Сущность
христианства" и "Лекции о сущности религии" показал роль чувств,
эмоции в возникновении религиозных представлении и культа. Он раз-
делил религии на естественные и духовные: первые существовали в
ранний период развития общества и являли собою культ явлений
природы; духовные же (монотеистические) обожествляют духовные
свойства человека. Общую основу всякой религии, по Л. Фейербаху,
составляет чувство зависимости: в естественных религиях отражается
зависимость человека от природы, в духовных - от социальных сил.
Вместе с тем Л. Фейербах говорил и о гносеологических механизмах
возникновения религии, считал основанием религии силу вообра-
жения, фантазию, которую называл "теоретической" причиной
религии. Вслед за просветителями он видел "отрицательную предпо-
сылку" религии в невежестве, неопытности, необразованности, некуль-
турности. Человеческое сознание в процессе познания мира отрывает
понятия от действительности, принимает воображаемое за
действительное. Собственный образ "человек полагает вне себя и пред-
ставляет себе в виде самостоятельного существа"12. Бог, по Фейербаху,
есть объективированная абстракция, существующая лишь в голове че-
ловека. В естественных религиях люди отрывали от природы, понятия
о ее свойствах и объективировали их, обожествляя ее силы, а в ду-
ховных религиях они обоготворяют свою сущность как сущность че-
ловеческого рода вообще. Наиболее общие свойства человеческого рода
- разум, бессмертие, могущество, благо - мысленно отделяются от

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- со-вокупность представлений

Безрелигиозному миру нужна со-ответствующая теология
Взаимодействие искусства иискусства религии обусловлено их аксиологической направленностью

сайт копирайтеров Евгений