Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

325

няла" эти разнородные по своему содержанию и духу фрагменты, отра-
жающие различные социально-этические настроения и ориентации.
В иных уже исторических условиях старые религиозные формы
способны наполниться новым социально-нравственным смыслом и быть
выдвинуты на передний план, оказываясь центральными и значимыми
в глазах приверженцев тех или иных социальных движений. Так, в
контркультурных молодежных поисках 60-х - начала 70-х годов XX
в. активно воспроизводились раннехристианские положения о "птицах
небесных" и "лилиях полевых". В этом, в частности, проявлялось
неприятие контркультурой прагматической морали "отцов", на-
целивавших на "успех" в предпринимательской деятельности. В самой
же протестантской версии христианства с начала ее появления освя-
щение приобретала именно капиталистическая практика накопления
богатства. Подобное осмысление труда как первого закона Бога сов-
мещалось в протестантской этике (особенно в пуританстве) с не-
гативным отношением к "нищим". Они объявлялись бездельниками и
недостойными в этическом плане людьми.
В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм
нравственности, выработанные поколениями людей этические цен-
ности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения
над вечными моральными проблемами, правила отношении с природ-
ным окружением и т. д., а главное - решение таких вопросов, как
"зачем человек живет на свете?", "в чем смысл жизни?", "что есть
добро и зло?". В религиозных формах человечество тысячелетиями на-
капливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании,
воздаянии, долге и других существеннейших нравственных импе-
ративах и принципах человеческой жизни. Эти императивы, нормы,
ценности, наблюдения в системе религиозной морали получают
специфическую интерпретацию, приобретают значение богоданных.
К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести
внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы,
твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и
требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые,
уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные
вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную
эмоционально-психологическую умиротворенность этического соз-
нания людей. Сильной стороной религиозной морали выглядит и пос-
тановка проблемы нравственной ответственности человека за
совершенные деяния (перед всевидящим Богом прежде всего).
Но, с другой стороны, эти же стороны религиозной морали в со-
стоянии придать сознанию верующих такие ориентации, как нравст-
венный буквализм и догматизм, пассивность, отказ от дальнейшего
углубленного постижения существа поставленных этических вопросов,
нетерпимость и даже фанатизм - ведь в священных писаниях, как
предполагается, все моральные истины уже представлены. Неоднознач-

326

но и решение проблемы нравственной ответственности человека. Рас-
плачивается за свои дела он вроде бы перед Богом, однако на практике
от имени Бога говорили церковь, духовенство, различного рода про-
роки и харизматические лидеры, причем зачастую высказывали
взаимоисключающие в моральном отношении положения. Иными сло-
вами, критерии и гарантии религиозных нравственных истин не вполне
надежны: в реальной жизни людей "абсолютные истины" религиозной
морали интерпретируются и применяются по-разному.
Религиозная мораль сберегает, сохраняет некоторые культурные,
национально-бытовые и прочие традиции. Религия, освящая некоторые
достигнутые на определенном этапе развития человечества нравствен-
ные нормы, ценности, запреты и повеления, придавая им ореол свя-
тости и абсолютности, оформляет этот довольно противоречивый и
разнородный, "многоукладный" этический комплекс в виде монолитно-
го, единого, неоспоримого, годного на все времена, вечного богоуста-
новленного свода правил, несоблюдение которых влечет трагичные
последствия для общества и отдельных его членов. При этом под-
черкивается особая моралеобразующая функция религии в генезисе и
упрочении нравственности.
Возможна ли Однако вопрос остается открытым: разве
безрелигиозная религия делает мораль моралью? Подобное
нравственность мнение господствовало в прошлые века. Как
уже было сказано, только в XVII в. высказано
предположение о возможности существования общества, граждане ко-
торого были бы свободны от религиозных воззрений (французским
мыслителем П. Бейлем). В таком обществе, доказывал философ, люди
вполне могли бы вести нравственный образ жизни, не встали бы на
стезю преступлении и пороков. П. Бейль показал, что и неверующий
может быть почтенным человеком, что унижает людей не отказ от
религиозной веры, а идолопоклонство, суеверие и предрассудки.
В наши дни безрелигиозность - массовое явление; подобная ситу-
ация, которую в религиозных кругах часто характеризуют как "вызов
атеизма", серьезно беспокоит богословов различных конфессий. Они
нередко называют эту ситуацию "самым поразительным феноменом
XX века". Более того, часть теологов утверждает, что нынешние уг-
рожающие самому существованию человечества явления, такие, как
глобальные проблемы современности, опасность мировой военной ка-
тастрофы, различные теневые стороны социального бытия, духовно-
нравственный кризис общества, напрямую связаны с отходом людей
от религии и церкви, с переориентацией их сознания и морали на
ценности "материального порядка", потребительство, приобретатель-
ство, вещизм.
Характерна в этом плане ватиканская энциклика "Dominuem et
vivificantem" ("Господа животворящего", 1986). В ней папа Иоанн Па-
327

