Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение
церкви как союзника государства.
Атеизм в произведениях Деятельность В. И. Ленина (1870-1924)
В. И. Ленина проходила в особую историческую эпоху. В
России большевики попытались на практике
претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том
числе и его принципы отношения к религии. Этот процесс оказался
весьма противоречивым и неоднозначным. В такой стране, как Россия
тех лет, в условиях тесного союза самодержавия и церковной пра-
вославной иерархии, религиозный вопрос приобретал особое политиче-
ское значение для партии, ставящей своей целью разрушение старого
уклада жизни и строительство нового. В. И. Ленин неоднократно под-
черкивал теснейшую связь политической линии марксизма в
религиозном вопросе "с его философскими основами"43, как он их
понимал. По его мнению, марксизм как материализм "беспощадно
враждебен религии". Эта позиция, установка на "антирелигиозность"
проясняет многие характеристики и оценки религии В. И. Лениным
типа: "религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть крае-
угольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о
религии"44 или же: "религия - род духовной сивухи, в которой рабы
капитала топят свой человеческий образ..."45, а также призывы
придать "воинствующий" характер пролетарскому атеизму46 и пр.
Некоторое высказывания В. И. Ленина на данные темы позволяли
впоследствии трактовать их в духе идей "радикального" атеизма, со
свойственными ему проявлениями антиклерикализма и огульной
критики религии. Однако сам В. И. Ленин недвусмысленно критикует
"чисто просветительский", "от головы" атеизм и традиции "самого
поверхностного" и "буржуазно-лживого" антиклерикализма, пускаю-
щегося в авантюры "войны с религией"47. Он отрицал нигилистические
идеи пролеткультовцев в отношении наследия прошлых формаций,
призывая "брать все самое ценное из буржуазной культуры". Но эта
мысль В. И. Ленина многими его соратниками воспринималась таким
образом, что - в плане подхода к религии - "самым ценным" у бур-
жуазии казался ее "радикальный" атеизм, со всеми вытекающими
отсюда выводами.
В. И. Ленин стремился конкретизировать марксовское и энгельсов-
ское понимание социального источника ("социальных корней")
религии в современном ему обществе. По его мнению, "социальная
придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность
их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно
и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых
диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон вы-
ходящие события вроде войн, землетрясении и т. д., - вот в чем самый
глубокий современный корень религии"48. Освобождение от этой

288

зависимости, от "господства капитала во всех формах"49, подчеркивал
В. И. Ленин, открывает и возможности для преодоления социальных
корней религии в целом.
В. И. Ленин выдвинул ряд принципов отношения рабочей партии
к религии, церкви и верующим. Он неоднократно и настойчиво под-
черкивал, что критика религии, атеистическая пропаганда не должна
рассматриваться как самоцель, как нечто самодостаточное. Она
подчинена основным задачам партии: развитию классовой борьбы
против эксплуатации угнетенных масс, строительству нового общества,
социалистическим преобразованиям. "Единство этой действительно
революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле
важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе"50,
- отмечал В. И. Ленин в 1905 г.
Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отно-
шению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения
свободы совести: "государству не должно быть дела до религии,
религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла-
стью"; "всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно
религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом..."52.
Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести -
отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем
В. И. Ленин подчеркивал, что принцип "религия - частное дело по
отношению к государству" не означает, что она является "частным
делом" по "отношению к партии социалистического пролетариата"52.
"Наша пропаганда, - считал В. И. Ленин, - необходимо включает и
пропаганду атеизма"53. При всей резкости многих своих выступлений
против "религиозного тумана", "религиозного одурачения" рабочих и
т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что "борьба с религиозным
туманом" может вестись "чисто идейным и только идейным оружием,
нашей прессой, нашим словом"54, что "мы безусловно против малей-
шего оскорбления... религиозных убеждений" трудящихся, "чувств ве-
рующих"55 , что "социал-демократия... относится с полным уважением
ко всякому искреннему убеждению в делах веры..."56. Эти установки,
однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе
строительства "нового мира".
§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке
Основные союзы Свободомыслие за рубежом в XX в. представ-
и направления лено рядом учений, начиная от крайне
нигилистических и кончая гуманистическо-
демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии,
человека, гуманизма опираются на традиции просветительства,
рационализма, натурализма, характерные для философии XVIII -

