Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У некоторых народов известно деление шаманов на "белых" и "черных", хотя различие не всегда легко определить. Многочисленные полубожества у бурят делятся на черных Ханов, которым служат "черные" шаманы, и белых Ханов, покровителей "белых" шаманов. Но так было не всегда: согласно мифам, первый шаман был "белым", а "черный" появился лишь позднее; ср.: Garma Sandschejew. Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten. – Anthropos, 27 (1927-28): 933-955; 28 (1928): 538-560 ? 967-986, особ. р. 976. О морфологии и происхождении этого дуалистического деления см.: Le Chamanisme, pp. 157-160. См. также: J.-P. Roux. Les Etres intermediares chez les peuples altaiques в: Genies, Anges et Demons. – Sources Orientates, 8 (P., 1971), pp. 215-56; idem. La danse chamanique de l'Asie centrale, в: Les Daises Sacrees. – Sources Oriemales, 6 (P., 1963), pp. 281-314. §247

О символизме шаманского костюма и барабана: Le Chamanisme, pp. 128-153.

О том, как складывался шаманизм в Северной Азии: ibid., pp. 384-394. О роли шаманизма в религии и культуре: ibid., pp. 395-397. §248

К палеосибирской лингвистической группе принадлежат юкагиры, чукчи, коряки и гиляки. На уральских языках говорят самоеды, остяки [ханты] и вогулы [манси]. К финно-уграм относятся финны, черемисы [марийцы], вотяки [удмурты], венгры и др.* 75

Особого упоминания заслуживает работа: Uno Harva. Die Religion der Tscheremissen. – FF Communications, nr. 61 (Poorvo, 1926). Общую характеристику "Religions des Asiates septentrionaux (tribus de Siberie)" и "Religions des pcuples finnois" дал Ivan Paulson: Les religions arctiques et finnoises. pp. 15-136, 147-261 (отличная библиография)* 76 .

О небесном боге Нуме см.: М. Castren, Reiseerinnerung aus den Jahren 1838-1844, I (St.-Petersburg, 1853), p. 250 sq.; Paulson. Les religions des Asiates septentrionaux, p. 61 sq.; R. Pettazzoni. L'onniscienza di Dio (Torino, 1955), p. 379 sq.

Миф о космогоническом нырянии см.: Eliade. Zalmoxis, p. 100 sq.

Об угорском шаманизме: Le Chamanisme, p. 182 sq.; о шаманизме у эстонцев: Oskar Loorits. Grundziige des estnischen Volksglauben, 1 (Lund, 1949, p. 259 sq.; 2 (1951), p. 459 sq. О шаманизме у лопарей [саамов]: Louise Backman, Ake Hultkrantz. Studies in Lapp Shamanism (Stockholm, 1978).

О "шаманском" происхождении Вяйнямейнена и других персонажей "Калевалы": Martii Haavio. Vainamoinen, Eternal Sage. – FF Comminications, nr. 144 (Helsinki, 1952)* 77 .

О Владыке зверей и духах-покровителях животных: Ivan Paulson. Schutzgeistter und Gottheiten des Wildes (der Jagdiere und Fische) in Nordeurasien. Eine religions-ethnogiaphische und religions-phanomeno logische Untersuchung jagerischer Glaubcnsvorstellungen (Stockholm, 1961). См. его же: Les religions des Asiates septentrionaux (tribus de Siberie), pp. 70-102; Les religions des peuples finnois, pp. 170-187; The Animal Guardian: A Critical and Synthetic Review. – HR 4 3 (1964): 202-219. Аналогичные идеи встречаются у первобытных охотников Северной и Южной Америки, Африки, Кавказа и т.д.; ср. библиографию в: Paulson. The Animal Guardian, nn. 142. §249

Письменные источники свел воедино С Clemen. Fontes historiae religionum primitivarum, praeindogeimanicarum, indo-germanicarum minus notarum (Bonn, 1936); см. также: W. Mannhardt. Letto-Prussische Gotterlehre (Riga, 1936); A. Mierzynski описывает и анализирует источники вплоть до середины XV: Mythologiae lituanicae monumenta, 1-2 (Varsovie, 1892-1895). О состоянии вопроса до 1952 г. см.: Haralds Biezais. Die Religionsquellen der baltischen Volker und die Ergebnisse der bisherigen Forschungen. – Arv, 9 (1953): 65-128.

Всестороннее исследование Прибалтийского региона дает Haralds Biezais в: Ake V. Strom, H. Biezais. Germamsche und baltische Religion (Stuttgart, 1975). Очерки общего характера, представляющие разные точки зрения, можно найти в: V. Pisani. La religione dei Balti. – Tacchi Venturi. Storia delle Religioni, 6 e ed. (Turino, 1971), vol. 2, pp. 407-461; Marija Gimbutas. The Baits (L.-N.Y., 1963), pp. 179-204; Jonas Balys, Haralds Biezais. Baltische Mythologie. – WdM, 1 (1965): 375-454.