вел II утверждает, что современная цивилизация "окрашена в мрачные тона материализма", в результате чего в ней вырисовывается "общая картина смерти", появляется все больше ее (смерти) вестников. К ним папа относит и гонку вооружений, чреватую опасностью ядерного самоистребления человечества, и разгул международного терроризма, и нищету и голод в слаборазвитых странах. Системой же, которая ответствена за все отмеченные ужасающие явления, оказывается, помысли папы, атеизм. Логика доказательства данного тезиса такова. Атеизм по своей природе - это "идеология смерти", поскольку он непринимает концепцию загробной жизни и считает, что если отдельный человек смертен, то точно так же дело обстоит и с человечеством в целом. Материализм неизменно отдает предпочтение материальному, отводя духовным, нравственным ценностям второстепенное место либо вообще игнорируя и третируя их1.
Конечно, проблема вещизма и консюмеризма вполне реальна.
Представители религий справедливо критикуют эти явления. В такой
этической критике верующие и неверующие, в том числе и многие
атеисты и материалисты, могут занимать и занимают общие позиции.
История показывает, что материалисты - в философском значении
этого понятия - в большинстве своем не отвергали и не отвергают
духовные ценности (которые и называют "высшими"), духовность и
мораль, не ставили над всем этим "материальные" блага. Все дело
в том, какое содержание, какую интерпретацию приобретают высшие духовные, моральные ценности: в нерелигиозных концепциях они наполняются иным смыслом, чем в богословии.
Схематично мировоззренческие различия в вопросе об источнике морали можно изобразить так. Верующие, как уже было отмечено, считают, что в основе и начале нравственности лежит религия, религиозные причины (трактуемые в каждой конкретной конфессии по-своему). Эта причины, по их мнению, и вызывают к жизни то, что принято называть общезначимыми ценностями морали, которым практически следуют и неверующие люди, ведущие нравственный образ жизни. Точка зрения неверующих людей такова: общезначимые нравственные ценности, выработанные человечеством, являются
первичными по отношению к собственно религиозным моральным нор-
мам; этические ценности приобретают религиозные формы в системетого или иного вероучения.
При отмеченной разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же нравственные взгляды и позиции, быть близкими и даже едиными в понимании того, что есть добро и зло, хорошо и плохо и т. д. В любом случае глубоко несчастен человек, не имеющий твердых духовно-нравственных оснований существования,