289

XIX вв. В настоящее время в их мировоззрении прослеживается плю-
рализм философских и социально-политических идей; в то же время
свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, ко-
торые имеют свои периодические издания. Так, в США действует
"Американская гуманистическая ассоциация" (журнал "Гуманист"), в
Великобритании с конца XIX в. и до сих пор существует общество
"Свободомыслящий" (журнал с тем же названием), в Италии -
"Национальная ассоциация им. Дж. Бруно" (журнал "Раджоне"), в
Индии - "Индийская рационалистическая ассоциация" (журнал "Сво-
бодомыслящий"). Эти и другие национальные союзы являются членами
двух международных организаций: Всемирного Союза Свободомыс-
лящих (образован в 1888 г.) и Международного Гуманистического и
Этического Союза (создан в 1952 г.).
В работе союзов принимают участие ученые-естествоиспытатели,
философы, преподаватели и творческая интеллигенция. В своей де-
ятельности союзы руководствуются следующими принципами:
рациональный, научный подход к проблемам человеческого сущест-
вования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом
и природой; неуклонная поддержка демократических принципов обще-
ственной жизни.
Среди наиболее распространенных направлений в современном за-
падном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское,
фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое,
течения атеистического экзистенциализма, секулярного гуманизма и
эволюционного гуманизма.
Неопозитивистская Основоположником неопозитивистского на-
ориенгация правления в современном западном свободо-
мыслии можно считать английского ученого,
логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рас-
села (1872-1970).
В своих работах "История западной философии", "Почему я не
христианин" и других Б. Рассел показывает, что наиболее плодотвор-
ной традицией в истории философии является стремление поставить
теоретико-познавательное исследование на почву логики. Ученый
считает, что утверждения теологии не поддаются сопоставлению с чув-
ственными данными. Вследствие этого они не могут быть
верифицированы на формальном языке науки. Основываясь на этих
положениях, Б. Рассел опровергает доказательства бытия Бога.
Философ выделяет три аспекта религии: церковь, вероучение, кодекс
личной морали, которые со временем меняются. Он отрицательно
относится к христианской морали, противопоставляя ей мораль "науки
свободного разума". Выступая против теории личного бессмертия, он
отрицает дуализм души и тела. Ученый на основе данных естественных

290

наук замечает, что представляется маловероятным, что сознание про-
должает существовать после полного разрушения мозговых структур.
Он определяет сущность христианства как утешение тех, кто потерял
национальную и личную свободу. Бороться за свободу Б. Рассел пред-
лагает путем реформ в области образования, просвещения, воспитания.
Фрейдистское направление Основателем данного направления является
австрийский философ, психотерапевт
3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии,
но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Если
религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими
явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными
силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво-
бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че-
ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в
самостоятельную, сознательную личность.
3. Фрейд не считает религию основой нравственности. Человек дол-
жен положиться на свои собственные силы. Только человек, осво-
бодившийся от власти авторитетов, может правильно употребить
разум, объективно понять мир и свою роль в нем, не впадая в иллюзии.
3. Фрейд выступает против религиозного воспитания, считая, что оно
препятствует умственному развитию индивида.
Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл
Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво-
бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии -
религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу-
манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке
как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в
силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве-
чает за свою судьбу.
Атеистический Позиция атеистического экзистенциализма
экзистенциализм наиболее отчетливо прослеживается у фран-
цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 -
1980) в его работах "Экзистенциализм- это гуманизм", "Бытие и
ничто" и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках
личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации
и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо-
гом, "нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее
задумал"57. В его работах постоянно прослеживается идея об абсолют-
ной свободе человека, которая противопоставляется идее божествен-
ного провидения. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной
и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, несовместима
с активностью Бога. Но в то же время, по Ж.-П. Сартру, свобода

291

- тягчайший груз, который человек постоянно несет до самой смерти.
Человек осужден быть свободным. По его мнению, "даже если бы бог
существовал, это ничего бы не изменило... суть дела не в том, су-
ществует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто
не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство
существования бога"58.