Довольно много данных, особенно по фольклору и этнографии, а также обширную библиографию читатель найдет в работах Haralds Biezais: Die Gottesgestalt der Lettischen Volksreligion (Stockholm, 1961) и Die himmlische Gotterfamilie der alten Letten (Uppsala, 1972). См. также: Н. Usener. Gbtternamen, 3-е ed. (Frankfurt am Main, 1948), pp. 79-122, 280-283; W.C. Jaskiewicz – A Study in Lithuanian Mythology: Juan Lasicki's Samogitian Gods. – Studi Baltic^ 9 (1952): 65-106.

О Диевсе ср.: Biezais. – WdM, 1 (1965): 403-405; idem. Gott der Gotten – Acta Academia Aboensis, Ser. A., Humaniora, vol. 40, nr. 2 (Abo, 1971).

Имена Перкунас, латышск. Перконс, древне-прусск. Перкунис происходят от балто-славянской формы *Перкунос (ср. старослав. Перун) и родственны ведическому Парджанья, албанскому Перенди и германскому Фьоргун. О Перкунасе см.: J. Balys. – WdM, L (1965): 431-434 с библиографией, р. 434. О Перконсе: Biezais. Die himmlische Gotterfamilie der alten Letten, pp. 92-179 (сравнительный анализ индоевропейских богов-громовников).

Космогонические мифы Прибалтики неизвестны. Есть Дерево Солнца (Космическое Дерево) посередине океана или на востоке; Солнце, опускаясь за горизонт, вешает на него свой пояс перед отходом ко сну.

О Богине Солнца, Сауле, ее сыновьях и дочерях и о небесных браках см.: Biezais. Die himmlische Gotterfamilie der alten Letten, pp. 183-538. Дочери Сауле аналогичны индоевропейским богиням рассвета.

О Лайме: Biezais. Die Hauptgottinen der alten Letten (Uppsala, 1955), p. 119 sq. (ее отношение к удаче и неудаче), р. 139 sq. (ее отношения с Богом), р. 158 sq. (с Солнцем). Богиня судьбы, Лайма распоряжается рождениями, браками, урожаями и здоровьем скота. Интерпретацию Биезаиса принял ряд специалистов по Прибалтике (ср. ее оценку в: Alfred Gaters. Deutsche Literaturzeitung, 78, 9, sept. 1957), но с ней не согласился эстонский ученый Oskar Loorits: Zum Problem der lettischen Schicksalgottinen. – Zeitschrift fiir slavische Philologie, 26 (1957): 78-103. Центральный вопрос таков: в какой степени фольклорные дайны представляют аутентичное свидетельство древнего латышского язычества? По мнению Питериса Шмитса, расцвет жанра дайн приходится на период между XII и XVI вв. Биезаис же считает, что в дайнах сохранились гораздо более древние религиозные традиции; "расцвет" в XVI в. отражает лишь новую эпоху в народном поэтическом творчестве (Die Hauptgottinen, pp. 31 sq., 48 sq.). Другие ученые также убеждены, что дайнам свойственно постоянное самообновление (ср.: Antanas Maceina. – Cpmmentationes Balticae, 2, 1965). Но Оскар Лооритс полагает, что дайны – слишком позднее явление и не могут служить доказательством того, что Лайма была древним божеством индоевропейского происхождения; ее функция в качестве божества судьбы – вторична (р. 82); Лайма – "низшее" божество, ее роль ограничивалась, считает Лооритс, родовспоможением и благословением новорожденных (р. 93); одним словом, Лайма есть вторичная манифестация синкретического типа, весьма напоминающая фигуру Девы Марии в латышском религиозном фольклоре (р. 90 sq.).

Вспомним, тем не менее, что хронологический критерий неприложим, когда необходимо оценить не возраст устной литературной традиции или верования, но их религиозное содержание. Богини – покровительницы рожениц и новорожденных имеют архаическую структуру; см. inter alia: Momolina Marconi. Reflessi mediterranei nella piu antica religione laziale (Milano, 1939); G. Rank. Lappe Female Deities of the Madderakka Group. – Studia Septentrionalia, 6 (Oslo, 1955), pp. 7-79. Трудно представить себе, чтобы популярные балтийские богини или полубогини – Лайма и др. – были сформированы по образу Девы Марии. Более вероятно другое: Мария заняла место древних языческих богинь, или же последние, после христианизации балтов, вобрали в себя некоторые элементы мифологии и культа Святой Девы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

религиоведения Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации 11 источники
Обратно в раздел религиоведениемирча элиаде истории культуры
религиоведения Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации 7 расцвет
религиоведения Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации 6 пророка
298 научное издание сочинений мсйстера экхарта еще перевод переводы

сайт копирайтеров Евгений