328

объективных (свободных от произвола и субъективного толкования)
ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные.
Безрелигиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно за-
думаться о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Остается
ли он в положении одиночества и незащищенности, отрицая реаль-
ность помощи свыше, заступничество Бога? На кого он должен
рассчитывать? Только ли на себя, на свои ограниченные возможности?
Действительно, многие безрелигаозные концепции предполагают
наличие у человека большого мужества и интеллектуально-волевых
ресурсов, зрелой духовности и нравственного здоровья для того, чтобы
его существование было наполнено значением и смыслом. Эти кон-
цепции утверждают достоинство и уникальную ценность человека, не-
смотря на многочисленные факты отступления людей от выполнения
своего назначения, нарушения императивов порядочности и чести, не-
слышания в себе голоса совести. Человеческое, гуманистическое изме-
рение всегда присутствовало в людях, звало на поступки,
возвеличивающие само имя Человека. Быть честным с самим собор,
оценивать себя и окружающий мир в полном выражении, реалистично
- все это часто требует мучительных усилий, подчас героизма. Но
без такой установки на жизнь трудно обрести себя, самореализоваться, построить свою судьбу.
Иными словами, данные концепции призывают человека "не по-
терять", а обрести себя, наполнить свое земное существование нрав-
ственным смыслом, так расширить свое бытие в отпущенный ему срок,
чтобы дни и часы не прошли даром, не утекли, как вода в песок,
бесполезно растраченные. Эти концепции подчеркивают, что человек
живет в обществе не один. Окружающие, близкие и далекие от него
люди - вот его реальный шанс, истинная надежда. В их кругу дано
человеку самоосуществиться, обрести признание, благодарность люд-
ской памяти, бессмертие. Разве ушли из нашей жизни, указывают
приверженцы данных позиций, великие гении литературы, науки, бор-
цы за свободу и счастье человечества? Но память о себе оставляют
не только великие. Все хорошее, доброе, нравственное, что сделал че-
ловек, остается с его ближними, не пропадает. Иногда это происходит
очень неприметно, продолжают сторонники отмеченных концепций,
но это так. Нас окружает, настаивают они, целый мир, который во
многом сделан, создан руками, разумом и гением Человека. В этом
мире много плохого, но много и хорошего. Во всем проявились
различные стороны человеческой сущности. По этим "плодам" и
происходит высший моральный суд людской совести и памяти.
Философы часто рассуждают о "мужестве быть", о "тайне" суще-
ствования человека, его жизни, его нравственности. И религиозные,
и нерелигиозные люди по-своему отвечают на эти "проклятые"

329

этические вопросы (в философии их называют экзистенциальными).
В этом плане верующие и неверующие могут взаимно обогащать свои
моральные взгляды и убеждения, вести плодотворный гуманистический
диалог о феномене Человека, его предназначении, опорах его морали.

Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий в
мировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н.Заболоц-
кого:
"..Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?"1
Эстетическое волнует сменяющие друг друга поколения людей
своей значительностью. "Жизнь коротка, искусство вечно", - го-
ворили древние греки. "Все прекрасное умирает в человеке. Но не
в искусстве", - вторил им Леонардо да Винчи. "Страшная ошибка ду-
мать, что прекрасное может быть бессмысленным", - размышлял Л.Н. Толстой (1828 - 1910).
Общественная природа Сходство и взаимодействие искусства и
искусства религии обусловлено их аксиологической направленностью, соединением в них рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен-
тов. Эстетическое и религиозное переживание - глубинная сторона
этих форм деятельности, включающая сокровенные проявления духов-
ной жизни неповторимой конкретной личности.
Представители теологии обосновывают приоритет фантазии
религиозной над художественной, объясняют достижения художествен-
ного творчества свойственным ему религиозным началом, а неудачи
- уклонением от религиозного предназначения искусства; с их точки зрения, культ - высшая концентрация эстетического содержания.
Религиозные авторы объясняют природу искусства и религии, выводя
ее из потустороннего, трансцендентного источника. П. А. Флоренский писал: "В художественном творчестве душа исторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созер-
цанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и,
напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний.

330

И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее ду-
ховное стяжение облекается в символические образы, те самые, ко-
торые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибо
художество есть оплотневшее сновидение"2. Положение о том, что
искусство учит рассматривать преходящее как символ "иного, непре-
ходящего бытия", развивал и Н. А. Бердяев. Сходные оценки природы
искусства содержатся в религиозных публикациях последних де-
сятилетий, например: "Искусство - путь к обожению, путь от образа
к Первообразу. Истоки искусства не в подражательной способности
человека, но в Боге"3.
Современные католические объяснения искусства широко обраща-
ются к неотомистским и неоавгустиновским идеям. Если первые трак-
туют художественно-эстетическую деятельность как последовательное
воплощение церковно-христианского идеала, истоки которого, с их
точки зрения, потусторонни, то вторые уделяют больше внимания
интуитивным сторонам творческого процесса, художественному проз-
рению и вдохновению, связанным с непосредственным переживанием
присутствия Бога в мире. В протестантизме концентрацией высшей
красоты выступает, как правило, нравственная ценность жизни Иисуса
Христа; проявления в искусстве личной веры и ее абсолютное значение
- свидетельства нравственных достижений, запечатленные в образно-
художественной форме. Концепции искусства в иудаистской,
буддийской, индуистской, исламской, синтоистской религиозной мысли
также акцентируют внимание на центральных смысловых моментах
соответствующих вероучений и связанных с ними художественно-
мифологических традициях.
Искусство возникает в обществе, истоки красоты связаны с
достижениями в освоении человеком окружающего мира, отношений
между людьми и внутреннего духовного мира самого человека. На
основе анализа обширного археологического и этнографического ма-
териала современные исследователи придерживаются точки зрения,
согласно которой синкретичность первобытного сознания лишает смыс-
ла попытки выведения религиозного сознания из эстетического или
эстетического - из религиозного4. После становления искусства и
религии как относительно самостоятельных областей деятельности ха-
рактер их взаимодействия определяется как историческим уровнем
дифференцированности, так и степенью "суверенности" их по отно-
шению друг к другу; своеобразием соотношения эстетических и
религиозных задач в творческой деятельности художника; уровнем
религиозности населения, воспринимающего то или иное художествен-
ное решение. Поэтому нет и не может быть формулы, однозначно и
исчерпывающе раскрывающей соотношение религиозного и художест-
венного начала для всех времен и народов, для всех религий или для
всех видов и жанров искусств. Для каждого общества такое соотно-
шение носит конкретно-исторический характер в каждую эпоху. Ис-