Нигилизм

Нигилистическое направление в современном
свободомыслии берет свое начало от
Ф. Ницше (1844-1900) - автора "Так говорил Заратустра", "По ту
сторону добра и зла", "Антихристианин" и т.д. Ницшеанство
сложилось в 70 - 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество
последователей.
Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как "нигилизм",
считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше
различает два типа нигилизма - пассивный и активный: пассивный
- знамение слабости, регресса воли и духа; активный является "зна-
ком повышенной мощи воли и разума". Все прежние цели и ценности,
идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего
дня, необходима "свобода воли" и "творческая интуиция", с помощью
которых произойдет прорыв в будущее. "Бог умер", говорит Ф. Ницше,
отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности
христианских. Философ считает, что христианство расслабляет чело-
века, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую
"религию религий", основу которой составляет идея вечного возвра-
щения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек,
который является единственной целью всего человечества. Основная
ценность сверхчеловека - воля к власти: "Господствовать -и не быть
больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить
человека"59.

Секулярный гуманизм

Среди современных свободомыслящих боль-
шое влияние имеет теория секулярного гу-
манизма, представленная в работах американского философа
П. Куртца (род. 1925). В своих трудах "Трансцендентальное иску-
шение", "Критика религии и паранормальное", "Полнота жизни" и
других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее
связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он
отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях,
обусловленных социальными и культурными условиями, в которых
живут народы. Одну из причин существования религии ученый
видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности
принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий
продукт идеализированного воображения, в котором люди топят
свои мечты и слезы.
292

Эволюционный гуманизм Английский философ, биолог, один из
активных деятелей современного международ-
ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 - 1975) заложил
основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является
органом психосоциальной организации человека, касается проблем че-
ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и
общества. В труде "Религия без откровения" Дж. Хаксли подчеркивает,
что появление религиозных воззрений обусловлено определенными
обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на
более высокой ступени - с обществом. В своих трудах он проводит
сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях
развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в же-
лании понять психологические механизмы, которые лежат в основе
религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия
в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между
человеческим единством и единством религиозных систем. По его
мнению, в современном обществе необходимо создать "новую
религию", которая должна иметь дело с реальным миром и основы-
ваться на общечеловеческих ценностях. В "новой религии" не будет
элементов сверхъественного, она будет связана с "чистой" силой интел-
лекта и логикой. Такую религию он называет "эволюционным гу-
манизмом", имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической
этики и теория эволюции.
Натуралистический гуманизм Концепция натуралистического гуманизма
разработана американским философом К. Ла-
монтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире
является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ-
естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт,
рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой
природы. В трудах "Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма",
"Свобода положительного выбора" в противоположность религиозной
доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте-
ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории
личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное,
как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес-
смертие души - это продолжительная жизнь человека в памяти лю-
дей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает
бессмертие человечества.
Защита свободы мысли Хотя "в зарубежных странах существует раз-
и совести ное правовое положение церкви, государства
и школы, философское решение проблем сво-
боды совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают
антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво-

293

бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение
церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно
действует "Американский союз борьбы за отделение церкви от госу-
дарства". Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку
нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко мораль-
ным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать луч-
шую жизнь.

 

Понятие мировоззрения Значение мировоззрения в жизни человека
обусловлено его разумностью, тем, что его
взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ-
ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной
среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом
потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в
нем, на смысл и цель жизни.
Развитые системы современных мировоззрений включают в себя
в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эс-
тетические и этические, антропологические, политические и прочие
взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение
и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, цен-
ностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировозз-
рение - это не набор взглядов и сведений, но определенная
целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как
упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со
всем его духовным миром - знаниями, нравственными, художествен-
но-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе
говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональ-
ный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.
Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения
обладает присущими ему основными структурообразующими элемен-
тами. К их числу относятся прежде всего ответы на глубинные вопросы
бытия - о возникновении мира и человека, явлений природы и
различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих

295

этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении че-
ловека в этом мире.
Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в
зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления
знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи
и контакты между социальными общностями и личностями обус-
ловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее
общими типами мировоззрений можно считать мифологическое,
религиозное и философское.
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологиче-
ское, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый
способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии
общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося,
формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое
еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром.
Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких
разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий,
субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и веще-
ственного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональ-
ной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos -
учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы
заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-нагляд-
ное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди мно-
гочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые
определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы
и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом
и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность
в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ
жизни, между различными видами мифологического мировоззрения
имелось и много общего в решении главных мировоззренческих воп-
росов.
Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные
хранители мифов, первоначально старейшины, затем - шаманы, кол-
дуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых на-
чали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.
Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало
повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее
распространенным типом мировоззрения в мире.
Религиозное и философское Религиозное мировоззрение - это широкое
мировоззрения обобщающее понятие для значительного
числа различных систем миропонимания и
мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен-
ных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и
появление особой группы людей, выступавших в роли систематиза-

296

торов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное
мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимо-
действие двух мировоззренческих уровней - обыденного и теоретиче-
ского. Условием прочности, распространенности того или иного
мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обы-
денного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни
людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное
решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-нагляд-
ной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается
вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.
Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает
вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем
исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт
человека. А практика культовых действий располагает механизмами
подкрепления и формирования этой веры применительно к особенно-
стям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, тео-
логии совершается процесс систематизации и обновления
мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в
самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд
повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (кре-
ационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий
(провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телео-
логия) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога,
воскресения и посмертного существования и др.
Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и
религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и
религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в
многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и обще-
ственными науками; подобно наукам, представляет теоретический уро-
вень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно
не может быть просто перенесено на обыденный уровень.
Как свидетельствуют социологические исследования, в мире ста-
новится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, что
обусловлено социальными процессами и связанными с ними изме-
нениями в культуре. Большая роль принадлежит тем произведениям
искусства и литературы, в которых принципиальные идеи философ-
ского миропонимания даются в образно-художественной форме, до-
ступной нетеоретическому сознанию.
Возможен ли диалог Если обратиться к истории человечества, то
мировоззрений? нетрудно увидеть, что между различными
видами религиозного мировоззрения и их пос-
ледователями возникали различные отношения - от лояльного до
открыто враждебного, нетерпимого. Достаточно вспомнить Древний

297

Рим, где в огромном государстве соседствовали различные виды
религиозного мировоззрения, или, наоборот, период крестовых походов
христиан против мусульман, военные столкновения католиков и про-
тестантов. И именно представители разных видов религиозного
мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным
действиям при всех сохраняющихся различиях. Примечательно, что
в настоящее время многие теологи признают, что, например,
конфликты между христианами и мусульманами в X - XII вв. были
обусловлены не столько различиями в мировоззрениях, сколько
социально-экономическими и политическими интересами. И несмотря
на еще имеющиеся факты враждебных отношений между представите-
лями различных видов религиозного мировоззрения (например, ка-
толиками и протестантами в Северной Ирландии, христианами и
мусульманами в Ливане), общей превалирующей тенденцией ста-
новится объединение в совместных действиях представителей
различных конфессии: христиан, мусульман, буддистов и последова-
телей других разновидностей религиозного мировоззрения.
Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждой
из сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов,
в решении которых имеет место совпадение или близость позиций.
Этот принцип применим и для отношений религиозного и не-
религиозного мировоззрений. Какие же условия необходимы для того,
чтобы совершился переход к диалогу мировоззрении?
В последней четверти нашего века все более нарастало осознание
того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззрен-
ческих различий, нависла общая угроза гибели от возможной термо-
ядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы,
найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путь
насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в
условиях современного развития становится недопустимым. Общей
основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений мо-
гут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того,
что высшей ценностью для человека является человек, может и должно
служить основой диалога сторонников любых мировоззрений.
Диалог не предполагает нивелирования или отказа от различий.
Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных,
их глубокое звание, неискаженное видение есть одно из условий кор-
ректного ведения диалога. Например, онтологические вопросы в
религиозных и нерелигиозных мировоззрениях решаются по-разному.
В определенных случаях это различие носит принципиальный харак-
тер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретные
трактовки, практические следствия применительно к жизненным ситу-
ациям и конкретно-историческое применение этих принципов. И здесь
наблюдается интересная тенденция: в аксиологическом аспекте, в ча-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Со-временные знания об обществе воплощаются в целом ряде специаль-ных наук
Вековые преступления противсвободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести рус-ской церквиquot
Религия есть quot

Опорой движения были джаты - земледельцы

сайт копирайтеров Евгений