331

кусство Древнего Египта и Древней Греции, европейского и восточного
средневековья, эпохи Возрождения, нового времени, равно как и
развитие национальных школ в архитектуре, изобразительном искус-
стве, в музыке и литературе, подтверждает этот тезис.
Соотношение искусства и религии определяется их связями с обще-
ственной жизнью. Речь идет о глубинных, устойчивых, сущностных
тенденциях объективных общественных процессов; эти тенденции име-
ют место в разных цивилизациях, реализуясь в конкретно-историче-
ской деятельности сменяющих друг друга поколений разных народов
и эпох. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру (скон-
центрированного прежде всего в искусстве) - проявление власти, ут-
верждение победы мастера над материалом. Материал может быть дан
природой, общественными отношениями, предыдущим этапом художе-
ственной деятельности, представлять собой как бы сплав природного
дара и последующей работы над его развитием. В многочисленных про-
бах, ошибках и переоценках художественной деятельности познается
власть человека над своими собственными садами, соперничество с
природой, с другими людьми, с наследием, оставленным прошлыми
поколениями. Многофакторное взаимодействие этих явлений создает
неисчерпаемость эстетического мира, утверждающего полноту, утон-
ченность и взаимодополняемость сущностных сил человека. В "зер-
кале" эстетического человек получает представление о своих
сущностных силах: сознание человеком богатства своих возможностей
и целесообразная активность (умение) неразрывно сплавлены в эс-
тетическом освоении действительности. Оно является универсальным,
имеет всемирно-исторический характер.
Религиозное и культовое Сказанное относится и к искусству,
искусство посвященному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание
достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского
искусства религиозное усматривает в них чудо божественного
провидения, направляющего мысль, руку, глаз, слух художника.
Прежние достижения искусства на пути воплощения религиозной
проблематики, религиозные тексты, наставления религиозных пропо-
ведников, т. е. материализованный опыт предыдущей религиозной де-
ятельности (в том числе и в сфере искусства), становится
преимущественным источником религиозного искусства.
Различают религиозное искусство в широком смысле слова - как
имеющее религиозную направленность, но не связанное непосредст-
венно с культом, и в узком смысле - как включенное в систему куль-
та5.
Включенность в систему культа - свидетельство признания, одобрения того или иного художественного решения священнослужителями и, в конечном счете, верующими, т. е. путь обретения им

332

церковного статуса. Последний, как правило, закрепляется в официальном признании этого решения высшими авторитетами данной церкви: в постановлениях соборов, рекомендациях церковного руководства, одобрении от его имени и т. д. Прямое отношение к системе культа того или иного художественного решения (иконы, стихиры, распевы и
т. д.) повышало его значимость в глазах как верующего художника,
так и прихожанина храма. Евангельские и иные религиозные сюжеты
служили и служат основой образов христианского религиозного искус-
ства. Наряду с общечеловеческими нормами эти сюжеты закрепили
такие стороны бытия, как ограниченность, неравномерность, противо-
речивость (по характеру развития и результатам) преобразовательной
деятельности человека. Аналогичные процессы протекали и протекают
в художественном творчестве, связанном с системой индуистских,
буддийских, синтоистских религиозных образов, имеющих, как изве-
стно, многоплановые национально-региональные и историко-вре-
менные видоизменения, множественность прочтений. Сложнее
обстояло дело в религиозных системах, запрещавших изображения лю-
дей и животных (иудаизм, ислам и др.). Изобразительное искусство
специализировалось здесь на художественном воплощении мно-
гочисленных религиозных символов, сложных геометрических орна-
ментов, а также орнаментов, построенных на сочетаниях листьев,
цветов, плодов и т. д.
Во внерелигиозном искусстве встречается множество примеров
подобного эстетического осмысливания действительности. Но в отличие
от религиозного оно не ориентируется на требования культа и не
прилагает к проблемам человеческого бытия критерии, освященные ав-
торитетом трансцендентного начала. Религиозное же искусство
оценивает проявления человеческой активности по их отношению к
этому началу. Религия, с одной стороны, располагает системой идей,
образов и действий, способной стимулировать психологическое "про-
странство" личности, где приостановлено всевластие бездушия и бес-
сердечия, возможны высшая справедливость, доброта и милосердие. С
другой стороны, она обеспечивает и конформное отношение к миру (как
к творению Бога). Культ, насыщенный образами искусства, призван
создать впечатление присутствия "неземного" мира в посюстороннем,
земном.
Как и в любом искусстве, в религиозном искусстве смысловым цен-
тром является эстетический идеал. В отличие от нерелигиозного он
направлен к выявлению божественного начала, вдохновляется
религиозным сюжетом. Поскольку в традиционных религиях его кон-
центрированным выражением выступает богослужение, соответствие
его требованиям и составляет основу оценок прекрасного с ортодок-

ззз

сально-религиозных позиций. Тип мифа предопределяет эстетические
оценки в той или иной религиозной системе. Так, искусство, связанное
с буддийским культом (например, буддийские иконы или маски),
оценивается христианином в русле вероучения его собственной
религии; правоверный мусульманин отвергает ренессансную живопись
на религиозные темы; для старообрядца православные иконы, написан-
ные в XVIII - XX вв., неприемлемы в силу их несоответствия канонам
древнерусской живописи, сложившимся к середине XVII столетия.
Канон в Каноном (греч. -- норма, правило) в церковном искусстве церковном искусстве является свод
твоческие возможности обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы-
вает тип архитектурного решения храма (как его внешние формы, так
и организацию внутреннего пространства), порядок расположения сю-
жетов изобразительного искусства (стенописи и икон), содержание,
последовательность песнопений и театрализованных действий священ-
нослужителей и паствы и т. д. Например, в искусстве иконописания
русской православной церкви с XVI столетия существуют "Лицевые
и толковые подлинники", определяющие основные приемы написания
того или иного образа святого, равно как и икон на иные христианские
сюжеты ("двунадесятые праздники" и т. д.). Свои канонические нормы
имеет искусство, связанное с иудаистским, исламским, индуистким и
буддийским богослужениями; эти нормы имеют национально-
региональные особенности.
Канон выступает мерой в оценке эстетического по критериям, вы-
работанным религиозными организациями в конкретно-исторических
условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения
при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,
шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны
жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-
вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-
понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней
общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,
не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.
Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения
действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту-
пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,
признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-
ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их
усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней
схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,
архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило-
софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-
ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и

334

религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-
вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-
ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание
интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого
предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-
денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими",
"Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт-
вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества
гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне-
русскими иконописцами в многочисленных вариациях.
Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок-
рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери";
они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-
ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-
зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное
содержание произведений, признанных церковью каноническими, про-
является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан-
самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается
мысль об относительной самостоятельности художественного начала по
отношению к религиозно-культовому.
Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,
созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных
религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-
стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),
в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также
в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-
действие священнослужителей и верующих при "исполнении"
религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в
орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-
дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,
обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной
проповеди и культовых действий.
Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-
ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-
значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для
церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-
лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую
сторону искусства, как полифункциональность . Она определяется
прежде всего различием формальных и содержательных особенностей
искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической
атрибутикой и внешними особенностями образов художественного
произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла
художника и функциональным назначением произведения. При этом

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возникновение буддизма в середине vi в
Приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществоми природой
Глав-ной ее задачей должно быть познание бога как первопричины
Существуют два основных видарелигиозной деятельности
Даже возможность становления человека бо-гом

сайт копирайтеров Евгений